УИД 10RS0011-01-2020-015401-75
(Дело №2а-7818/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сааринен И.А.,
при секретаре Мельниченко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Харченко Б. М. к призывной комиссии Петрозаводского городского округа, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия» об оспаривании решения,
у с т а н о в и л :
Харченко Б.М. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения призывной комиссии Петрозаводского городского округа о призыве его на военную службу. Административный иск мотивирован тем, что на момент принятия решения о призыве не было надлежащих анализов призывника, отсутствовал анализ крови, не были проведены исследования состояния здоровья по заболеваниям, имеющимся у административного истца: бурсит, поясничный остеохондроз, гипертония, пищевая аллергия. На основании изложенного истец просит признать решение призывной комиссии Петрозаводского городского округа о призыве его на военную службу незаконным.
Харченко Б.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» Куроптева И.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Представитель административного ответчика призывной комиссии Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен о времени, дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, обозрев личное дело призывника, медицинскую карту стационарного больного ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А.Баранова», амбулаторную карту ГБУЗ РК «Городская поликлиника №2», административные дела №2а-8107/2018, 2а-4701/2019, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В силу п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу.
В соответствии п. 14 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, а также для решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Медицинское освидетельствование в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Пунктами 9, 13, 16, 18 Положения №565 определено, что организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. По заявке военного комиссара муниципального образования руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием. Персональный состав врачей-специалистов утверждается председателями призывных комиссий, а врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу назначаются решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу, врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 18).
В соответствии с п. 2 приложения №4 Приказа Министра обороны РФ от 16 сентября 2015 г. № 533 «Об определении форм документов, заполняемых врачами-специалистами,...» в день медицинского освидетельствования на граждан, признанных годными к военной службе с незначительными ограничениями, ограниченно годными к военной службе, временно не годными к военной службе, не годными к военной службе, а также на граждан, направленных на медицинское обследование врачом-специалистом, осуществляющим медицинское освидетельствование (медицинский осмотр) гражданина заполняется лист освидетельствования.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Харченко Б.М. является лицом призывного возраста, состоит на воинском учете в военном комиссариате города Петрозаводска с 20.02.2012, является гражданином, подлежащим призыву на военную службу.
25.11.2020 на заседании призывной комиссии Петрозаводского городского округа по результатам медицинского освидетельствования Харченко Б.М. врачами-специалистами, ему установлена категория годности к военной службе «Б-4» (годен к военной службе с незначительными ограничениями) на основании ст.25-г, ст.47-б, ст.66-д Расписания болезней (последствия ЗЧМТ, сотрясение головного мозга от 05.09.2019; НЦА по гипертоническому типу, ДДЗП; остеохондроз поясничного отдела позвоночника; миопия слабой степени обоих глаз).
Результаты проведенного медицинского освидетельствования отражены в разделе 2 учетной карты призывника, в листах медицинского освидетельствования, оформленных врачами, которые проводили медицинское освидетельствование Харченко Б.М.
20.10.2020 при проведении медицинского освидетельствования, Харченко Б.М. прошел хирурга, терапевта, психиатра, оториноларинголога, стоматолога, невропатолога, дерматолога, окулиста.
В рамках медицинского освидетельствования Харченко Б.М. осуществил диагностические мероприятия по направлению военного комиссариата: общий анализ мочи - 19.10.2020 г.; общий анализ крови - 19.10.2020 г.; флюорография - 19.10.2020 г.; ЭКГ - 20.10.2020 г.; ВИЧ - 19.10.2020 г.; гепатит «С», «В» - 19.10.2020 г., установлен индекс массы тела - 27.1; рост, вес.
По направлению военного комиссариата от 02.04.2019г. № Харченко Б.М. находился на стационарном обследовании в ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А.Баранова» с 22.04.2019 по 29.04.2019 г., пищевая аллергия данными стационарного обследования не подтверждена.
Каких-либо заболеваний у Харченко Б.М. в ходе проведенного медицинского освидетельствования, препятствующих прохождению военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, не выявлено.
Нарушений в организации проведения медицинского освидетельствования допущено не было.
Решением призывной комиссии Петрозаводского городского округа от 25.11.2020 Харченко Б.М. установлена категория годности к военной службе «Б-4» (годен к военной службе с незначительными ограничениями), принято решение о призыве на военную службу с предназначением в сухопутные войска.
Доводы административного истца о наличии у него заболеваний, препятствующих призыву на военную службу, не нашли своего подтверждения в суде.
Порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы, назначаемой в случае несогласия гражданина с заключением военно-врачебной комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, определен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 № 574.
С заявлением о проведении в отношении него независимой военно-врачебной экспертизы Харченко Б.М. не обращался.
Каких-либо заболеваний, препятствующих прохождению военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, в ходе проведенного медицинского освидетельствования у Харченко Б.М. не выявлено. Нарушений в организации проведения медицинского освидетельствования допущено не было.
Анализируя изложенные выше положения закона и сведения, содержащиеся в представленных административным истцом медицинских документах, суд приходит к выводу, что обжалуемое заявителем решение о призыве на военную службу принято призывной комиссией в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о призыве на военную службу после определения категории годности к военной службе в соответствии с компетенцией призывной комиссии и заключением о категории годности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
На основании изложенного, в удовлетворении иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 177,178 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Сааринен И.А.
Мотивированное решение изготовлено 28.12.2020.