Дело №3а-57/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2020 года г. Горно-Алтайск
Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Кокшаровой Е.А.,
при секретаре – Молодых Л.С.,
с участием прокурора – Тюхтеневой И.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к сельскому Совету депутатов МО «Чендекское сельское поселение», Главе Чендекского сельского посления о признании недействующим в части решения сельского Совета депутатов МО «Чендекское сельское поселение» от 24 октября 2012 года №35-3 «Об утверждении генерального плана» (в редакции от 04.12.2019 года №21-3),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное лесное хозяйство обратилось в Верховный суд Республики Алтай через представителя Сухих А.С. с административным исковым заявлением к сельскому Совету депутатов МО «Чендекское сельское поселение» о признании недействующим в части решения сельского Совета депутатов МО «Чендекское сельское поселение» от 24 октября 2012 года №35-3 «Об утверждении генерального плана» (в редакции от 04.12.2019 года №21-3). Требование мотивировано тем, что оспариваемым решением Совета депутатов муниципального образования в границы с. Чендек включены земельные участки, расположенные на землях лесного фонда: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, Усть-Коксинское лесничество, Усть-Коксинское участковое лесничество, урочище Уймонская лесная дача в квартале 309, выделы 8,9,32. Решением сельского Совета депутатов от 04.12.2019 №21-3 в генеральный план внесены изменения в части функционального зонирования территории. Указанные лесные участки являются федеральной собственностью и относятся к категории земель лесного фонда. При включении в границы населенного пункта земельных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границ населенного пункта необходимо было обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства. Однако, при издании оспариваемого решения Совета депутатов проект генерального плана в части включения в границы населенного пункта лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не согласован, что противоречит требованиям действующего законодательства РФ.
В связи с изложенным, представитель Федерального агентства лесного хозяйства по доверенности Сухих А.С. просит суд признать недействующим решение сельского Совета депутатов МО «Чендекское сельское поселение» от 24 октября 2012 года №35-3 «Об утверждении генерального плана Чендекского сельского поселения» (в редакции от 04.12.2019 года №21-3), со дня его принятия, в части включения в границы с. Чендек земельных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, Усть-Коксинское лесничество, Усть-Коксинское участковое лесничество, урочище Уймонская лесная дача в квартале 309, выделы 8,9,32.
09.07.2020 года определением суда Глава МО «Чендекское сельское поселение» Усть-Коксинского района Республики Алтай Михайлов Г.Б. привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства по доверенности Ким М.Ю., в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении поддержала требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Председатель Совета депутатов муниципального образования «Чендекское сельское поселение», Глава Чендекского сельского посления Михайлов Г.Б., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, ходатайство об отложении судебного заседания не заявлял.
Представители Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» «Запсиблеспрект», Межрегионального территориального управления Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
С учетом положений части 4 статьи 247 КАС РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы административного искового заявления, выслушав заключение прокурора Тюхтеневой И.М., полагавшую возможным удовлетворить административный иск, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Согласно положениям ч.1 ст. 22, п.17 ст.26 Устава Муниципального образования «Чендекское сельское поселение» Усть-Коксинского района Республики Алтай, принятого решением Совета депутатов Чендекского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай 26 мая 2017 года №34-2, сельский Совет депутатов Чендекского сельского поселения является представительным органом муниципального образования, утверждает Генеральный план поселения.
Решением Совета депутатов Чендекского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай от 24 октября 2012 года №35-3 (в редакции решения от 04.12.2019 №21-3) утвержден Генеральный план Чендекского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 736 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое рассматривает проекты схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земельного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в границы населенного пункта с. Чендек Чендекского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда: в квартале 309 выделы 8,9,32.
Данное обстоятельство подтверждается схемами совмещения материалов лесоустройства Усть-Коксинского лесничества на границы с. Чендек Чендекского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай, выполненными ФГБУ «Рослесинфорг».
По материалам государственного лесного реестра лесные участки с местоположением: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, Усть-Коксинское лесничество, Усть-Коксинское участковое лесничество, урочище Уймонская лесная дача, квартал 309, выделы 8,9,32 относятся к землям лесного фонда и входят в состав земельного участка с кадастровым номером 04-02-04/009/2008-155, категория земель: земли лесного фонда – для ведения лесного хозяйства, площадью 257289 га, расположенного по адресу: Россия, Республика Алтай, Усть-Коксинский район Усть-Коксинское лесничество, находящегося в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 02 РА №048725.
Поскольку вышеуказанный лесной участок включен в границы населенного пункта с. Чендек Чендекского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай в силу ст. 25 Градостроительного кодекса РФ генеральный план сельского поселения подлежал обязательному согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.
При этом, доказательств того, что проект генерального плана муниципального образования «Чендекское сельское поселение» направлялся для его согласования в Федеральное агентство лесного хозяйства, административным ответчиком суду не представлено.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что при подготовке проекта Генерального плана названного муниципального образования не соблюдена предусмотренная статьей 25 ГрК РФ процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ земель населенного пункта и границ находящихся в федеральной собственности земельных участков лесного фонда, в связи с чем усматривает наличие оснований для признания решения Совета депутатов муниципального образования «Чендекское сельское поселение» об утверждении генерального плана не действующим в оспариваемой части.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленное требование Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования Чендекское сельское поселение Усть-Коксинского района Республики Алтай, Главе Чендекского сельского посления о признании недействующим решения сельского Совета депутатов МО «Чендекское сельское поселение» Усть-Коксинского района Республики Алтай от 24 октября 2012 года №35-3 «Об утверждении генерального плана» (в редакции решения от 04.12.2019 №21-3) в вышеуказанной части обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемые положения нормативного правового акта признаются недействующими, суд исходит из того, что данные правовые нормы применялись, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ 24 ░░░░░░░ 2012 ░░░░ №35-3 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 04.12.2019 ░░░░ ░░ №21-3, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ 24 ░░░░░░░ 2012 ░░░░ №35-3 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 04.12.2019 ░░░░ ░░ №21-3, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ 309 ░░░░░░ 8,9,32.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.