Судья: Москвин К.А. дело № 33-22402/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Красновой Н.В.
судей: Дмитриевой Е.С., Беленкове В.И.
при секретаре: Цепилове А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании от <данные изъяты> апелляционную жалобу ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ на решение Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Огурцова А. В., Огурцовой С. А., действующей также в интересах несовершеннолетнего Огурцова М. А., Огурцовой Е. А., действующей с согласия своего отца Огурцова А.В., к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Министерству Обороны РФ о признании права собственности в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Дмитриевой Е.С.,
У С Т А Н О В И Л А:
Огурцов А.В., Огурцова С.А., действующая также в интересах несовершеннолетнего Огурцова М.А., Огурцова Е.А., обратились в суд с иском к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Министерству Обороны РФ о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований указали, что Огурцов А.В., в период прохождения военной службы, <данные изъяты> был принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения (улучшении жилищных условий). Выслуга в Вооруженных Силах Российской Федерации составляет более 20 лет, первый контракт заключен до <данные изъяты> <данные изъяты> на спорную квартиру заключен договор служебного найма и Огурцов А.В. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истцы полагают, что занимаемое ими жилое помещение в специализированный жилищный фонд не включалось и не является служебным. В связи с чем, обратились в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ с заявлением о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Заявление оставлено без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истцов, просил исковые требования удовлетворить.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились. Извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель третьего лица ФГКУ «328 эксплуатационно-технической комендатуры», в иске просила отказать.
Решением Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования были удовлетворены.
Не согласившись с постановленным решением, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о дате и времени разбирательства по делу извещены. Руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения правильного по существу решения суда.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ, помимо прочих прав, государственной регистрации подлежит право оперативного управления. Первоначально должно быть зарегистрировано право федеральной собственности на недвижимое имущество – жилое здание, в котором расположены спорные жилые помещения, а лишь затем производное право – право оперативного управления. После принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.
Из материалов дела усматривается, что Огурцов А.В., в период прохождения военной службы, <данные изъяты> был принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения (улучшении жилищных условий). Выслуга в Вооруженных Силах Российской Федерации составляет более 20 лет, первый контракт заключен до <данные изъяты>
<данные изъяты> был заключен договор служебного найма на трехкомнатную квартиру по адресу: <данные изъяты>-10 (военный городок 22/1), <данные изъяты>. Огурцов А.В. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.9). Истцы проживают в указанной квартире, других жилых помещений в собственности не имеют, участия в приватизации не принимали.
В 2009 г., военный городок <данные изъяты> преобразован в закрытое административно – территориальное образование. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О закрытом административно-территориальном образовании» жилые помещения в ЗАТО могут приобретаться в собственность, либо могут совершаться иные сделки с таким имуществом гражданами, постоянно проживающими или получившими разрешение на постоянное проживание на территории ЗАТО.
Приказом Министра обороны <данные изъяты> от <данные изъяты> спорное жилое помещение в составе жилого дома было закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «328 ЭТК» без указания статуса жилого помещения. В ходе преобразования военного городка 22/1 в <данные изъяты> спорная квартира в муниципальную собственность не передавалась.
В соответствии с приказом Министра обороны <данные изъяты> от <данные изъяты> спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ без указания статуса жилого помещения.
Истец Огурцов А.В. обращался в Министерство обороны РФ и в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением о предоставлении информации о статусе жилого помещения. Его заявления оставлены без удовлетворения.
Согласно сведениям Росреестра права в отношении спорной квартиры не зарегистрированы.
Истец Огурцов А.В. обращался в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ с заявлением о передаче спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, просьба истца оставлена без удовлетворения.
Таким образом, судом первой инстанции установлено что, порядок отнесения спорной квартиры к специализированному жилищному фонду соблюден не был. В данном случае, спорная квартира по общему правилу является объектом договора социального найма, на который не распространяется правовой режим, установленный для служебных жилых помещений, так как в момент предоставления истцу Огурцову А.В. спорной квартиры отсутствовал соответствующий, принятый в соответствии с законодательством, акт о включении спорной квартиры в число служебного фонда. Кроме этого, при предоставлении спорного жилого помещения истцу, фактически было реализовано право истца на обеспечение жилым помещением на общих основаниях, так как он с семьей был снят с учета лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Кроме этого, в настоящее время закрытый военной городок № 22/1, в котором на момент распределения располагалось спорное жилое помещение, преобразован в ЗАТО, а поэтому в силу Закона статус служебного жилого помещения на бывшей территории закрытого военного городка прекратил свое действие.
По изложенным выше обстоятельствам, суд правомерно счел, что спорная квартира служебной не является и не может использоваться в таком качестве.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. <данные изъяты> «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. К полномочиям указанного органа относится принятие решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключению жилых помещений из указанного фонда.
Министерством Обороны РФ принято решение от <данные изъяты> г., которым предписано органам военного управления прекратить исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Однако, данное указание не может служить основанием для ограничения права гражданина на жилище, с учетом установленного в ходе разбирательства нарушения требований законодательства при отнесении жилого помещения к числу служебных.
В силу ст. 2 Закона РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, в праве с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членом семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Удовлетворяя заявленные требования о признании за истцами права собственности на спорную квартиру, суд правомерно исходил из того, что истцы, занимающие жилое помещение в государственном жилищном фонде, вправе приобрести его в собственность. Ранее истцы право на приватизацию не использовали, что подтверждается материалами дела, при предоставлении спорной квартиры они были сняты с учета нуждающихся в предоставлении жилой площади. Истцы обращались в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ с заявлением о передаче спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, однако заявление было оставлено без удовлетворения.
Решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым суд дал надлежащую оценку, с этой оценкой судебная коллегия согласна.
Фактически доводы апелляционной жалобы, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, что не является основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Одинцовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: