Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-650/2019 ~ М-36/2019 от 11.01.2019

Дело № 2-650/2019

24RS0028-01-2019-000055-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 марта 2019 года город Красноярск

Красноярский край

Кировский районный суд города Красноярска Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Чернова В.И.,

при секретаре Преина Е.В. ,

с участием истца Гилюк А.Н. , представителя ответчика Хмарук Н.С. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гилюк А.Н. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Красноярска» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве безработного и выплаты пособия по безработице в процентном отношении к заработку, возложении обязанности устранить данные нарушения,

установил:

Гилюк А.Н. обратился в суд с иском к КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве безработного и выплаты пособия по безработице в процентном отношении к заработку, возложении обязанности устранить данные нарушения, ссылаясь на то, что 23 января 2018 года истец был уволен по соглашению сторон из филиала ПАО «МРСК Центра»-«Брянскэнерго» (г.Брянск). В день прекращения трудового договора работодателем были выданы в соответствии со статьей 84.1 ТК РФ, заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой: справка о доходах физического лица за 2017 г. по форме № 2-НДФЛ; справка о доходах физического лица за 2018 г. по форме № 2-НДФЛ; справка о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы № 182-Н. 13 июля 2018 года Гилюк А.Н. обратился по месту жительства в отдел занятости населения по Кировскому району КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» для постановки его на регистрационный учет в качестве безработного, для чего были предоставлены следующие документы: паспорт, трудовая книжка, документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию, справка о доходах физического лица за 2017 г. по форме № 2-НДФЛ, справка о доходах физического лица за 2018 г. по форме № 2–НДФЛ, справка о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы № 182-Н. Специалист отдела занятости населения принимавший документы, сообщил, что необходимо «донести» справку установленной формы о среднем заработке за последние три месяца предшествующим увольнению. В списке документов, выданных истцу, при увольнении, такая справка отсутствовала. Указанная справка была получена 10 сентября 2018 года и 11 сентября 2018 года предоставлена ответчику. 15 октября 2018 года истцу стало известно, что КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» отказало в постановке на учет в качестве безработного с 13 июля 2018 года, со ссылкой на то, что не была представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. В связи с чем, безработным истец признан лишь с 11 сентября 2018 года и с указанной даты установлено пособие по безработице в размере минимальной величины. Считая, что отсутствие на момент обращения с заявлением справки о среднем заработке не препятствовало постановке на учет в качестве безработного для получения минимального размера пособия, истец просит признать незаконным отказ КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» в постановке его на учет в качестве безработного с 13 июля 2018 года, признать незаконным решение о признании его безработным с 11 сентября 2018 года и назначении пособия по безработице в размере минимальной величины, обязать КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» зарегистрировать его в качестве безработного с момента обращения 13 июля 2018 года и назначить пособие по безработице в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.

В судебном заседании истец Гилюк А.Н. настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика КГКУ «Центр занятости населения» Хмарук Н.С. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что постановка на регистрационный учет Гилюк А.Н. в качестве безработного осуществлена в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891. Гилюк А.Н. признан безработным с 11 сентября 2018 года после предоставления полного пакета документов, предусмотренных Законом, в том числе справки о среднем заработке от 27 августа 2018 года, выданной Филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго». Пособие по безработице установлено в размере минимальной величины, поскольку в представленной справке о среднем заработке, имеются сведения, исключающиеся из подсчета 26 календарных недель оплачиваемой работы Кроме того, в отношении Гилюк А.Н. решение об отказе в признании безработным не принималось в связи с отсутствием правовых оснований для принятия соответствующего решения. Действия КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» совершены в соответствии с законом в пределах своих полномочий, при этом права заявителя не были нарушены.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Агентство труда и занятости населения Красноярского края в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором возражает против удовлетворения исковых требований, согласился с позицией представителя ответчика. Кроме того, полагает, что принятом по делу решением не могут быть затронуты права и законные интересы Агентства труда и занятости населения Красноярского края, поскольку с истцом и ответчиком у Агентства отсутствуют какие-либо договорные отношения. Ответчик является самостоятельным юридическим лицом, от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных, третейских судах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).

Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с положениями ст. 3 данного Закона РФ (в редакции от 02 июля 2013 года) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона (занятые граждане).

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года N 891 утвержден Порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы вместе с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правилами регистрации безработных граждан.

Пунктом 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы предусмотрено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении паспорта гражданина РФ или документа, его заменяющего (для инвалидов, кроме того, индивидуальной программы реабилитации).

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется при предъявлении пакета документов, в числе которых справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (п. 4 Правил регистрации безработных граждан).

Пунктом 9 Правил регистрации безработных граждан предусмотрено, что постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными, в частности, в случае неявки гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным (пп. "г" п. 9 Правил регистрации безработных граждан).

Таким образом, из приведенных нормативных актов следует, что выплата пособия по безработице гарантируется государством гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными и поставленным на регистрационный учет в данном статусе.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 30 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 29 июля 2017 года) пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.

Как установлено в судебном заседании в период с 15 апреля 2016 года по 23 января 2018 года Гилюк А.Н. работал в филиале ПАО «МРС-Центра» - «Брянскэнерго».

13 июля 2018 года Гилюк А.Н. обратился с заявлением в КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» отдел занятости населения по Кировскому району с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поисках подходящей работы, предоставив следующие документы: свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, трудовая книжка, диплом о высшем образовании, паспорт.

С 13 июля 2018 года Гилюк А.Н. поставлен на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Поскольку истцом по состоянию на 24 июля 2018 года (11-дневный срок, по истечении которого орган службы занятости при предоставлении соответствующих документов принимает решение о признании безработным) не была предоставлена справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, решение о признании Гилюк А.Н. безработным или об отказе в признании безработным государственным учреждением службы занятости населения не было принято.

11 сентября 2018 года Гилюк А.Н. ответчику предоставлена справка о среднем заработке за последние 3 месяца предшествующих увольнению, в связи с чем 21 сентября 2018 года КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» издан приказ о признании Гилюк А.Н. безработным с 11 сентября 2018 года, а также приказ от 21 сентября 2018 года о назначении и выплате пособия по безработице в размере минимальной величины с учетом районного коэффициента в размере 1020 рублей за период с 11 сентября 2018 года по 10 марта 2019 года.

Приказ о признании истца безработным с 11 сентября 2018 года, является законным, поскольку соответствует ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Доводы истца о том, что он должен был быть поставлен на учет в качестве безработного с 13 июля 2018 года (с момента постановки его на учет в качестве лица ищущего подходящую работу), суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с порядком регистрации гражданина в качестве безработного, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (п.4 порядка).

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Поскольку Гилюк А.Н. 13 июля 2018 года и по истечении 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы не была предоставлена справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, что предусмотрено указанной выше нормой Закона, КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» законно принято решение о признании Гилюк А.Н. безработным с момента предоставления всех необходимых документов, а именно с 11 сентября 2018 года – с первого дня предъявления документов в полном объеме.

Суд считает верным исчисление пособия по безработице с 11 сентября 2018 года, поскольку именно с этого момента Гилюк А.Н. признан безработным и поставлен на учет в качестве безработного.

В связи с чем, исковые требования истца о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве безработного с 13 июля 2018 года, признании незаконным решения о постановке на учет в качестве безработного с 11 сентября 2018 года, и возложении обязанности зарегистрировать в качестве безработного с 13 июля 2018 года и выплате пособия с указанной даты, не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд считает обоснованными доводы истца о необходимости исчисления пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы по следующим основаниям.

Согласно справке о среднем заработке за последние 3 месяца предшествующие увольнению, выданной Филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Брянскэнерго», Гилюк А.Н. работал в период с 15 апреля 2016 года по 23 января 2018 года, средний заработок за последние три месяца составил 108 246 рублей 36 копеек. Кроме того, в справке указаны периоды, не включенные во время оплачиваемой работы, для исчисления среднего заработка.

КГКУ «Центр занятости населения города Красноярска» при расчете размера пособия по безработице исходил из того, что Гилюк А.Н. в период 12 месяцев предшествующих безработице, то есть с 11 сентября 2017 года по 11 сентября 2018 года имел менее 26 недель оплачиваемой работы.

Однако суд не может согласиться с данным расчетом, в виду следующего.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 30 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 29 июля 2017 года) пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

В рассматриваемом случае началом безработицы суд полагает считать не день когда Гилюк А.Н. признан безработным (11 сентября 2018 года), а день когда он был зарегистрирован в качестве лица ищущего работу, поскольку в силу ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 02 июля 2013 года) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Таким образом, для исчисления пособия по безработице, и установления наличия оплачиваемой работы в период 12 месяцев предшествующих безработице, необходимо исходить из периода с 12 июля 2017 года по 12 июля 2018 года.

За период с 12 июля 2017 года по 12 июля 2018 года истец имел оплачиваемую работу (находился в трудовых отношениях) 195 дней или 28 недель. Данная позиция закреплена в Законе «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 03 октября 2018 года, в соответствии с которой пособие по безработице начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Суд полагает, что из указанного периода с 12 июля 2017 года по 12 июля 2018 года для расчета 26 недель не подлежат исключению периоды, не включенные во время оплачиваемой работы, указанные в справке о средней заработной плате за последние 3 месяца, представленной истцом ответчику, поскольку их указание в данной справке необходимо для расчета именно среднего заработка, из которого эти периоды исключаются, что соответствует п. 4 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 12.08.2003 N 62, согласно которому при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если: а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам; в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника; г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу; д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства; е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации; ж) работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Гилюк А.Н. в течение 12 месяцев предшествующих началу безработице имел оплачиваемую работу более 26 недель, в связи с чем пособие подлежит назначению в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Гилюк А.Н. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Красноярска» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве безработного и выплаты пособия по безработице в процентном отношении к заработку, возложении обязанности устранить данные нарушения, удовлетворить частично.

Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Красноярска» назначить Гилюк А.Н. с 11 сентября 2018 года пособие по безработице в процентом отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.

В удовлетворении исковых требований Гилюк А.Н. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Красноярска» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве безработного с 13 июля 2018 года, признании незаконным решения о постановке на учет в качестве безработного с 11 сентября 2018 года, и возложении обязанности зарегистрировать в качестве безработного с 13 июля 2018 года, отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска.

Решение изготовлено в полном объеме 03 апреля 2019 года.

Председательствующий

Копия верна

Судья В.И. Чернов

2-650/2019 ~ М-36/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гилюк Николай Андреевич
Ответчики
КГКУ "ЦЗН г. Красноярска"
Другие
Агентство труда и занятости населения Красноярского края
Суд
Кировский районный суд г. Красноярска
Судья
Чернов В.И.
Дело на странице суда
kirovsk--krk.sudrf.ru
11.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2019Передача материалов судье
14.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2019Судебное заседание
11.03.2019Судебное заседание
27.03.2019Судебное заседание
03.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020Дело оформлено
22.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее