РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2017 года гор. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Петровой С.А.,
при секретаре Шараповой Н.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сегежского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Сегежского городского поселения, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия об обязании совершить определённые действия,
установил:
Прокурор Сегежского района обратился с иском к администрации Сегежского городского поселения, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК по тем основаниям, что прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой на территории общего пользования Сегежского городского поселения выявлена несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов, протяженностью около 500 метров, расположенная вдоль забора ООО «ЛДК «Сегежский» с западной стороны. Размещение указанной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил обязать ответчиков в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории общего пользования Сегежского городского поселения с координатами С.Ш. 63о44’354”; В.Д. 34о21’309” – С.Ш. 63о44’046”; В.Д. 34о21’538”.
В судебном заседании прокурор Шарова А.Б. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Сегежского городского поселения, действующая на основании доверенности Митянина В.Е., в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что работы по уборке несанкционированной свалки должны начаться 20.07.2017. Свалка будет ликвидирована в течение двух дней.
Ответчик Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района 01.06.2017 в ходе проведенной проверки соблюдения на территории Сегежского городского поселения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления вдоль дороги по ул. Озёрной, идущей параллельно территории ООО «ЛДК «Сегежский», начиная от проходной предприятия, обнаружена несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов, протяженностью 500 метров. Согласно акту осмотра несанкционированной свалки от 12.07.2017 она расположена на территории Сегежского городского поселения вдоль автомобильной дороги по ул. Озёрной, имеет размеры: шириной 3 м, длиной 6 м, высотой 1 м, 126 м3, шириной 5 м, длиной 5 м, высотой 1 м, 25 м3, мусор разбросан вдоль дороги кучами (7 объектов), общий объем свалки 151 м3.
Статьями 41, 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия закреплен также и в ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определены полномочия субъектов РФ в области обращения с отходами, к которым относятся: принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности; организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 15 ст. 5 Закона РК от 04.04.2016 № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов исполнительной власти РК, уполномоченных Правительством РК в области обращения с отходами.
Подпунктами 102, 107 п. 10 положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК, утвержденного постановлением Правительства РК от 09.07.2013 № 216-П, определено, что Министерство участвует в проведении в пределах своей компетенции государственной политики в области обращения с отходами на территории Республики Карелия; организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Решением Совета Сегежского городского поселения от 26.01.2017 № 203 утверждены Правила благоустройства и содержания территории Сегежского городского поселения, в соответствии с п. 5.4 ст. 7 которых на территории Сегежского городского поселения запрещается складировать в несанкционированных местах твердые коммунальные и крупногабаритные отходы, строительные отходы, листву, уличный смёт. Согласно п. 1 ст. 6 указанных Правил организация сбора и вывоза твердых коммунальных, крупногабаритных и жидких бытовых отходов осуществляется собственниками данных отходов или специализированной организацией.
16 мая 2017 года между администрацией Сегежского городского поселения и ООО «АктивПро» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок в г. Сегежа.
Учитывая изложенные выше нормы права, принимая во внимание территориальное расположение свалки, возложенные на ответчиков полномочия в области обращения с отходами, суд приходит к выводу, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на рассматриваемом земельном участке должна быть возложена на ответчиков – администрацию Сегежского городского поселения и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Сегежского района удовлетворить.
Обязать администрацию Сегежского городского поселения, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Сегежского городского поселения вдоль автомобильной дороги по ул. Озёрной шириной 3 м, длиной 6 м, высотой 1 м, объёмом 126 м3, шириной 5 м, длиной 5 м, высотой 1 м, объёмом 25 м3, 7 объектов с координатами С.Ш. 63о44’354”; В.Д. 34о21’309” – С.Ш. 63о44’046”; В.Д. 34о21’538”.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.А. Петрова
Справка: мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
составлено 24.07.2017.