№ 12-88/2020
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
05 июня 2020 года г. Оренбург
Судья Промышленного районного суда г. Оренбурга Горбачева Т.В.,
с участием: представителя Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО13, защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Омельченко Л.В., потерпевших ФИО15, ФИО14,
при секретаре Князевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мокроусова В.В. на постановление государственного инспектора Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении Мокроусова В.В., <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ Мокроусов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Промышленный районный суд г. Оренбурга, Мокроусов В.В. выражает несогласие с постановлением, считая его незаконным и необоснованным. Указывает, что им на основании служебных записок своевременно были изданы приказы об оплате труда за работу в ночное время в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указанных в служебной записке работников и своевременно направлены в ФКУ УФО МО РФ по Оренбургской области для начисления оплаты. Расчеты по оплате были произведены на основании приказа МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющего большую юридическую силу, чем коллективный договор. Считает, что оплата сверхурочной работы в отношении ФИО15 была произведена правильно. Ссылается на то, что в постановлении должностного лица не указано, какие именно должностные обязанности не были выполнены им при рассмотрении служебной записки об оплате труда в ночное время, также не указана форма его вины. Указывает, что у него отсутствовали полномочия на понуждение ФКУ УФО МО РФ по Оренбургской области, являющегося самостоятельным юридическим лицом, к произведению своевременной оплаты работникам. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Мокроусов В.В., потерпевшие ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, не явились, о дате, месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщали, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. В своем заявлении, адресованном суду, Мокроусов В.В. просил рассмотреть данную жалобу в его отсутствие. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть жалобу Мокроусова В.В. в отсутствие указанных лиц.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Омельченко Л.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы своего доверителя поддержала в полном объеме, просила удовлетворить жалобу по основаниям, изложенным в ней.
Представитель Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО13 просила в удовлетворении жалобы Мокроусова В.В. отказать, полагая постановление от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным.
Потерпевшие ФИО14, ФИО15 в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы Мокроусова В.В. ФИО14 пояснил, что оплата его работы в ночное время произведена в меньшем размере с нарушением положений Коллективного договора. ФИО15 пояснил, что его работа в выходные и праздничные дни в нарушение ст. 153 ТК РФ оплачена в одинарном размере, в нарушение ст. 152 ТК РФ не оплачена сверхурочная работа в повышенном размере.
Допрошенный в судебном заседании свидетель - представитель ФКУ УФО МО РФ по Оренбургской области ФИО16 пояснила, что ФКУ УФО МО РФ по Оренбургской области осуществляет финансово-экономическое обеспечение базы (комплексного хранения) (г. Оренбург) в составе войсковой части № Центрального военного округа. Заработная плата работникам Базы начисляется и выплачивается ФКУ УФО МО РФ по Оренбургской области на основании тех сведений, которые предоставляются руководителем Базы. Все начисления и оплата труда работников в ночное время и сверхурочная работа произведены в соответствии с требованиями трудового и бухгалтерского законодательства.
Выслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.
Частью 6 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
На основании распоряжения главного государственного инспектора труда в Оренбургской области ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были проведены внеплановые выездные проверки структурного подразделения Базы комплексного хранения – Войсковой части № объединенного стратегического командования Центрального военного округа с целью рассмотрения обращений работников и проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, соблюдения юридическим лицом обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Результаты проведенных внеплановых выездных проверок юридического лица были оформлены посредством актов проверок № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым в деятельности Базы комплексного хранения – Войсковой части № были выявлены нарушения обязательных требований в сфере трудового законодательства.
Начальнику Базы комплексного хранения – Войсковой части № Мокроусову В.В. были выданы предписания от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда ФИО4 был составлен протокол № в отношении Мокроусова В.В., согласно которому в ходе проведения проверок Базы (комплексного хранения) войсковой части № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ было совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, выразившееся в следующих нарушениях трудового законодательства: оплата работы в ночное время работников ФИО5, ФИО14, ФИО6, ФИО7, ФИО8,, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, была произведена в нарушение ст. 152 ТК РФ и п.3,4,5 раздела 3.4 «Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) Коллективного договора, заключенного между работниками склада и администрацией юридического лица; оплата сверхурочной работы сотрудника ФИО15 не была произведена в повышенном размере в нарушение ст. 152 ТК РФ.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Мокроусова В.В. к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ постановлением государственного инспектора Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, с постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ согласиться нельзя.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно требованиям ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ должностное лицо в производстве, которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела на основании доказательств, которые оцениваются по внутреннему убеждению судьи, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля регулирует ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля».
Указанным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) муниципального контроля.
В соответствии п. 12 ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля» особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в частности, федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
На основании ст. 360 ТК РФ в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства государственные инспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки на территории РФ любых работодателей.
Основанием для проведения внеплановой проверки является в том числе: поступление в федеральную инспекцию труда: обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 272-ФЗ).
Частью 8 ст. 360 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при проведении проверки по п. 4 абз. 7 ст. 360 ТК РФ внеплановая выездная проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке установленном федеральным законом без согласования с органами прокуратуры.
Исходя из положений данной нормы и ч. 12 ст. 10 Федерального закона №-ФЗ, такое извещение осуществляется посредством направления в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов в порядке, предусмотренном «Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ», соответствующего заявления органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с приложенными к нему документами, относящимися к мероприятию по контролю.
Из материалов дела следует, что основаниями для проведения внеплановых выездных проверок базы (комплексного хранения) (г. Оренбург) в составе войсковой части № Центрального военного округа, назначенных распоряжениями главного государственного инспектора труда в Оренбургской области ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № послужили жалобы ФИО5, ФИО14, ФИО6, ФИО8, ФИО12, ФИО10, ФИО9, ФИО7, ФИО11, ФИО15 о нарушении их трудовых прав, которые создают угрозу жизни и здоровья работников, а именно: оплата работы в ночное время работодателем была произведена не в полном объеме в нарушение норм трудового законодательства.
Исходя из характера обращений вышеуказанных работников, фактически основанием для проведения внеплановых проверок явилось основание, предусмотренное п. 4 абз. 7 ст. 360 ТК РФ.
Из материалов дела также следует, что проверка не была проведена незамедлительно, а также отсутствуют сведения об извещении, о проведении такой проверки органа прокуратуры (распоряжения главного государственного инспектора труда в Оренбургской области ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, актов проверок № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, в данном случае должностное лицо в ходе проведения проверки, обязано было руководствоваться общими нормами, предусмотренными Федеральным законом № 294-ФЗ, а именно положениями ст. 10 указанного закона.
Так, согласно п. «а» ч. 2 ст. 10 данного закона, основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу положений ч. 5 ст. 10 настоящего закона внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктов «а» и «б» п. 2, п. 2.1 ч. 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных в том числе: п. 2 ч. 2, ч. 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), ч. 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) ст. 10 настоящего Федерального закона.
Основанием для признания Мокроусова В.В. виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, явились материалы, полученные в ходе проверки, а именно: протокол об административном правонарушении, акты проверок.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесено постановление, решение.
Результаты проверок, проведенных с нарушением требований закона, в том числе акты проверок и протокол об административной правонарушении, не могут быть использованы в качестве допустимых доказательств по делу.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░4 № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 6 ░░. 5.27 ░░░░ ░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 3 ░. 1 ░░. 30.7 ░░░░ ░░ - ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.