Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-925/2020 ~ М-622/2020 от 06.04.2020

    

                                  Дело № 2-925/2020

УИД:26RS0023-01-2020-001597-02

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июня 2020 года г. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чебанной О.М.,

при секретаре Чукариной Н.С.,

с участием: старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Камышевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в здание управляющей компании для маломобильных групп населений,

                  УСТАНОВИЛ:

Минераловодский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ в здание управляющей компании для маломобильных групп населений, указывая, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов на социально-значимых объектах, расположенных на территории Минераловодского городского округа в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, в ходе которой установлено в здании управляющей компании - ООО «Управляющая компания», расположенном по адресу: Минераловодский городской округ, г. Минеральные Воды, ул. Тбилисская, 6 «а» не созданы условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного в него доступа.

Бездействием управляющей компании ООО «Управляющая компания» нарушены требования ч. 1 ст. 15 Закона № 181-ФЗ, ст. ст. 21, 27 Конституции Российской Федерации, поскольку, не обеспечены необходимые условия для осуществления конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения выбора места пребывания, а также право инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

В ходе проведенной проверки установлено, что вход в помещения здания, расположенного по адресу: ул. Тбилисская, 6а, г. Минеральные Воды, в котором управляющей компанией ООО «Управляющая компания» осуществляется прием собственников помещений и иных жителей многоквартирных домов в нарушении вышеуказанных норм законодательства оборудован входной площадкой с двумя ступенями, пандус (съезд) при этом отсутствует. В данном административном здании также расположена диспетчерская, в которую ведет отдельный вход, оборудованный входной площадкой, высота которой 0,15 м., пандус (съезд) отсутствует.

Здание оборудовано двумя лестничными маршами лестничный марш внутри здания и наружный лестничный марш), которые не дублированы пандусами (подъемными устройствами). Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в здание (далее - кнопка вызова сотрудника организации) так же отсутствуют.

При этом, по результатам проведенного комиссионного обследования иного административного здания от 31.03.2020, с участием специалистов Управления труда и социальной защиты населения администрации Минераловодского городского округа установлено отсутствие технической (возможности оборудовать вход в данное административное здание для маломобильных групп населения, но применяя принцип «разумного приспособления», рекомендовано установить кнопку вызова сотрудника организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» далее по тексту - Закон № 181-ФЗ) органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям).

Часть 5 ст. 15 Закона № 181-ФЗ предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Во исполнение требований ст. 15 Закона № 181-ФЗ разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Основным документом в системе названных нормативных документов является Свод правил 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001.

Пунктом 5.1.12 СП 59.13330.2016 предусмотрено, что в марше внешней лестницы должно быть 3-12 ступеней. Недопустимо применение одиночных ступеней, которые должны заменяться съездами.

Согласно п. 5.1.14 СП 59.13330.2016 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон - не круче 1:20 (5%).

Пунктом 6.1.1 СП 59.13330.2016 установлено, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.

Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять с учетом принятой организации обслуживания посетителей по заданию на проектирование.

Пункт 6.1.2 СП 59.13330.2016 установлено, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м.

Также, пунктом 3.38 СП 59.13330.2016 установлено, что возможно применение принципа «Разумного приспособления», который предусматривает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

Просит суд обязать ответчика в течение 2 месяцев с момента вступления в силу решения зуда, обеспечить беспрепятственный доступ в соответствии со Сводом правил 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 в здание управляющей компании ООО «Управляющая компания», расположенного по адресу: г. Минеральные Воды, ул. Тбилисская, 6 «а», путем установки кнопки вызова сотрудника организации.

В судебном заседании старший помощник прокурора Камышева О.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ООО «Управляющая компания» в лице генерального директора С.Ю. Филатенко будучи надлежащим образом, извещен о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о признании исковых требований в полном объеме, в заявлении также указал, что исковые требования признает добровольно, без всякого понуждения, последствия признания иска ему понятны. Просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствии.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, учитывая признание ответчиком исковых требований, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного иска, и удовлетворении заявленных требований в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Положениями ч. 1.1 п.3 ст. 161 ЖК РФ закреплено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в том числе и доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») в целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации предусмотрены меры социальной защиты инвалидов.

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии со "Сводом правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 СП 59.13330.2012" требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий, и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

Согласно ч.2 Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (вместе с "Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме") доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Из материалов дела следует, что проведенной межрайонной прокуратурой проверкой было установлено, что вход в здание управляющей компании - ООО «Управляющая компания» расположенной по адресу: Минераловодский городской округ, г. Минеральные Воды, ул. Тбилисская, 6 «а» оборудован двумя ступенями, пандус отсутствует, что препятствует инвалидам беспрепятственному доступу в него. В данном административном здании также расположена диспетчерская, в которую ведет отдельный вход, оборудованный входной площадкой, высота которой 0,15 м., пандус (съезд) так же отсутствует. Здание так же оборудовано двумя лестничными маршами лестничный марш внутри здания и наружный лестничный марш), которые не дублированы пандусами (подъемными устройствами). Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в здание (далее - кнопка вызова сотрудника организации) так же отсутствуют.

Согласно п. 5.1.14 СП 59.13330.2016 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон - не круче 1:20 (5%).

Пунктом 6.1.1 СП 59.13330.2016 установлено, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.

Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять с учетом принятой организации обслуживания посетителей по заданию на проектирование.

Пункт 6.1.2 СП 59.13330.2016 установлено, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м.

Также, пунктом 3.38 СП 59.13330.2016 установлено, что возможно применение принципа «Разумного приспособления», который предусматривает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Социально-средовая реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе социально-бытовую адаптацию.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.

Осуществляя деятельность в рамках норм жилищного законодательства, ответчик обязан обеспечить необходимые условия для осуществления конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения выбора места пребывания, а также право инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Из общего смысла действующего законодательства следует, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе маломобильным группам населения. Создание беспрепятственного доступа маломобильных групп населении к инженерной, транспортной и социальной инфраструктурам, в том числе объектам торговли и другим объектам социального использования, является одним из приоритетных направлений Российского государства.

Собранными по делу доказательствами было подтверждено, что беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп в организацию ООО «МЭК» расположенную по адресу: г. Минеральные Воды, ул. Тбилисская, 6 «а» не обеспечен, что не соответствует Своду правил 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

Принимая во внимание, что по результатам проведенного комиссионного обследования с участием специалистов Управления труда и социальной защиты населения администрации Минераловодского городского округа административного здания в котором расположено ООО «Управляющая компания» установлено отсутствие технической возможности оборудовать вход в данное административное здание для маломобильных групп населения, учитывая возможность применяя принципа «разумного приспособления», требования прокурора к ответчику установить кнопку вызова сотрудника организации, суд полагает обоснованными.

В условиях состязательного процесса, предусмотренного ст. 56 ГПК РФ, по мнению суда, истец надлежащим образом обосновал те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований, в связи с чем, с учетом признания иска ответчиком, суд считает требования Минераловодского межрайонного прокурора к ООО «Управляющая компания», обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд

    

РЕШИЛ:

Исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора – удовлетворить.

Обязать ООО «Управляющая компания» в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда, обеспечить беспрепятственный доступ в соответствии со Сводом правил 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, в здание ООО «Управляющая компания», расположенной по адресу: г. Минеральные Воды, ул. Тбилисская, 6 «а», путем установки кнопки вызова сотрудника организации.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд, в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме (10 июня 2020 года).

Председательствующий - подпись

Копия верна:

Судья -

2-925/2020 ~ М-622/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Минераловодский межрайонный прокурор
Ответчики
ООО "Управляющая компания"
Суд
Минераловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Чебанная Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
mineralovodsky--stv.sudrf.ru
06.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2020Подготовка дела (собеседование)
20.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2020Судебное заседание
10.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2020Дело оформлено
14.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее