Дело № 2-5623/2012 19.09.2012г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловский районный суд г. Перми
в составе: председательствующего судьи Роготневой Л.И.,
при секретаре Поспеловой О.С.,
с участием помощника прокурора Свердловского района г. Перми Демидовой Е.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми в помещении суда
гражданское дело по иску прокурора Лысьвенского района Пермского края к ОАО «Пермская энергосбытовая компания» о признании незаконными действий по отключению электрической энергии, понуждении возобновить подачу электроэнергии, и признании недействительным пунктов договора электроснабжения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Лысьвенского района Пермского края обратился в суд с иском к ОАО «Пермская энергосбытовая компания» о признании незаконным действий по отключению электрической энергии и признании недействительным пунктов 2.2.1, 8.1, 8.5, 8.6, 8.1.1.,8.1.2, 8.1.3, 8.4 договора электроснабжения между ОАО «Пермская энергосбытовая компания» и ООО «Лысьва - ТеплоСервис», указывая, что в результате проверки установлено, что в соответствие с протоколом конкурсной комиссии о результатах проведения конкурса от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении объектов (комплекса объектов коммунальной инфраструктуры на территории Лысьвенского муниципального района Пермского края, находящегося в муниципальной собственности Лысьвенского муниципального района Пермского края) заключено концессионное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием «Лысьвенский муниципальный район Пермского края» и обществом с ограниченной ответственностью «Лысьва-ТеплоСервис».ООО «Лысьва-ТеплоСервис», в соответствие с уставной деятельностью, предоставляет услуги по передаче тепловой энергии для генерирующих организаций г. Лысьва, горячего водоснабжения на ЦТП №№ 1,2,3,4,5,6,8, водоснабжения, водоотведения и очистку сточных вод для потребителей на территории Лысьвенского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ
Для обеспечения принятых на себя обязательств по поставке горячей воды, между ООО «Лысьва-ТеплоСервис» и потребителями заключены договоры на поставку тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению, по условиям которых ООО «Лысьва- ТеплоСервис» обязуется обеспечивать подачу тепловой энергии на цели горячего водоснабжения.
Между ООО «Лысьва-ТеплоСервис» и ОАО «Пермская Энергосбытовая Компания» заключен договор электроснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу (поставку) электрической энергии н мощности в соответствии с договором, а потребитель обязуется принимать и оплачивать электроэнергию и мощность в сроки на условиях, предусмотренных Договором.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Лысьва-ТеплоСервис» поступило уведомление от ОАО «Пермская энергосбытовая компания» о введении ограничения режима потребления электроэнергии на объекте по <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ на указанном объекте введено полное ограничение режима потребления электроэнергии. На данном объекте расположены мастерские, используемые для административно-бытового назначения ремонтно- восстановительных работ на сетях теплоснабжения, бытовые помещения для работников и кабинет начальника участка и мастера.
ДД.ММ.ГГГГ в 10-00 часов ОАО «Пермская энергосбытовая компания» ввела полное ограничение режима потребления электроэнергии на ЦТП №№ 2,3,4,5, находящейся на праве владения и пользования у ООО «Лысьва-ТеплоСервис», по причине образовавшейся задолженности, что следует из уведомления ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №.Кроме того, согласно информации из ООО «Лысьва-ТеплоСервис», ДД.ММ.ГГГГ введено полное ограничение с 12:00 по <адрес>. В результате введения ограничения по <адрес>, без электроснабжения осталось административное здание ООО «Лысьва-ТеплоСервис», а также расположенные в нем Управление образования Лысьвенского муниципального района и Центр занятости населения в г. Лысьва.
ДД.ММ.ГГГГ введено частичное ограничение подачи электроэнергии на ЦТП № 1,6,8.
Лысьвенским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОАО «Пермэнергосбыт» было внесено предостережение о недопустимости нарушения закона при введении ограничения электропотребления, несмотря на это ограничение было введено.
В связи с полным ограничением режима электропотребления Ш объекте по <адрес> ООО «Лысьва-ТеплоСервис» не может выполнять функции по обслуживанию сетей теплоснабжения горячего водоснабжения в полном объеме на территории Лысьвенского муниципального района. Это может создать угрозу возникновений негативных последствий, в том числе для жителей соответствующих домов, и привести к необоснованному ущемлению прав граждан и повышению социальной напряженности в городе.В результате указанных действий п отребители, присоединенные к ЦТП №2,3,4,5, не могли быть подключены к горячему водоснабжению.
ОАО «Пермская энергосбытовая компания» является гарантирующим поставщиком электрической энергии ООО «Лысьва-ТеплоСервис», являющемуся ресурсоснабжающей организацией, которая в свою очередь путем преобразования электрической энергии в тепловую вырабатывает коммунальный ресурс - горячую воду и передает ее по принадлежащим ему тепловым сетям Потребителям коммунальных услуг, а именно многоквартирным домам, школам, детским садам, больницам и поликлиникам г. Лысьва.
Иного оборудования, позволяющего ООО «Лысьва-ТеплоСервис» производить горячую воду без использования ЦТП № 2,3,4,5 нет. На многоквартирных домах также отсутствует оборудование, позволяющее управляющим компаниям производить горячую воду.Электроэнергия, предоставляемая ответчиком, является необходимым элементом технологического процесса производства и подачи горячей воды потребителям, и прекращение ее подачи на ЦТП № 2,3,4,5 исключает возможность обеспечения горячим водоснабжением население. На день подачи иска в суд, подача электроэнергии восстановлена на некоторых объектах, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 16:15 на ЦТП № 2,3,4,5; ДД.ММ.ГГГГ в 14:20 по <адрес> и в 16:50 по <адрес> и <адрес>. Таким образом, ОАО «Пермэнергосбыт» использовало в качестве способа защиты своих прав отключение электроэнергии.
Согласно статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа.
Так, согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 1, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей шц газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.
Между ОАО «Пермэнергосбыт» и ООО «Лысьва-ТеплоСервис» не заключено соглашений о предоставлении ресурса добросовестным гражданам, не согласован объем аварийной брони.Действия энергоснабжающей организации по прекращению поставок ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно - энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно - энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.
В силу статьи 3 (часть 4) Жилищного кодекса Российской Федерацш никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользовани жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимосп произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированного Конституцией Российской Федерации (статья 40).
Согласно пункту 85 Правил предоставления коммунальных услу гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов потребителям, полностью выполняющим обязательства, установлений законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Системный анализ причин введения ограничения, указывает на несоответствие условий договора электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ № действующему законодательству.
Согласно договору электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ № гарантирующий поставщик (ОАО «Пермэнергосбыт») обязуется осуществлять продажу (поставку) электрической энергии и мощности потребителю, а также посредством привлечения сетевой организации обеспечивать оказание Потребителю услуг по передаче электрической энергии, а потребитель обязуется своевременно оплачивать Гарантирующему поставщику принятую электрическую энергию и мощность и иные услуги, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с получением (потреблением) энергии.
В соответствии с п. 2.2.1 настоящего договора гарантирующий поставщик имеет право ограничивать полностью или частично режим потребления электрической энергии (мощности) потребителю по основаниям и в порядке, установленном разделом 8 настоящего договора.
Согласно п.8.1. гарантирующий поставщик имеет право производить ограничение полностью и (или) частично) режима потребления электрической энергии и мощности потребителю по следующим основаниям:
п.8.1.1. - при однократном нарушении потребителем сроков оплаты (сроков платежа) электрической энергии (мощности), установленных договором, в том числе при возникновении у потребителя задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа;
п. 8.1.2. - при выявлении случаев потребления электрической энергии с нарушением со стороны потребителя установленного настоящим договором и (или) действующим законодательством РФ порядка учета электрической энергии, приводящего к искажению данных о фактическом объеме потребленной электрической энергии (мощности), в том числе в случае присоединения потребителем токоприемников и (или) энергопринимающих устройств помимо приборов учета, при нарушении или изменении схем учета, повреждении приборов учета;
п. 8.1.3. - в случае выявления фактов потребления электроэнергии с использованием энергопринимающих устройств или токоприемников, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединенияэнергопринимающих устройств к электрическим сетям, а также в случае выявления фактов увеличения потребителем мощности сверх значений, обусловленных настоящим договором;
согласно п.8.5. договора гарантирующий поставщик вправе вводить ограничение полностью и (или) частично режима потребления электрической энергии потребителя или снижать категорию надежности электроснабжения потребителя для проведения плановых работ по ремонту электрооборудования сетевой организации.
В соответствии с п.8.6 договора полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) Потребителя в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения (угрозе возникновения) дефицита электрической энергии и мощности и (или) падения напряжения, перегрузки электротехнического оборудования и иных чрезвычайных ситуациях производится в соответствии с графиками аварийного ограничения.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
По общему правилу статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующего его предупреждения допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» установлен перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается.К числу таких потребителей отнесены объекты водоснабжения и канализации, частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровья людей. (Приложение N 6 к основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530). Любое ограничение или прекращение обеспечения подачи (поставки) электрической энергии на объекты ООО «Лысьва-Теплосервис» влечет прекращение водоснабжения населенного пункта г. Лысьва, численностью более 60 тысяч человек.
В силу пункта 161 Правил функционирования розничных рынков неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии является основанием для ограничения режима потребления.
В соответствии с пунктом 168 Правил в отношении потребителей, частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровья людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления.
Таким образом, редакция п.п. 2.2.1, 8.1., 8.5., 8.6. договора в части установления права гарантирующего поставщика в установленном порядке прекратить подачу энергии полностью при обстоятельствах, указанных выше, и п.п. 8.1.1., 8.1.2., 8.1.3. договора в совокупности с содержанием статьи 422 Гражданского кодекса РФ находится в противоречии с требованиями нормативных актов и является недействительной в силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п. 8.4 договора,потребитель обязан возместить гарантирующему поставщику и /или сетевой организации расходы, понесенные гарантирующим поставщиком и/или сетевой организацией в связи с введением ограничения режима потребления электроэнергии (мощности) по основаниям, установленным п. 8.1.1., 8.1.2., 8.1.3 договора.
Установленная в п.п. 8.4. договора мера ответственности противоречит действующему законодательству.Согласно статьям 400, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств установлена ограниченная ответственность в виде возмещения виновной стороной реального ущерба, т.е. расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Установление повышенной ответственности по соглашению сторон противоречит пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Требования о признании недействительными пункта договора относятся к подведомственности Арбитражного суда, однако, в соответствии с частью 4 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. Разделение данных требований невозможно ввиду того, что именно в соответствии с указанными пунктами договора производилось ограничение электрической энергии.Отношения, связанные с предоставлением гражданам услуг п теплоснабжению, урегулированы Правилами предоставления коммунальны услуг гражданам, утвержденными Постановлением правительства РФ о 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальныхуслуггражданам» (далее - Правила).Данные правила предусматривают возможность приостановления ил прекращения предоставления тепловой энергии лишь в случаях предусмотренных данными правилами (п.п. «д» п. 50 Правил). При этом пунктом 85 Правил установлено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг либо прекращение подачи коммунальных pecypcoв потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, не допускается.
Таким образом, в результате действий ответчика по прекращении подачи электроэнергии на ЦТП № 1,2,3,4,5,6,8 а также на объектах га <адрес> ООО «Лысьва-ТеплоСервис» было лишено возможности вырабатывав коммунальный ресурс - горячую воду и как следствие значительное количество потребителей коммунальных услуг, не имеющих задолженности по их оплате, остались без горячего водоснабжения.Действия ответчика по прекращению подачи электрической энергии повлекшие прекращение поставки горячего водоснабжения в жильк помещения, препятствуют осуществлению нормальной жизнедеятельности реализации прав граждан, в результате чего были нарушены права, как собственников, так и нанимателей жилых помещений, на беспрепятственно* пользование указанными помещениями и ресурсами, что противоречит ст. 10 ГК РФ, устанавливающей пределы осуществления гражданских прав, нормам Конституции РФ, приведенным выше. Кроме того, при фактическом ограничении потреблении электроэнергии на ЦТП №2,3,4,5, последствиями являются прекращение поставки горячего водоснабжения многоквартирных домов, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и других объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения г. Лысьва.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга, муниципальных образований.
В суде представитель прокурора Лысьвенской городской прокуратуры в судебном заседании исковые требования поддержала.
В суд представитель ОАО «Пермская энергосбытовая компания» не явился, ответчик извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
В суд представитель 3 лица ООО «Лысьва- ТеплоСервис» не явился, извещен судом в порядке, предусмотренном законом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав представителя прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
Статья 1 ч.2 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статья 2 Конституции Российской Федерации устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 3 ч. 4 Жилищного законодательства Российской Федерации, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статья 523 ч.1 ГК Российской Федерации устанавливает, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Ч. 3. Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.
Из требований ст. 539 ч.1 ГК Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с требованиями ст. 544 ч.1 ГК Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Ч. 2. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Исходя из требований ст. 546 ч.1 ГК Российской Федерации, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Ч. 2. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
П. 79 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006г. (действовавшего до 1.09.2012г.) указывает, что исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае:
а) возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение;
б) возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения.
П. 80 Правил - исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размера платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения;
проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме;
в) выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам;
г) получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов;
д) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения;
е) неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, удостоверенного подразделением государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем, а также внутриквартирного оборудования установленным требованиям.
2. Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней с момента устранения причин, указанных в пунктах 79 и 80 настоящих Правил, в том числе с момента полного погашения потребителем задолженности.
П. 83 Правил - при ограничении предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) исполнитель вправе временно уменьшить объемы (количество) подачи потребителю отдельных коммунальных ресурсов и (или) ввести режимное предоставление коммунальных услуг.
П. 85 Правил - приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Согласно п. 114 Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 6.05.2011г. (действующих с 1.09.2012г.), при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.
При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
П. 115 Правил - исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:
а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;
б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;
в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;
г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;
д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.
П. 117 Правил - исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;
б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
П. 121 Правил - ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
П. 2. Порядка прекращения или ограничения подачи электроэнергии и газа организациям - потребителям при неоплате ими поданных им (использованных) топливно - энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1 от 5.01.1998г. устанавливает, что то настоящий Порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.
П. 3. При неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения.
П. 4. Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
П. 6. В случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
П.168 основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31.08.2006г. (действовавших до 12.06.2012г.) предусматривал, что в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 настоящего документа, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).
П.161 п.п. а основных положение - ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств).
Исходя из требований п. 189 основных положений, в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и (или) экологической безопасности, устанавливается величина аварийной брони. Порядок определения величины аварийной брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.
Согласно п.1 приложения 6 к основным положениям - перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается: для объектов органов государственной власти и управления, медицинских учреждений и учреждений социального обеспечения, организаций связи, государственных учреждений ветеринарии.
Из исследованных доказательств установлено, что по концессионному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Лысьва- ТеплоСервис» обязано осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии, в т.ч. и производство и обеспечение горячей воды для жителей г. Лысьва, муниципальных образовательных учреждений, муниципальных лечебных учреждений, что подтверждается копией соглашения (л.д.33- 38). Для этой цели обществу был передан комплекс муниципального имущества - ЦТП №№ 1, 2, 3,4, 5, 6, 8. С использованием оборудования указанных ЦТП, приготовляется горячая вода и обеспечиваются ею 68 многоквартирных домов в г. Лысьва, 2 школы, 7 детских садов, ГБОУ НПО «Лысьвенский профессиональный лицей», МБУЗ «Центральная детская поликлиника (дневной стационар)», МБУЗ «Городская поликлиника Лысьвенского муниципального района», управление образования администрации МО «Лысьвенный муниципальный район», МБУ «Служба заказчика ЖКУ», Центр занятости населения г. Лысьва, что подтверждается справки ООО «Лысьва- ТеплоСервис» (л.д.23, 28, 31).
Согласно договору электроснабжения № между ОАО «Пермская энергосбытовая компания» и ООО «Лысьва - ТеплоСервис» с дополнительными соглашениями (л.д. 6-20), ОАО «Пермская энергосбытовая компания» приняла на себя обязательства поставлять ООО «Лысьва - ТеплоСервис» электрическую энергию и мощность потребителю, а потребитель принят на себя обязанность своевременно оплачивать полученную и израсходованную электроэнергию. При этом договором электроснабжения предусмотрено право постановщика ограничивать полностью и (или) частично режим потребления электрической энергии (мощности).
Из копии уведомления об отключении электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30,32), следует, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с не поступлением оплаты за электроэнергию, будет ограничена подача электроэнергии на ЦТП 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8.
Из копии уведомления о введении ограничения режима потребления от ДД.ММ.ГГГГ, направленного ОАО «Пермэнергогсбыт» в лице Лысьвенского участка ООО «Лысьва - ТеплоСервис» (л.д. 27), следует, что в связи с нарушением условий договора в части наличия задолженности по оплате переданной и потребленной электроэнергии за период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ. - всего -СУММА1-., обществу до ДД.ММ.ГГГГ следует погасить образовавшуюся задолженность. В случае не внесения платежей ДД.ММ.ГГГГ общество введет ограничения в подаче электроэнергии в здания по <адрес>, в которых находятся мастерские ООО «Лысьва-ТеплоСервис», <адрес> - гараж, <адрес> - административное здание.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были введены ограничения на поставку электроэнергии ООО «Лысьва - ТеплоСервис», что привело к тому, что ДД.ММ.ГГГГ с 10 час. была прекращена подача горячей воды на 68 многоквартирных дома, МБОУ «Школа №», МБДОУ «Детский сад №», «Детский сад №», «Детский сад №», «Детский сад №», «Детский сад №», «Детский сад №», «Детский сад №», МБУЗ «Центральная детская поликлиника «Дневной стационар», что подтверждается копией справки (л.д.28). ДД.ММ.ГГГГ была ограничена подача горячей воды в 30 многоквартирных дома, МБУЗ «Центральная детская поликлиника», МДОУ «Детский сад №», «Детский сад №», «Детский сад №», «Детский сад №», что подтверждается копией справки (л.д.26).
При введении полного ограничения ДД.ММ.ГГГГ подачи электроэнергии по <адрес>, без горячей воды и электроэнергии были оставлены управление образования администрации МО «ЛМР», МБУ «Служба заказчика ЖКУ», Центр занятости г. Лысьва, что подтверждается копией справки (л.д.31).
Прекращение подачи электроэнергии на объекты ООО «Лысьва- ТеплоСервис» - мастерские, гараж, привело к том, что работники общества не могли выполнять свои
Ответчиком доказательств в соответствие с требованиями ст. 56 ГПК Российской Федерации, что потребители горячей воды - жители многоквартирных домов, детские и лечебные учреждения, являются должниками не представлено, как не представлено доказательств, что управление образование МО «ЛМР», МБУК «Служба заказчика ЖКУ», Центр занятости населения г. Лысьва являются должниками по оплате полученной электроэнергии перед ОАО «Пермэнергосбыт».
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исследованными доказательствами нашел подтверждение факт нарушения прав добросовестных потребителей коммунальных услуг - горячей воды и электроснабжения прекращение подачи электроэнергии для ООО «Лысьва - ТеплоСервис».
Поэтому исковые требования о признании незаконными действий ОАО «Перэнергосбыт» по полному ограничению подачи электроэнергии на ЦТП 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 в г. Лысьва Пермского края, которые эксплуатируются ООО «Лыьсва- ТеплоСервис», а также на помещения, используемые обществом в своей предпринимательской деятельности для оказания услуг добросовестным потребителям по <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В связи с установлением факта нарушение действиями ОАО «Пермэнергосбыт» прав добросовестных потребителей в г. Лысьва, ответчик должен быть обязан восстановить подачу элетроэнергии на ЦТП 1, 6, 8 в г. Лысьва в полном объеме.
Статья 421 ГК Российской Федерации предусматривает, что ч.1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Ч. 4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами
Статья 422 ч.1 ГПК Российской Федерации устанавливает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Из содержания пунктов 2.2.1, 8.1, 8.1.1, 8.1.2, 8.1.3, 8.4, 8.5, 8.6 договора электроснабжения №, заключенного между ОАО «Пермская энергосбытовая компания» и ООО «Лысьва - ТеплоСервис», видно, что ОАО «Пермэнергосбыт» имеет право на ограничение полностью или частично подачи электроэнергии на объекты потребителя в случае однократного нарушение потребителем условий договора в части оплаты за электроэнергию, нарушения порядка учета потребленной электроэнергии, что ведет к искажению сведений о количестве потребленной электроэнергии, в случае выявления фактов потребления электроэнергии приборами, которые подключены к электрической сети с нарушением установленного порядка присоединения, для проведения плановых работ по ремонту электрооборудования сетевой организацией, в случае возникновения аварийных режимов работы в соответствие с графиками сетевой организации и т.д.
При этом в данных пунктах никаким образом не отражены гарантии прав добросовестных потребителей услуг ООО «Лысьва - ТеплоСервис», которые своевременно и в полном объеме оплачивают полученные услуги, а также тех потребителей, которые не могут быть в любом случае отключены от по получения коммунальных услуг, т.е. в договоре не учтены требования действующих нормативных о невозможности ограничения режима потребления электрической энергии ниже уровня аварийной брони. Отсутствие такого условия в договоре поставки нарушает права 60 тыс. жителей г. Лысьва Пермского края, потому что при полном прекращении подачи электроснабжения на объекты ООО «Лысьва- ТеплоСервис» может привести к прекращению водоснабжения этих жителей, соответственно, поставить под угрозу их жизнь и здоровье. Следовательно, условия в указанных пунктах договора о полном или частичном ограничении подачи электроэнергии противоречат закону, поэтому подлежит признанию недействительными.
Требования прокурора ОАО «Пермэнергосбыт» ответчиком не опровергнуты. Ответчиком доказательств, что условия данных пунктов в части прав добросовестных потребителей соответствуют требованиям гражданского и жилищного законодательства в соответствие с требованиями ст. 56 ГПК Российской Федерации не представлены.
Согласно требованиями ст. 98,103 ГПК Российской Федерации, ст.333.19 ч.1 ГПК Российской Федерации, с ОАО «Пермская энергосбытовая компания» в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме -СУММА2-. потому что исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
признать незаконными действия ОАО «Пермская энергосбытовая компания» по прекращению подачи электрической энергии на ЦТП №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, на объекты ООО «Лысьва -ТеплоСервис» по <адрес>, <адрес>.
Обязать ОАО «Пермская энергосбытовая компания» возобновить подачу электроэнергии на ЦТП № 1,6,8 в полном объеме.
Признать недействительными п.п. 2.2.1, 8.1, 8.5, 8.6 договора на поставку электроэнергии № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «Пермская энергосбытовая компания» и ООО «Лысьва - ТеплоСервис», в части права гарантирующего поставщика в установленном порядке прекращать подачу электроэнергии полностью.
Признать недействительным п.п. 8.1.1., 8.1.2, 8.1.3, 8.4 договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «Пермская энергосбытовая компания» и ООО «Лысьва - ТеплоСервис».
Взыскать с ОАО «Пермская энергосбытовая компания» в местный бюджет государственную пошлину в размере -СУММА2-.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Л.И. Роготнева.