Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-83/2016 от 06.07.2016

№ 21-83/2016

РЕШЕНИЕ

14 июля 2016 года                                     г. Горно-Алтайск

Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай "Т..." на решение судьи Турочакского районного суда Республики Алтай от 31 мая 2016 года, которым

постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай "Т..." от 05 апреля 2016 года в отношении МО «Турочакское сельское поселение» по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено,

                                            УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай "Т..." от 05 апреля 2016 года МО «Турочакское сельское поселение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

Решением Турочакского районного суда Республики Алтай постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай "Т..." от 05 апреля 2016 года отменено, производство по делу прекращено.

С указанным решением не согласился главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай "Т..." и обратился с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное судебное решение.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В силу ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29.

В соответствии с ним руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда (п. п. 2.3.1, 2.3.2).

Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года (п. 3.1).

Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке, в состав которой включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов (п. 3.4).

Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению N 1 к Порядку (п. 3.6).

Данный порядок обязателен для исполнения органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работниками, заключившими трудовой договор с работодателем (п. 1.2).

Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 1.7).

Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Как усматривается из имеющихся в материалах дела, структуры Турочакской сельской администрации утвержденной Решением Турочакского сельского Совета №12\4 от 27.11.2014 года, п.5.2 Устава БУ «Коммунальщик», Распоряжения № 10 от 17.02.2016 года главы администрации Турочакского сельского поселения, работодателем "П..." - руководителя БУ «Коммунальщик», является глава администрации МО «Турочакское сельское поселение».

Между тем, в постановлении главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай "Т..." от 05 апреля 2016 года в качестве субъекта было привлечено к административной ответственности МО «Турочакское сельское поселение».

В абзаце восьмом части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дано понятие муниципального образования, как городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения.

Органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (абзац двенадцатый части 1 статьи 2 ФЗ от 06 октября 2003 N 131-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

     Согласно ст. 2 Устава МО Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай с изменениями на 20 мая 2014 года, структура органов местного самоуправления МО «Турочакское сельское поселение» состоит из представительного органа; главы муниципального образования; исполнительно-распорядительного органа – администрации. Согласно п.12 ст. 23 Устава глава муниципального образования является главой администрации, высшим должностным лицом Турочакского поселения и на него возложена обязанность при создании муниципальных предприятий и учреждений утверждать их уставы, назначать на должность и освобождать от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивать отчеты об их деятельности.

Из вышеизложенного следует, что МО «Турочакское сельское поселение» не является работодателем для руководителя БУ «Коммунальщик», следовательно, не может выступать субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, что в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ исключает наступление административной ответственности и соответственно, является основанием для отмены вынесенного постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай "Т..." от 05 апреля 2016 года в отношении МО «Турочакское сельское поселение».

Судья Турочакского районного суда Республики Алтай при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении пришел к правильному выводу об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и п. 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ.

Однако, в мотивировочной части решения судьи Турочакского районного суда Республики Алтай отмечено, что причиной допуска работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, в рассматриваемом случае, стали неправомерные действия БУ «Коммунальщик», как работодателя.

Данный вывод судьи районного суда сделан без учета вышеизложенного и положений статей 25.1, 26.1 и 29.10КоАП РФ, по смыслу которых при рассмотрении дела об административном правонарушении судья решает вопрос о наличии вины в совершении административного правонарушения исключительно в отношении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении не может содержать выводов о виновности иных лиц, производство по делу в отношении которых не осуществлялось.

    Таким образом, при рассмотрении жалобы прихожу к выводу об исключении указанной мотивировки из решения судьи Турочакского районного суда Республики Алтай.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ

Решение судьи Турочакского районного суда Республики Алтай от 31 мая 2016 года в отношении администрации МО «Турочакское сельское поселение» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, изменить, исключив из решения указание на вину БУ «Коммунальщик» как работодателя, жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай "Т..." оставить без удовлетворения.

Судья Верховного суда

Республики Алтай                                                                          Б.Е. Антух

21-83/2016

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
МО "Турочакское сельское поселение"
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Антух Борис Евстафьевич
Статьи

ст. 5.27.1 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--ralt.sudrf.ru
07.07.2016Материалы переданы в производство судье
14.07.2016Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее