Дело № 5-15/2017
постановление
18 января 2017 год город Сосногорск Республика Коми
Судья Сосногорского городского суда РК Галимьянова Н.Т., при секретаре Подойницыной И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Сосногорская центральная районная больница» (<данные изъяты>) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ,
установил:
Юридическим лицом Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Коми «Сосногорская центральная районная больница» (далее по тексту ГБУЗ РК «СЦРБ») при осуществлении деятельности по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, осуществляется медицинская деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований, а именно:
1. отсутствуют принадлежащие юридическому лицу на праве собственности или на ином законном основании медицинские изделия (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), необходимые для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированные в установленном порядке:
- в фельдшерско-акушерском пункте д. Пожня ГБУЗ РК «СЦРБ» отсутствуют – автоматический дефибриллятор, детские манжеты для измерения артериального давления, экспресс-анализатор кардиомаркеров портативный, костыли, одеяло с подогревом, пузырь для льда, портативный аппарат для искусственной вентиляции легких, кислородный ингалятор любого типа;
- в терапевтическом кабинете поликлиники ГБУЗ РК «СЦРБ» отсутствуют – глюкометр, пикфлоуметр, пульсоксиметр; спирометр, иглы для пункции дренирования и проколов, нож (игла) парацентезный штыкообразный, игла для стерильной пункции, дефибриллятор бифазный с функцией синхронизации, система палатной сигнализации;
- в хирургическом кабинете поликлиники ГБУЗ РК «СЦРБ» отсутствуют – негатоскоп, бестеневая лампа, шина для лечения перелома ключицы, переносной набор для реанимации;
- в кабинете врача-педиатра поликлиники ГБУЗ РК «СЦРБ» отсутствуют – настольная лампа, ширма, набор врача педиатра-участкового;
- в прививочном кабинете детской поликлиники ГБУЗ РК «СЦРБ» отсутствует тонометр для измерения артериального давления с манжетой для детей до года;
- в автомобиле скорой медицинской помощи для выездной бригады скорой медицинской помощи ГБУЗ РК «СЦРБ» отсутствуют – дефибриллятор с автоматическим (для общепрофильной фельдшерской выездной бригады скорой медицинской помощи) и/или мануальным и синфронизированным (для общепрофильной врачебной выездной бригады скорой медицинской помощи и специализированной педиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи) режимами, с наличием взрослых и детских электродов, аппарат портативный управляемой и вспомогательной искусственной вентиляции легких для скорой медицинской помощи с режимами искусственной вспомогательной вентиляции легких для взрослых и детей от 1 года, комплект системы для ингаляции кислорода маска и трубка (взрослый и детский), набор дыхательных контуров, комплект фильтров для дыхательного контура однократного применения (детские и взрослые), редуктор-ингалятор кислородный для проведения кислородной (кислородно-воздушной) и аэрозольной терапии, обеспечивающий подсоединение аппарата искусственной вентиляции легких, в комплекте с кофром (сумкой), основным и запасным баллонами кислородными объемом не менее 1 л. каждый, электроотсасыватель с бактериальным фильтром, насос шприцевой (дозатор лекарственных средств), тележка-каталка со съемными жесткими носилками, с не менее чем 2-мя уровнями по высоте, с размещением пациента горизонтально, полусидя с промежуточными уровнями, сидя, приемное устройство тележки-каталки с поперечным перемещением, носилки кресельные складные с возможностью установки в качестве дополнительных носилок для транспортировки дополнительного лежачего пациента, одеяло с подогревом (термоодеяло), набор реанимационный педиатрический для оказания скорой медицинской помощи, облучатель бактерицидный циркуляционный с возможностью работы в присутствии медицинских работников, контейнер пластиковый для использованных инструментов, расходных материалов, контейнер для медицинских отходов класса В, запирающийся сейф не ниже 1-го класса устойчивости к взлому или металлический либо изготовленный из других высокопрочных материалов контейнер для временного хранения наркотических и психотропных веществ, автомобильный видеорегистратор;
- в кабинете врача невролога поликлиники ГБУЗ РК «СЦРБ» отсутствуют – негатоскоп, камертон, набор пахучих веществ для исследования функции обонятельного анализатора;
- в стоматологическом отделении ГБУЗ РК «СЦРБ» отсутствуют – аппарат для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтомер), лупа бинокулярная для врача, набор инструментов для трахеотомии, автоклав для наконечников, диатермокоагулятор стоматологический, наконечник эндодонтический, негатоскоп, радиовизиограф, набор диагностический для проведения тестов на выявление новообразований (скрининг);
2. не соблюдается порядок оказания медицинской помощи:
- в терапевтическом кабинете поликлиники ГБУЗ РК «СЦРБ» отсутствуют – глюкометр, пикфлоуметр, пульсоксиметр; спирометр, иглы для пункции дренирования и проколов, нож (игла) парацентезный штыкообразный, игла для стерильной пункции, дефибриллятор бифазный с функцией синхронизации, система палатной сигнализации;
- в кабинете врача-хирурга поликлиники ГБУЗ РК «СЦРБ» отсутствуют – негатоскоп, бестеневая лампа, шина для лечения перелома ключицы, переносной набор для реанимации;
- в кабинете врача-педиатра поликлиники ГБУЗ РК «СЦРБ» отсутствуют – настольная лампа, ширма, набор врача педиатра-участкового;
- в прививочном кабинете детской поликлиники ГБУЗ РК «СЦРБ» отсутствует тонометр для измерения артериального давления с манжетой для детей до года;
- на станции скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи поликлиники ГБУЗ РК «СЦРБ» отсутствуют – дефибриллятор с автоматическим (для общепрофильной фельдшерской выездной бригады скорой медицинской помощи) и/или мануальным и синфронизированным (для общепрофильной врачебной выездной бригады скорой медицинской помощи и специализированной педиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи) режимами, с наличием взрослых и детских электродов, аппарат портативный управляемой и вспомогательной искусственной вентиляции легких для скорой медицинской помощи с режимами искусственной вспомогательной вентиляции легких для взрослых и детей от 1 года, комплект системы для ингаляции кислорода маска и трубка (взрослый и детский), набор дыхательных контуров, комплект фильтров для дыхательного контура однократного применения (детские и взрослые), редуктор-ингалятор кислородный для проведения кислородной (кислородно-воздушной) и аэрозольной терапии, обеспечивающий подсоединение аппарата искусственной вентиляции легких, в комплекте с кофром (сумкой), основным и запасным баллонами кислородными объемом не менее 1 л. каждый, электроотсасыватель с бактериальным фильтром, насос шприцевой (дозатор лекарственных средств), тележка-каталка со съемными жесткими носилками, с не менее чем 2-мя уровнями по высоте, с размещением пациента горизонтально, полусидя с промежуточными уровнями, сидя, приемное устройство тележки-каталки с поперечным перемещением, носилки кресельные складные с возможностью установки в качестве дополнительных носилок для транспортировки дополнительного лежачего пациента, одеяло с подогревом (термоодеяло), набор реанимационный педиатрический для оказания скорой медицинской помощи, облучатель бактерицидный циркуляционный с возможностью работы в присутствии медицинских работников, контейнер пластиковый для использованных инструментов, расходных материалов, контейнер для медицинских отходов класса В, запирающийся сейф не ниже 1-го класса устойчивости к взлому или металлический либо изготовленный из других высокопрочных материалов контейнер для временного хранения наркотических и психотропных веществ, автомобильный видеорегистратор;
- в кабинете врача невролога поликлиники ГБУЗ РК «СЦРБ» отсутствуют – негатоскоп, камертон, набор пахучих веществ для исследования функции обонятельного анализатора;
- в стоматологическом отделении ГБУЗ РК «СЦРБ» отсутствуют – аппарат для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтомер), лупа бинокулярная для врача, набор инструментов для трахеотомии, автоклав для наконечников, диатермокоагулятор стоматологический, наконечник эндодонтический, негатоскоп, радиовизиограф, набор диагностический для проведения тестов на выявление новообразований (скрининг); при проведении экспертизы 30 амбулаторных карт выявлено, что отсутствует зубная формула у первичных пациентов (1 случай), отсутствуют жалобы (1 случай), отсутствуют данные анамнеза (3 случая), недостаточно данных объективного обследования для обоснования диагноза (1 случай), отсутствуют жалобы, анамнез, недостаточно данных объективного обследования при повторном и последующих посещениях в случаях продолжения лечения того же зуба при лечении осложненных форм кариеса (1 случай);
- в акушерско-гинекологической службе ГБУЗ РК «СЦРБ» при проверке индивидуальных карт беременных выявлено, что в некоторых картах нет номера и результата флюорографии родственников и самой беременной (только отметка о прохождении обследования), партограмма устаревшего образца, не результативна, не заполняется, при внесении беременной в группу социального риска не привлекаются родственники, социальная служба, отсутствуют консультации невролога, эпилептолога при ДЦП, отсутствует консультация эндокринолога для решения вопроса об инсулинотерапии при подозрении на диабетическую фетопатию, не организована госпитализация в дородовое отделение в 38 недель (только в 40) при наличии показаний, отсутствует обоснование диагноза бессимптомной бактериурии при двух посевах мочи с бактерионосительством 10*3 ст., беременной из группы риска по преждевременным родам не проводится оценка результатов посева мочи (ББУ) и санация МВС, при проведении цервикометрии в ЖК г. Ухты не выявляется прогрессивное укорочение ц/канала (с 34 до 30 мм. за неделю), результат – прерывание беременности в 20 нед.; при проверке амбулаторных карт выявлено, что анамнез собран не в полном объеме, записи очень краткие, отсутствует дата следующей явки, отсутствует проведение ежегодной кольпоскопии; при проверке карт дневного стационара выявлено, что допущена выписка пациентки с УЗ признаками отслойки хориона (на ДС по поводу угрозы прерывания беременности), подлежала переводу в ГО УМРД, гемостатическую терапию не получала, при поступлении пациентки в отделение не указывается информация о длительном ношении ВМС, не отмечается температура при поступлении (в ДС по поводу ВЗОМТ), имеются неточности в установлении диагноза – убедительных данных за острый процесс нет, имеется расхождение при постановке диагноза в истории (п/острый или обострение хронического аднексита), показания для антибиотикотерапии не обоснованы;
- при оказании медицинской помощи по профилю неврология отсутствует организация госпитализации пациента с ОЕМК в ПИТ/ОРИТ при поступлении в стационар;
3. не соблюдается внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности:
- отсутствует отметка о полном купировании болевого синдрома, допускаются случаи внесения изменений при помощи штрих-корректора, отсутствует оформление «Алгоритма» принятия решения для проведения ТЛТ, отсутствует указание на причину задержки передачи вызова диспетчером для исполнения бригаде СМП на 23 мин., не указывается причина превышения норматива доезда бригады СМП к месту вызова, неверно, как удовлетворительное оценено состояние при ОКСnST, не уточняются противопоказания для проведения ТЛТ, выявлены случаи не назначения ТЛТ по причине необученности медицинского персонала бригад СМП, при обслуживании некоторых из вызовов фельдшерская общепрофильная бригада была укомплектована одним фельдшером;
- отсутствует указание на время регистрации ЭКГ, отсутствует указание на вид транспортировки, состояние пациента при ОНМК расценено как удовлетворительное, отсутствуют данные показателя АД, в лечении используется препарат нифедепин, не входящий в стандарт оказания медицинской помощи на этапе СМП;
- неверно как удовлетворительное оценивается состояние у детей от 1 года до 3 лет при температуре 39,00С – 39,20С, которая по данным записей в к/в требует для оптимизации медикаментозного вмешательства, отсутствуют данные осмотра большого родничка, отсутствует организация госпитализации больных с повторного в течение текущих суток вызова с тем же диагнозом;
- отсутствует обоснование назначения препаратов нифедепин, дротаверин;
- назначаются лекарственные препараты, не входящие в утвержденный стандарт (глюканат кальция), отсутствует проведение ФВД – частота предоставления 1 (т.е. 100%);
- отсутствует проведение перкуссии легких – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствует исследование неспровоцированных дыхательных объемов и потоков – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствует рентгенография легких – частота предоставления 1 (т.е. 100%);
- отсутствует активный сбор жалоб, анамнеза заболевания, жизни и т.ч. вредные привычки, режим и характер питания – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствуют сведения о состоянии языка, слизистой полости рта, периферических лимфатических узлов, печени (пальпация, перкуссия) – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствует отражение течения заболевания в динамике, эффективность проводимой терапии, выполнение рекомендаций врача;
- рентгенография проводится в одной проекции, отсутствует проведение перкуссии легких, пальпация периферических лимфоузлов – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствует проведение определения частоты дыхания – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствует исследование неспровоцированных дыхательных объемов и потоков – частота предоставления 1 (т.е. 100%);
- отсутствует проведение исследования крови на ретикулоциты и цветной показатель – частота предоставления 1 (т.е. 100%), не соблюдаются сроки «Д» наблюдения, не проводится ФГДС, отсутствует проведение мероприятий по установлению причины развития анемии (дополнительные лабораторные исследования);
- отсутствуют данные перкуссии и пальпации легких во всех представленных медицинских картах – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствуют рекомендации по соблюдению режима, диеты, изменению бытовых условий – частота предоставления 1 (т.е. 100%);
- отсутствует проведение дуплексного сканирования брахицефальных артерий с цветным доплеровским картированием кровотока, дуплексное сканирование транскраниальных артерий и вен, эхокардиография, суточное мониторирование артериального давления – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствует определение группы крови, резус принадлежности, антигенов к вирусу гепатита В, антитела классов М, G к вирусному гепатиту С, антитела классов М, G к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-1, антитела классов М, G к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-2, липопротеины низкой плотности, отсутствует осмотр врача-кардиолога, врача по лечебной физкультуре, врача-физиотерапевта – частота предоставления 1 (т.е. 100%);
- отсутствует определение группы крови, резус принадлежности, антигенов к вирусу гепатита В, антитела классов М, G к вирусному гепатиту С, антитела классов М, G к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-1, антитела классов М, G к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-2, не проведена рентгенография легких – частота предоставления 1 (т.е. 100%);
- отсутствует определение протромбинового (тромбопластинового) времени в крови или плазме, определение МНО, коагулограмма – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствует проведение эхокардиографии, интерпретации ЭКГ в дневниках наблюдения, холтеровское мониторирование ЭКГ, рентгенография легких – частота предоставления 1 (т.е. 100%);
- не приглашаются активно на диспансерный прием пациенты с гипертонической болезнью, последствиями ОНМК, отсутствуют этапные эпикризы, индивидуальный план реабилитации, отсутствуют отметки в медицинских картах амбулаторного больного о «Д» учете, отсутствуют диспансерные осмотры, отсутствуют сведения о вредных привычках (курение, употребление алкоголя), характере питания, образе жизни, отсутствует измерение массы тела и роста, отсутствует определение окружности талии, границ сердца (перкуссия), не проводится рентгенография легких, не проводится ЭХО-КГ, УЗДГ, исследование на микроальбумиурию, коагулограмму, исследование функции нефронов (клиренс), офтальмоскопия, суточное мониторирование артериального давления, отсутствует подбор адекватной гипотензивной терапии, отсутствует обучение в школе артериальной гипертонии.
Указанные нарушения выявлены проведенной в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плановой комплексной выездной и документарной проверкой.
В судебном заседании представитель юридического лица Иванкин В.В. вину в совершении административного правонарушения признал и указал, что в настоящее время юридическим лицом ведутся работы по устранению выявленных нарушений, поданы заявки на приобретение дорогостоящего оборудования, переносной набор для реанимации в кабинет врача-хирурга собран, также собираются наборы врача педиатра-участкового, пахучих веществ для исследования функции обонятельного анализатора. ГБУЗ РК «СЦРБ» в настоящее время находится в тяжелом материальном положении, остаток средств на лицевом счете составляет <данные изъяты>. Средства, полученные от оказанных платных медицинских услуг, расходуются на найм жилых помещений для врачей и медицинского персонала. В терапевтическом отделении в некоторых палатах имеется система палатной сигнализации, также она имеется в реанимационном отделении, больные, которые находятся в тяжелом состоянии, получают медицинскую помощь именно в этих палатах. Установить систему палатной сигнализации во все палаты терапевтического отделения в настоящее время не имеется возможности, поскольку отсутствует финансирование.
В судебном заседании представитель юридического лица Суханова И.В. вину в совершении административного правонарушения признала, подтвердила обстоятельства, изложенные заместителем главного врача по медицинской части Иванкиным В.В.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилась, была уведомлена надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление медицинской деятельности подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее по тексту Положение о лицензировании медицинской деятельности).
На основании пп. «б» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности является, в том числе наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.
В силу требований пп.пп. «а,б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи, соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Согласно п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и пп. «а,б» и «в(1)» п. 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
С учетом требований п. 1 ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Согласно требованиям Приложения № 17 «Стандарт оснащения фельдшерско-акушерского пункта» к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года № 543н фельдшерско-акушерский пункт должен быть оснащен, в том числе не менее чем 1 автоматическим дефибриллятором, манжетами для измерения артериального давления у детей, в том числе до 1 года не менее 1, портативным экспресс-анализатором кардиомаркеров не менее 1, костылями не менее 2 пар, одеялом с подогревом не менее 1, пузырем для льда не менее 2, портативным аппаратом для искусственной вентиляции легких не менее 1, кислородным ингалятором любого типа не менее 1.
В соответствии с Приложением № 3 «Стандарт оснащения терапевтического кабинета» к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия», утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 года № 923н терапевтический кабинет должен быть оснащен, в том числе одним анализатором глюкозы в крови (глюкометр), измерителем пиковой скорости выхода (пикфлоуметр) со сменными мундштуками не менее 1, одним пульсоксиметром (оксиметр пульсовой).
Согласно Приложению № 6 указанного Стандарта терапевтическое отделение должно быть оснащено, в том числе одним спирометром, двумя иглами для пункции, дренирования и проколов, двумя ножами (иглами) парацентезными штыкообразными, двумя иглами для стернальной пункции, одним дефибриллятором бифазным с функцией синхронизации, системой палатной сигнализации.
Из требований Приложения № 3 «Стандарт оснащения кабинета врача-хирурга» к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия», утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 года № 922н следует, что кабинет врача-хирурга должен быть оснащен, в том числе одним негатоскопом, одной бестеневой лампой, одной шиной для лечения переломов ключицы, одним переносным набором для реанимации.
На основании требований Приложения № 3 «Стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового» к Порядку оказания педиатрической помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 года № 366н кабинет врача-педиатра участкового должен быть оснащен, в том числе двумя настольными лампами, одной ширмой, одним набором врача педиатра-участкового, а прививочный кабинет детской поликлиники должен быть оснащен, в том числе одним тонометром для измерения артериального давления с манжетой для детей до года.
В соответствии с требованиями Приложения № 5 «Стандарт оснащения станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи» к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 года № 388н автомобиль скорой медицинской помощи для выездной бригады скорой медицинской помощи должен быть оснащен, в том числе одним дефибриллятором с автоматическим (для общепрофильной фельдшерской выездной бригады скорой медицинской помощи) и/или мануальным и синфронизированным (для общепрофильной врачебной выездной бригады скорой медицинской помощи и специализированной педиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи) режимами, с наличием взрослых и детских электродов, одним аппаратом портативным управляемой и вспомогательной искусственной вентиляции легких для скорой медицинской помощи с режимами искусственной вспомогательной вентиляции легких для взрослых и детей от 1 года, одним комплектом системы для ингаляции кислорода маска и трубка (взрослый и детский), одним набором дыхательных контуров, одним комплектом фильтров для дыхательного контура однократного применения (детские и взрослые), одним редуктором-ингалятором кислородным для проведения кислородной (кислородно-воздушной) и аэрозольной терапии, обеспечивающий подсоединение аппарата искусственной вентиляции легких, в комплекте с кофром (сумкой), основным и запасным баллонами кислородными объемом не менее 1 л. каждый, одним электроотсасывателем с бактериальным фильтром, одним насосом шприцевым (дозатор лекарственных средств), одной тележкой-каталкой со съемными жесткими носилками, с не менее чем 2-мя уровнями по высоте, с размещением пациента горизонтально, полусидя с промежуточными уровнями, сидя, одним приемным устройством тележки-каталки с поперечным перемещением, одними носилками кресельными складными с возможностью установки в качестве дополнительных носилок для транспортировки дополнительного лежачего пациента, одним одеялом с подогревом (термоодеяло), одним набором реанимационным педиатрическим для оказания скорой медицинской помощи, одним облучателем бактерицидным циркуляционным с возможностью работы в присутствии медицинских работников, двумя контейнерами пластиковыми для использованных инструментов, расходных материалов, одним контейнером для медицинских отходов класса В, одним запирающимся сейфом не ниже 1-го класса устойчивости к взлому или металлический либо изготовленный из других высокопрочных материалов контейнер для временного хранения наркотических и психотропных веществ, одним автомобильным видеорегистратором.
Исходя из требований Приложения № 5 «Стандарт оснащения кабинета врача-невролога и клинико-диагностического кабинета» к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 года № 926н кабинет врача невролога должен быть оснащен, в том числе одним негатоскопом, одним камертоном, двумя наборами пахучих веществ для исследования функции обонятельного анализатора.
Согласно требованиям Приложения № 12 «Стандарт оснащения отделений (кабинетов, лабораторий) стоматологического профиля в медицинских организациях, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь» к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07 декабря 2011 года № 1496н стоматологическое отделение должно быть оснащено, в том числе автоклавом для наконечников (стерилизатор паровой настольный) не менее 1 на кабинет, аппаратом для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр) не менее 1 на кабинет, диатермокоагулятором стоматологическим при отсутствии в МРУ и УС не менее 1 на рабочее место врача, лупой бинокулярной для врача не менее 1 на кабинет, набором инструментов для трахеотомии не менее 1 на поликлинику (отделение), наконечником стоматологическим эндодонтическим понижающим механическим угловым для микромотора при отсутствии в комплекте МРУ и УС не менее 1 на кабинет, негатоскопом при отсутствии в комплекте МРУ и УС не менее 1 комплекта на поликлинику (отделение), радиовизиографом или рентгеном дентальным, при отсутствии рентгенкабинета или договора на лучевую диагностику не менее 1 комплекта на поликлинику (отделение), набором диагностическим для проведения тестов на выявление новообразований (скрининг) и контроля за лечением новообразований не менее 1 на кабинет.
В соответствии со ст.ст. 10, 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается, в том числе применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме.
На основании ч.ч. 1, 2, 3 ст. 37 указанного федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний).
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, устанавливающий правила оказания такой помощи медицинскими организациями, независимо от их организационно – правовой формы, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07 декабря 2011 года № 1496н.
В акте плановой комплексной выездной и документарной проверки по ведомственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности в ГБУЗ РК «СЦРБ» от 05 декабря 2016 года № 106 (далее по тексту Акт) отражено, что при проведении экспертизы 30 амбулаторных карт в одном случае выявлено отсутствие зубной формулы у первичных пациентов, в одном случае отсутствует указание на жалобы, в трех случаях отсутствуют данные анамнеза, в одном случае недостаточно данных объективного обследования для обоснования диагноза, в одном случае отсутствует указание на жалобы, анамнез, а также недостаточно данных объективного обследования при повторном и последующих посещениях в случаях продолжения лечения того же зуба при лечении осложненных форм кариеса.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 01 ноября 2012 года № 572н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)».
Из акта следует, что при проверке индивидуальных карт беременных выявлено, что в некоторых картах нет номера и результата флюорографии родственников и самой беременной (только отметка о прохождении обследования), партограмма устаревшего образца, не результативна, не заполняется, при внесении беременной в группу социального риска не привлекаются родственники, социальная служба, отсутствуют консультации невролога, эпилептолога при ДЦП, отсутствует консультация эндокринолога для решения вопроса об инсулинотерапии при подозрении на диабетическую фетопатию, не организована госпитализация в дородовое отделение в 38 недель при наличии показаний, отсутствует обоснование диагноза бессимптомной бактериурии при двух посевах мочи с бактерионосительством 10*3 ст., беременной из группы риска по преждевременным родам не проводится оценка результатов посева мочи (ББУ) и санация МВС, при проведении цервикометрии в ЖК г. Ухты не выявляется прогрессивное укорочение цервикального канала. При проверке амбулаторных карт выявлено, что анамнез собран не в полном объеме, записи очень краткие, отсутствует дата следующей явки, отсутствует проведение ежегодной кольпоскопии. При проверке карт дневного стационара выявлено, что допущена выписка пациентки с УЗ признаками отслойки хориона, при поступлении пациентки в отделение не указывается информация о длительном ношении ВМС, не отмечается температура при поступлении, имеются неточности в установлении диагноза, имеется расхождение при постановке диагноза в истории, показания для антибиотикотерапии не обоснованы.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 года № 928н утвержден Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения.
В акте отражено, что при оказании медицинской помощи по профилю неврология отсутствует организация госпитализации пациента с ОЕМК в ПИТ/ОРИТ при поступлении в стационар.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05 июля 2016 года № 456н утвержден Стандарт скорой медицинской помощи при остром коронарном синдроме без подъема сегмента ST.
Проверкой было установлено, что отсутствует отметка о полном купировании болевого синдрома, допускаются случаи внесения изменений при помощи штрих-корректора, отсутствует оформление «Алгоритма» принятия решения для проведения ТЛТ, отсутствует указание на причину задержки передачи вызова диспетчером для исполнения бригаде СМП на 23 мин., не указывается причина превышения норматива доезда бригады СМП к месту вызова, неверно, как удовлетворительное оценено состояние при ОКСnST, не уточняются противопоказания для проведения ТЛТ, выявлены случаи не назначения ТЛТ по причине необученности медицинского персонала бригад СМП, при обслуживании вызова фельдшерская общепрофильная бригада была укомплектована одним фельдшером.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05 июля 2016 года № 466н утвержден Стандарт скорой медицинской помощи при остром нарушении мозгового кровообращения.
В ходе проверки установлено, что отсутствует указание на время регистрации ЭКГ, отсутствует указание на вид транспортировки, состояние пациента при ОНМК расценено как удовлетворительное, отсутствуют данные показателя АД, в лечении используется препарат нифедепин, не входящий в стандарт оказания медицинской помощи на этапе СМП, при обслуживании вызовов фельдшерские общепрофильные бригады были укомплектованы одним фельдшером.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2012 года № 1441н утвержден Стандарт скорой медицинской помощи детям при лихорадке.
В акте отражено, что неверно как удовлетворительное оценивается состояние у детей от 1 года до 3 лет при температуре 39,00С – 39,20С, которая по данным записей в к/в требует для оптимизации медикаментозного вмешательства, отсутствуют данные осмотра большого родничка, при обслуживании вызовов фельдшерские общепрофильные бригады были укомплектованы одним фельдшером, отсутствует организация госпитализации больных с повторного в течение текущих суток вызова с тем же диагнозом.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05 июля 2016 года № 470н утвержден Стандарт скорой медицинской помощи при гипертензии.
Проверкой установлено, что отсутствует обоснование назначения препарата нифедепин, дротаверин, при обслуживании вызовов фельдшерские общепрофильные бригады были укомплектованы одним фельдшером.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 года № 1658н утвержден Стандарт специализированной медицинской помощи при пневмонии средней степени тяжести. Однако в нарушение требований указанного стандарта юридическим лицом назначаются лекарственные препараты, не входящие в утвержденный стандарт (глюканат кальция), отсутствует проведение ФВД.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02 июля 2007 года № 459 утвержден Стандарт медицинской помощи больным астмой (при оказании специализированной помощи).
Из акта следует, что юридическим лицом не соблюдаются требования указанного Стандарта, а именно: отсутствует проведение перкуссии легких – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствует исследование неспровоцированных дыхательных объемов и потоков – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствует рентгенография легких – частота предоставления 1 (т.е. 100%).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 года № 241 утвержден Стандарт медицинской помощи больным язвой желудка и двенадцатиперстной кишки.
Из акта следует, что юридическим лицом не соблюдаются требования указанного Стандарта, а именно: отсутствует активный сбор жалоб, анамнеза заболевания, жизни и т.ч. вредные привычки, режим и характер питания – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствуют сведения о состоянии языка, слизистой полости рта, периферических лимфатических узлов, печени (пальпация, перкуссия) – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствует отражение течения заболевания в динамике, эффективность проводимой терапии, выполнение рекомендаций врача.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2012 года № 1455н утвержден Стандарт первичной медико-санитарной помощи при хроническом бронхите.
Проверкой было установлено, что рентгенография проводится в одной проекции, отсутствует проведение перкуссии легких, пальпация периферических лимфоузлов – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствует проведение определения частоты дыхания – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствует исследование неспровоцированных дыхательных объемов и потоков – частота предоставления 1 (т.е. 100%).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2005 года № 169 утвержден Стандарт медицинской помощи больным железодефицитной анемией.
В акте отражено, что отсутствует проведение исследования крови на ретикулоциты и цветной показатель – частота предоставления 1 (т.е. 100%), не соблюдаются сроки «Д» наблюдения, не проводится ФГДС, отсутствует проведение мероприятий по установлению причины развития анемии (дополнительные лабораторные исследования).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 сентября 2007 года № 600 утвержден Стандарт медицинской помощи больным астмой.
Из акта следует, что юридическим лицом не соблюдаются требования указанного Стандарта, а именно: отсутствуют данные перкуссии и пальпации легких во всех представленных медицинских картах – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствуют рекомендации по соблюдению режима, диеты, изменению бытовых условий – частота предоставления 1 (т.е. 100%).
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 года № 1740н утвержден Стандарт специализированной медицинской помощи при инфаркте мозга.
В акте отражено, что при оказании медицинской помощи при инфаркте мозга отсутствует проведение дуплексного сканирования брахицефальных артерий с цветным доплеровским картированием кровотока, дуплексное сканирование транскраниальных артерий и вен, эхокардиография, суточное мониторирование артериального давления – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствует определение группы крови (А, В, О), резус принадлежности, антигенов к вирусу гепатита В, антитела классов М, G к вирусному гепатиту С, антитела классов М, G к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-1, антитела классов М, G к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-2, липопротеины низкой плотности, рентгенография легких – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствует осмотр врача-кардиолога, врача по лечебной физкультуре, врача-физиотерапевта – частота предоставления 1 (т.е. 100%).
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 года № 1693н утвержден Стандарт специализированной медицинской помощи при транзиторной ишемической атаке.
В акте отражено, что при оказании медицинской помощи при транзиторной ишемической атаке отсутствует проведение дуплексного сканирования брахицефальных артерий с цветным доплеровским картированием кровотока, дуплексное сканирование транскраниальных артерий и вен, эхокардиография, суточное мониторирование артериального давления – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствует определение группы крови (А, В, О), резус принадлежности, антигенов к вирусу гепатита В, антитела классов М, G к вирусному гепатиту С, антитела классов М, G к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-1, антитела классов М, G к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-2, липопротеины низкой плотности, не проведена рентгенография легких – частота предоставления 1 (т.е. 100%).
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 декабря 2012 года № 1622н утвержден Стандарт специализированной медицинской помощи при фибрилляции и трепетании предсердий.
Из акта следует, что юридическим лицом не соблюдаются требования указанного Стандарта, а именно: отсутствует определение протромбинового (тромбопластинового) времени в крови или плазме, определение МНО, коагулограмма – частота предоставления 1 (т.е. 100%), отсутствует проведение эхокардиографии, интерпретации ЭКГ в дневниках наблюдения, холтеровское мониторирование ЭКГ, рентгенография легких – частота предоставления 1 (т.е. 100%).
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 года № 1344н утвержден Порядок проведения диспансерного наблюдения.
В силу требований п.п. 2, 11 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинская организация обязана, в том числе организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи, вести медицинскую документацию в установленном порядке.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 87 указанного федерального закона контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется, в том числе путем соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации.
Из требований ст. 90 названного выше федерального закона следует, что органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
В акте отражено, что медицинской организацией не приглашаются активно на диспансерный прием пациенты с гипертонической болезнью, последствиями ОНМК, отсутствуют этапные эпикризы, индивидуальный план реабилитации, отсутствуют отметки в медицинских картах амбулаторного больного о «Д» учете, отсутствуют диспансерные осмотры, отсутствуют сведения о вредных привычках (курение, употребление алкоголя), характере питания, образе жизни, отсутствует измерение массы тела и роста, отсутствует определение окружности талии, границ сердца (перкуссия), не проводится рентгенография легких, не проводится ЭХО-КГ, УЗДГ, исследование на микроальбумиурию, коагулограмму, исследование функции нефронов (клиренс), офтальмоскопия, суточное мониторирование артериального давления, отсутствует подбор адекватной гипотензивной терапии, отсутствует обучение в школе артериальной гипертонии.
Поскольку в судебном заседании было установлено и подтверждается материалами дела, что юридическим лицом допущены указанные выше грубые нарушения лицензионных требований, регламентированных Положением о лицензировании медицинской деятельности, то в действиях ГБУЗ РК «СЦРБ» имеется событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Выявленные нарушения не могут быть признаны малозначительными, поскольку создают возникновение угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, суд признает полное признание вины представителем юридического лица.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
При назначении наказания юридическому лицу суд учитывает обстоятельства совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положения юридического лица, то, что оно является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, финансируемой за счет средств бюджета РК, а также наличие обстоятельств, смягчающих и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
С учетом всех обстоятельств дела, суд считает необходимым подвергнуть ГБУЗ РК «СЦРБ» административному наказанию в виде административного штрафа, считая применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности невозможным, поскольку данное юридическое лицо является медицинским учреждением, оказывающим непрерывные медицинские услуги населению, и приостановление деятельности указанного юридического лица, оставит Сосногорский район РК без медицинской помощи.
Согласно ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого юридического лица, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, при этом не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей.
Административный штраф в размере <данные изъяты> рублей не обеспечивает целей административного наказания, в связи с чем, с учетом конкретных обстоятельств дела, финансового положения юридического лица, принятых мер для устранения выявленных нарушений, суд признает эти обстоятельства исключительными и считает возможным уменьшить сумму штрафа до <данные изъяты> рублей.
Согласно Акту при проверке документов по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности нарушений не выявлено. В учреждении разработано и утверждено руководителем Положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
постановил:
Юридическое лицо Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Сосногорская центральная районная больница» (<данные изъяты>) привлечь к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Сумму штрафа перечислять по следующим реквизитам:
<данные изъяты>
Квитанцию об оплате штрафа предоставить в канцелярию Сосногорского городского суда РК.
Разъяснить представителям юридического лица, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
В соответствии с ч. 1. ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Сосногорский городской суд Республики Коми.
Судья Н.Т. Галимьянова