Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2021 года Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Саломатина А.А.,
при секретаре Михальчук И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-502/2021 по иску Азарова Павла Владимировича, Азаровой Тамары Александровны к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании решения незаконным и возложений обязанностей,
у с т а н о в и л:
Азаров П.В. и Азарова Т.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка государственная собственность на который не разграничена, в обоснование заявленных требований указав, что истцам на праве собственности принадлежит нежилое здание по адресу <адрес>, кадастровый № общей площадью 1237,7 кв.м.
Находящиеся под зданием земельные участки с кадастровым номером № и № площадью 144 и 358 кв.м. соответственно также принадлежат истцам на праве собственности.
25.06.2020 истцы обратились к административному ответчику с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного под зданием с кадастровым номером: 63:01:0811002:572 площадью 485 квадратных метра без проведения торгов.
Распоряжением №576 от 03.11.2020 Департамента управления имуществом г.о. Самара в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов отказано.
Полагая оспариваемое распоряжение не основанным на законе, а свои права нарушенными, административные истцы просили суд признать вышепоименованное распоряжение административного ответчика незаконным и обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав истцов и принять решение о предварительном согласовании предоставления вышеуказанного спорного земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца Азарова П.В. Смирных А.Ю. действующий на основании доверенности исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Административный истец Азарова Т.А. в судебное заседание не явилась, представило ходатайство о рассмотрении в ее отсутствие согласно которого исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Ткаченко И.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на административный иск.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области и Правительства Самарской области Самарской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были надлежащим образом уведомлены, в связи с чем, суд полагает возможным дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав представителя истца и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрены такие основания как судебное решение, установившее гражданские права и обязанности.
Согласно подпункта 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Часть 8 статьи 39.15 ЗК РФ содержит закрытый перечень оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка. К ним относятся следующие основания: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 ЗК РФ; этот порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В рассматриваемом случае нахождение запрашиваемого земельного участка в зоне утверждённого проекта планировки территории в соответствии с земельным законодательством не является препятствием для предоставления земельного участка.
В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участка
Таким образом, как существующие, так и планируемые территории общего пользования обозначаются в документах градостроительного планирования посредством красных линий. Документы территориального планирования, утвержденные в установленном порядке, являются документами обязательными к исполнению органами местного самоуправления, в том числе при решении вопросов о предоставлении земельных участков.
Судом установлено, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание по адресу <адрес>, кадастровый № общей площадью 1237,7 кв.м. и земельные участки с кадастровым номером № и № площадью 144 и 358 квадратных метра находящиеся под зданием.
Согласно представленной истцом схеме расположения испрашиваемого земельного участка, условный номер: - ЗУ1, участок находится под нежилым зданием по адресу <адрес>, кадастровый № и является смежным с земельными участками с кадастровым номером № и №, также расположенными под указанным зданием.
25.06.2020 истцы обратились к административному ответчику с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного под зданием с кадастровым номером: № площадью 485 квадратных метра без проведения торгов.
Распоряжением №576 от 03.11.2020 Департамента управления имуществом г.о. Самара в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится на территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории.
Постановлением Правительства Самарской области от 27 декабря 2019 года N 1019 «О внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 12.04.2018 N 189 "Об утверждении Перечня исторических поселений регионального значения, имеющих особое значение для истории и культуры Самарской области" и об утверждении предмета охраны исторического поселения регионального значения города Самары Самарской области и границ территории исторического поселения регионального значения города Самары Самарской области» нежилое здание по адресу <адрес>, кадастровый № (п.п. 2.23) включено в перечень предметов охраны исторического поселения регионального значения города Самары «ансамбль Пристанские склады», что подтверждается представленным истцом Охранным обязательством №118 от 18.11.2016.
На основании подпункта 1 пункта 10 раздела 1 Охранного обязательства №118 от 18.11.2016 и положений пункта 5.1. Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Пунктом. 3.1. Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.
В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.
Согласно положениям Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. К мероприятиям по государственной охране объектов культурного наследия относится и установление зоны охраны объектов культурного наследия.
На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 34.1 указанного закона границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 N 2. определяет порядок согласования с Министерством культуры Российской Федерации проектов генеральных планов, поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений (далее - градостроительная документация), а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны.
Пунктом 3 указанного положения усыновлено, что градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, подлежат согласованию с Министерством до утверждения представительным органом местного самоуправления правил землепользования и застройки этой территории.
При этом, суд отмечает, что включение нежилого здания по адресу <адрес>, кадастровый № в перечень предметов охраны исторического поселения регионального значения города Самары, произошло до вынесения распоряжения Правительства Самарской области от 29.05.2020 №275-р «Об утверждении документации по внесению изменений в проект планировки территории исторического центра г. Самары в границах <адрес>, акватории реки Волги и акватории реки Самары.
Принимая во внимание данные нормы законодательства, суд соглашается с доводами истцов о том, что испрашиваемый истцами земельный участок может быть использован исключительно под данное нежилое здание являющееся памятником культуры
Использование испрашиваемого земельного участка в иных целях привет к уничтожению объекта культурного наследия по адресу <адрес>, кадастровый №, что противоречит действующему законодательству «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Суд также соглашается с утверждением истцов, что утвердив проект планировки территории общего пользования, уполномоченными органами не принят во внимание исключительный порядок землепользования тем самым исключив возможность использования истцами спорного земельного участка по назначению для размещения памятника культуры.
При таких обстоятельствах судом откланяются доводы ответчика изложенные в отзыве со ссылкой на статью 22 ГрК РФ, поскольку изначальное включение испрашиваемого истцом земельного участка в проект планировки территории без учета наличия на участке объекта культурного наследия и его охранной зоны противоречит действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 11.3. ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Частью 4 статьи 11.10 ЗК предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Учитывая приведенные нормы, суд критически относится к доводам ответчика о том, что отсутствие кадастрового учета участка не позволяет установить, что его местоположение и границы были согласованы с собственниками смежных участков и его границы не пересекают границы других участков, поскольку указанные доводы не основаны на нормах права.
Таким образом, судом при рассмотрении дела достоверно установлен факт нарушения прав и законных интересов административных истцов, незаконность оспариваемого решения органа местного самоуправления, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 176-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Азарова Павла Владимировича, Азаровой Тамары Александровны к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании решения незаконным и возложений обязанностей удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара № 576 от 03.11.2020г. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара в 15-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес> по заявлению Азаровой Тамары Александровны и Азарова Павла Владимировича.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 29.04.2021г.