РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> края
Назаровский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Савватеевой М.А.
при секретаре Розе И.А.
с участием: заинтересованных лиц: представителя Военного комиссариата <адрес> по городу Назарово и <адрес> В, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,. представителя Призывной комиссии <адрес> края С,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М об оспаривании решения призывной комиссии <адрес> края и действий Отдела военного комиссариата <адрес> по городу Назарово и <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
М обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии <адрес> края и действий Отдела военного комиссариата <адрес> по городу Назарово и <адрес>. Свои требования мотивирует тем, что Решением призывной комиссии <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ он признан годным к военной службе и призван на военную службу. Считает, что данное решение призывной комиссии, а также действия отдела военного комиссариата <адрес> по городу Назарово и <адрес> по вынесению заключения о категории его годности к военной службе и по выдачи повестки, обязывающей его прибыть на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы были совершены в нарушение норм действующего законодательства, в результате которых на него была незаконно возложена обязанность прохождения военной службы по следующим основаниям. Решение призывной комиссии может быть принято только на основе заключения о категории годности, вынесенного врачом, руководящим работой, по результатам медицинского освидетельствования, проведенного военным комиссариатом. При этом очевидно, что врач руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан при призыве на военную службу, является штатным сотрудником военного комиссариата и исполняет функции данного органа государственной власти. Тем самым, принятие заключения о категории годности гражданина к прохождению военной службы относится к полномочиям военного комиссариата, поскольку осуществляется штатным сотрудником военного комиссариата- врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию. В силу части 3 ст.5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе. В соответствии с пунктом 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года № 565, до начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят обязательные диагностические исследования:
- флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм);
- общий (клинический) анализ крови;
- общий анализ мочи;
-электрокардиография в покое;
-исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «В» и «С».
Очевидно, что исходя из смысла данного пункта, решение призывной комиссии должно быть вынесено с учетом результатов таких исследований, в целях полного и всестороннего обследования состояния здоровья призывника и вынесения справедливого заключения о категории годности. Однако, такие исследования не были проведены ни до начала медицинского освидетельствования, ни на момент принятия решения призывной комиссии. На основании изложенного, считает, что решение призывной комиссии <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ о его призыве на военную службу принято в нарушение норм действующего законодательства и подлежит отмене. Помимо этого, действия Отдела военного комиссариата <адрес> и <адрес>, выразившееся в вынесении заключения о категории его годности без результатов диагностических исследований и выдаче повестки на отправку совершены в нарушение норм действующего законодательства и должны быть признаны незаконными.
ДД.ММ.ГГГГ в Отделе Военного комиссариата <адрес> и <адрес> ему было объявлено решение призывной комиссии, а именно была сообщена установленная категория годности, а также выдана повестка на отправку к месту прохождения военной службы, согласно которой он был обязан явиться ДД.ММ.ГГГГ на сборный пункт для прохождения военной службы. ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление в Отдел военного комиссариата <адрес> и <адрес> с просьбой выдать копию решения призывной комиссии (выписку из протокола решений призывной комиссии). Однако копия решения о призыве на военную службу ему выдана не была. В связи с чем просит признать незаконным решение призывной комиссии <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ о призыве М на военную службу, признать незаконными действия Отдела военного комиссариата <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по вынесению заключения о категории годности М к военной службе, признать незаконными действия Отдела военного комиссариата <адрес> и <адрес> по выдаче повестки, обязывающей М прибыть на сборный пункт для отправки к месту прохождения службы ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание заявитель М, надлежаще извещенный о судебном заседании, не явился, согласно ходатайства просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо – представитель военного комиссариата <адрес> по городу Назарово и <адрес> В считает требования М необоснованными и не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что М признан по состоянию здоровья годным к прохождению военной службы по категории <данные изъяты> результатов обследования, опровергающих данный вывод медицинской комиссии М не представлялось.
Заинтересованное лицо – представитель Призывной комиссии <адрес> С полагает заявление М необоснованным по тем основаниям, что М никаких результатов обследования, опровергающих вывод медицинской комиссии не представлялено.
Заинтересованное лицо – представитель Военного комиссариата <адрес>, надлежаще извещенный о судебном заседании, в судебное заседание не явился.
В силу положений ст.167 ГПК Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о судебном заседании.
Выслушав представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, личное дело призывника, суд не находит оснований к удовлетворению заявления М в силу следующего.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Исходя из положений статьи 258 ГПК Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1), гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2).
В силу положений ст. 22 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.
В соответствии Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. N 663 призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия.
В силу п. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию указанных граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: годен к военной службе; годен к военной службе с незначительными ограничениями; ограниченно годен к военной службе; временно не годен к военной службе; не годен к военной службе.
В соответствии со ст. 23 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане: признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В силу ч. 1 ст. 26 данного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (часть 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и воинской службе").
В соответствии с пунктом 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 предусмотрено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
Согласно п. 6 вышеуказанного Положения о военно-врачебной экспертизе, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что решением призывной комиссии по городу Назарово и <адрес> от от ДД.ММ.ГГГГ заявитель был призван на военную службу с категорией <данные изъяты>, показатель предназначения - <данные изъяты>. Основанием для принятия указанного решения явились результаты медицинского освидетельствования. Выписка из решения получена заявителем ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов личного дела призывника, ДД.ММ.ГГГГ, заявитель проходил медицинское освидетельствование, в ходе которого хирургом была определена категория годности заявителя к военной службе – «<данные изъяты>
По результатам медицинского освидетельствования было принято итоговое заключение о годности заявителя к военной службе - <данные изъяты> показатель предназначения <данные изъяты>.
Кроме того, согласно имеющихся в деле листов медицинского освидетельствования, заявитель проходил медицинское освидетельствование в ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ года.
По итогам медицинских освидетельствований в ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ года. заявитель признавался годным к военной службе, Указанные медицинские заключения заявителем. не обжаловались.
Согласно пункту 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе; в случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Пунктом 19 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 N 123, гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения; по завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
В силу положений пункта 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663", призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об отмене не реализованного в ходе текущего призыва решения о призыве граждан на военную службу.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель был извещен о явке в военный комиссариат ДД.ММ.ГГГГ к <данные изъяты> минут для прохождения медицинской комиссии, при этом ему было предложено представить результаты обследования, о чем заявитель был уведомлен под личную подпись. Однако, в назначенное время заявитель не прибыл, результаты медицинских исследований не представил. Повторно заявитель был вызван в военный комиссариат на ДД.ММ.ГГГГ к <данные изъяты> минутам, прошел медицинское освидетельствование, результаты медицинских исследований также не представил. По результатам пройденного заявителем медицинского освидетельствования, призывной комиссии <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заявитель был признан <данные изъяты> -годным к военной службе, показатель предназначения -<данные изъяты>, с призывом на военную службу, с предназначением в сухопутные войска. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ заявителю была выдана повестка о явке в военный комиссариат <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ к <данные изъяты> минутам для отправки в войска.
. Поскольку действующим законодательством не предусмотрены меры принуждения к сдаче призывниками анализов и прохождения ими других медицинских исследований, а самим заявителем не представлены для оценки призывной комиссии данные диагностических исследований, доводы заявителя о нарушении процедуры проведения в отношении него медицинского освидетельствования, суд находит не состоятельными.
Заявителем не представлены в военный комиссариат, а также суду данные о результатах медицинских исследований, которые бы свидетельствовали о наличии у него заболеваний, выявленных данными исследованиями, препятствующих прохождению военной службы по призыву. Следовательно, доводы заявителя о необъективном исследовании на призывной комиссии состояния его здоровья, и как следствие вынесение заключения о категории его годности без результатов диагностических исследований, суд не может признать обоснованными.
В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (приложение N 3 к приказу Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 г. N 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе", зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 июля 2001 г., регистрационный N 2805), ежегодно до 10 марта (10 сентября) структурное подразделение военного комиссариата по муниципальному образованию, имеющему статус городского поселения, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, муниципального района и структурное подразделение военного комиссариата по нескольким муниципальным образованиям (далее именуется - военный комиссариат) совместно с органом местного самоуправления в сфере здравоохранения разрабатывает план медицинского освидетельствования и обследования (лечения) призывников. В нем должны быть предусмотрены мероприятия, в том числе, проведение призывникам клинико-инструментальных исследований.
Согласно п. 7 Инструкции, не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализ мочи (удельный вес, белок); г) электрокардиографическое исследование. В день обследования проводится измерение роста и массы тела.
В соответствии с пунктом 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 N 123, по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Пункт 1 приложения N 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663" предусматривает, что граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, в том числе медицинские документы о состоянии здоровья.
Таким образом, нормативные акты предусматривают проведение призывникам диагностических (лабораторных и клинических) исследований в медицинских учреждениях по месту жительства призывников в рамках оказания бесплатной медицинской помощи в период призыва - с ДД.ММ.ГГГГ ежегодно.
Как следует из материалов дела, заявитель не представил необходимые диагностические исследования, явившись на медицинское освидетельствование. Соответственно, заявитель не воспользовался возможностью представления необходимых документов, что позволяет сделать вывод о неисполнении обязанности по предоставлению диагностических исследований для оценки.
Не представлено таких документов и суду.
Поскольку никаких объективных, достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих наличие у заявителя. диагностированного заболевания, относящегося к заболеваниям, наличие которых является основанием для освобождения от призыва или от исполнения воинской обязанности, оснований для признания решения призывной комиссии незаконным, не имеется.
В соответствии с п. п. 6 - 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата.
Исходя из данного положения, с учетом Решения Призывной комиссии <адрес> и <адрес> о призыве заявителя на военную службу, действия Отдела военного комиссариата <адрес> и <адрес> по выдаче заявителю повестки, обязывающей его прибыть на сборный пункт для отправки к месту прохождения службы ДД.ММ.ГГГГ к <данные изъяты> часам являются законными и обоснованными, в связи с чем основания для признания указанных действий незаконными отсутствуют.
С учетом установленных обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных М. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления М о признании незаконным решение призывной комиссии <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ о призыве М на военную службу, признании незаконными действия Отдела военного комиссариата <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по вынесению заключения о категории годности М к военной службе, признании незаконными действий Отдела военного комиссариата <адрес> и <адрес> по выдаче повестки, обязывающей М прибыть на сборный пункт для отправки к месту прохождения службы ДД.ММ.ГГГГ - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке в <адрес>вой суд с подачей жалобы через Назаровский городской суд <адрес>.
Председательствующий Савватеева М.А.
Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна:
Судья Савватеева М.А.