Решение по делу № 33-2065/2020 от 30.04.2020

                                 КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

    Судья: Оксенчук Ж.Н.                                                    Дело №2-4432/19

                                                                                                       №33–2065/20

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    05 июня 2020 года                                                                 г. Калининград

    Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

    председательствующего Михальчик С.А.,

    судей                                  Королевой Н.С., Гарматовской Ю.В.

    при помощнике судьи      Протас И.В.

рассмотрела в судебном заседании 05 июня 2020 года апелляционную жалобу Бухариной Елены Сергеевны, Бухарина Вячеслава Игоревича на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 11 декабря 2019 года, которым исковые требования Бухариной Елены Сергеевны, Бухарина Вячеслава Игоревича к Администрации городского округа «Город Калининград», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области о признании бездействий незаконными и включении молодой семьи в сводный список семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году оставлены без удовлетворения.

    Заслушав доклад судьи Королевой Н.С., представителя Бухариной Е.С. Федосеевой М.В., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения представителя Администрации городского округа «Город Калининград» Цюцюрупа О.И., полагавшей жалобу неподлежащей удовлетворению, судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

Бухарина Е.С. и Бухарин В.И. обратились в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указали, что 10.02.2016 года Бухарина Е.С. обратилась в Администрацию ГО «Город Калининград» с заявлением о признании ее молодой семьи в составе трех человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Распоряжением комитета по социальной политике администрации городского округа «Город Калининград» от 18.02.2016 года № КпСП-р-23 принято решение о признании семьи Бухариной Е.С. участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2015-2020 годы. Однако распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 22.03.2017 года №1252/р-КМИ отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы на основании п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ в связи с тем, что менее 5 лет назад совершены действия, приведшие к ухудшению жилищных условий. Не согласившись с распоряжением, Бухарины обратились в Центральный районный суд г. Калининграда. Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 12.09.2017 года по делу № 2-3449/2017 признано незаконным оспариваемое распоряжение, молодая семья Бухариной Е.С. в составе трех человек была восстановлена на учете нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме, начиная с 29.12.2015 года.

Распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 17.11.2017 года № 5489/р-КМИ отменено распоряжение Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 22.03.2017 года №1252/р-КМИ, семья Бухариной Е.С. в составе 3-х человек признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

За время участия в программе состав семьи увеличился на одного человека в связи с рождением дочери - Бухариной О.В., 15.10.2018 года рождения. Распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов №5229/р-КМИ от 07.12.2018 «О включении в состав молодой семьи Бухариной Е.С. дочери Бухариной О.В. для цели участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» семья Бухариной Е.С. включена в список участников в составе 4-х человек.

Однако по состоянию на 17.04.2019 свидетельство о праве на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» так выдано и не было, несмотря на то, что на момент исключения из списков семья Бухариной Е.С. являлась не только участником программы под № 73, но и была включена в сводный список претендентов на получение социальных выплат в 2017 году на основании Приказа Министерства строительства Калининградской области от 23.01.2017 №12-ОД. 17.04.2019 Бухарина Е.С. обратилась с заявлением в Комитет по социальной политике Администрации ГО «Город Калининград», в котором просила выдать сертификат вне очереди из средств 2019 года.

Рассмотрев обращение Бухариной Е.С., Комитет по социальной политике в письме исх. № и-КпСп-1847 от 16.05.2019 отказал Бухариной Е.С. в выдаче сертификата вне очереди со ссылкой на то обстоятельство, что решением Центрального районного суда г. Калининграда от 12.09.2017 не была возложена обязанность на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области по включению семьи Бухариной Е.С. в список претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году.

Истцы полагали, что отказ, выраженный в письме Комитета по социальной политике исх. № и-КпСп-1847 от 16.05.2019, является незаконным, поскольку обязанность по передаче сведений в целях включения семьи в список претендентов на получение социальной выплаты возложена на орган местного самоуправления, что прямо предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 30.01.2019) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

До исключения из списка семей-претендентов на получение социальной выплаты семья Бухариной Е.С. находилась на позиции 73 и вошла в сводный список из 83 молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2017 году на основании Приказа Министерства строительства Калининградской области от 23.01.2017 № 12-ОД, о чем Бухариной Е.С. стало известно после получения письма Комитета по социальной политике от 16.05.2019 года. Однако после вступления в законную силу решения Центрального районного суда г. Калининграда от 12.09.2017 года по делу № 2-3449/2017 семья Бухариной Е.С. была восстановлена только в списке участников программы под № 47, но в тоже время не была включена в список претендентов на выплату, то есть, нарушенное право семьи Бухариной Е.С. не было восстановлено в полном объеме.

Распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 22.03.2017 года №1252/р-КМИ, истцу было отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. На основании распоряжения Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 22.03.2017 года №1252/р-КМИ было принято решение об исключении семьи Бухариной Е.С. из числа участников подпрограммы и, как следствие, из числа претендентов на получение социальной выплаты. Таким образом, основанием для исключения семьи Бухариной Е.С. из числа участников подпрограммы и претендентов на получение сертификата явилось распоряжение Комитета от 22.03.2017 года №1252/р-КМИ, которое было оспорено истцами в суде. Следовательно, после отмены распоряжения Комитета от 22.03.2017 года №1252/р-КМИ семья Бухариной Е.С. должна быть восстановлена не только в списке участников подпрограммы, но и в списке претендентов на получение социальной выплаты.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Бухарина Е.С. и Бухарин В.И. просили признать незаконными бездействие Администрации ГО «Город Калининград» в лице Комитета по социальной политике, выразившееся в не передаче сведений в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области в отношении семьи Бухариной Е.С. в целях включения в список претендентов на получение социальной выплаты после вступления решения Центрального районного суда г. Калининграда от 12.09.2017 в законную силу, а так же обязать Администрацию ГО «Город Калининград» в течении одного месяца с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» семье Бухариной Е.С. в составе 4-х человек из средств бюджета 2019 года.

В дальнейшем истцы уточнили требования и просили признать незаконными бездействие Администрации ГО «Город Калининград» в лице Комитета по социальной политике и бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, выразившееся в невосстановлении семьи Бухариной Е.С. в сводном списке претендентов на получение социальной выплаты после вступления решения Центрального районного суда г. Калининграда от 12.09.2017г. в законную силу и обязать ответчиков включить семью Бухариной Е.С. в составе четырех человек, в сводный список семей – претендентов на получение социальных выплат в 2020 году.

Судом постановлено изложенное решение.

В апелляционной жалобе Бухарина Е.С., Бухарин В.И. просят решение отменить и принять новое решение. Указывают о том, что суд неправильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, неправильно применил нормы материального права, допустил нарушение норм процессуального права, дал неправильную оценку представленным доказательствам, в связи с чем пришел к неправильным выводам. Обращают внимание на то, что до исключения из списка семей - претендентов на получение социальной выплаты семья Бухариных находилась на позиции 73 и вошла в сводный список из 83 претендентов на получение социальных выплат в 2017 году на основании Приказа Министерства строительства Калининградской области от 23 01 2027 №12-ОД, о чем Бухариной Е.С. стало известно после получения письма Комитета в 2019 году. Судом было установлено, что участники подпрограммы, состоящие в списке очередности, как до истца, так и после получили в 2017 году соответствующую субсидию, если бы истцы своевременно были включены в списки претендентов, то до настоящего времени ими была бы получена данная субсидия. Однако после вступления решения суда в законную силу семья Бухариных была включена только в список участников подпрограммы под №47, но в тоже время не включена в список претендентов на выплату, то есть нарушенное право не было восстановлено. В марте 2017 года семья Бухариных была исключена из участников подпрограммы на основании распоряжения Комитета муниципального имущества. Следовательно, после отмены распоряжения Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа Город Калининград от 22 марта 2017 года семья Бухариных должна была быть восстановлена не только в списке участников подпрограммы, но и списке претендентов на получение социальной выплаты. При этом при рассмотрении дела выяснилось, что Администрация ГО Город Калининград в лице Комитета по социальной политике не передавала в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в отношении семьи Бухариных сведений о включении в число претендентов на получение субсидии. При этом недостаточное финансирование программы не должно ущемлять права семьи на получение социальной субсидии. Настаивают на том, что на момент исключения семья Бухариных уже находилась в списке претендентов на получение субсидии, следовательно, после вступления решения суда в законную силу ответчики обязаны были внести изменения в уже утвержденные списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2018 году, включив семью Бухариных в приоритетном порядке, в полном объеме восстановить нарушенное право. Суд не опроверг доводы истцов о возможности включения семьи Бухариных в список претендентов в 2018, 2019, 2020 годах. Вывод суда о несоответствии семьи возрастному критерию (достижение супругом возраста 36 лет) на дату рассмотрения дела, не основан на нормах действующего законодательства. Полагают ссылку суда на то, что 01 января 2018 года досрочно прекращено действие Федеральной программы «Жилище» на 2015-2020 годы несостоятельной, поскольку с 01 января 2018 года мероприятия федеральной целевой программы Жилище интегрируются в состав государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

Бухарина Е.С., Бухарин В.И., представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, с учетом положений ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что 29 декабря 2015 года Бухарина Е.С. обратилась в администрацию городского округа «Город Калининград» с заявлением о признании ее семьи (она, супруг Бухарин В.И. и сын Бухарин В.В.) нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».

Распоряжением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 28.01.2016 № 324/р-КМИ молодая семья Бухариной Е.С. составом семьи 3 человека (она, муж, сын) была признана нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее - Подпрограмма), с 29.12.2015 года.

Приказом Министерства строительства и ЖКХ от 23.01.2017 № 12-ОД утвержден сводный по Калининградской области список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2017 году. Согласно выписке из сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2017 году, семья Бухариной Е.С. была включена в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2017 году (№ 74).

09.12.2016 года состоялось заседание комиссии по проверке документов, представленных молодыми семьями для получения субсидии на приобретение и строительство, в ходе, по результатам которой Распоряжением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов № 1252/р-КМИ от 22.03.2017 года Бухариной Е.С. в признании ее молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы отказано ввиду не истечения срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.

Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 12 сентября 2017 года, вступившим в законную силу 19.10.2017 г., распоряжение комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград» № 1252/р-КМИ от 22.03.2017 года об отказе в признании молодой семьи Бухариной Елены Сергеевны нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы составом семьи 3 человека, признано незаконным. Молодая семья Бухариной Елены Сергеевны, составом семьи 3 человека подлежала восстановлению на учете нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме.

В целях исполнения решения суда, комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа «Город Калининград» принято распоряжение от 17.11.2017 г. №5489/р-КМИ, которым семья Бухариной Е.С. составом три человека признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме, отменено распоряжение от 22.03.2017 г. №1252/р-КМИ.

Кроме того, распоряжением комитета по социальной политике администрации городского округа «Город Калининград» от 28.11.2017 № КпСП-р-222 отменено распоряжение комитета по социальной политике администрации городского округа «Город Калининград» от 24.03.2017 № КпСП-р-43 «Об исключении семьи Бухарина В.И. и Бухариной Е.С. из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Разрешая заявленные исковые требования Бухариных, и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что семья Бухариной Е.С. на основании решения Центрального районного суда г. Калининграда от 12 сентября 2017 года была включена в список семей участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы в целях предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, пришел к выводу о том, что включение в список участников не означает, что данная семья обладает безусловным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, в том числе и после достижения возраста 36 лет, поскольку является лишь кандидатом на получение субсидии, поэтому нарушений прав семьи Бухариной Е.С., в том числе права на жилище и получение государственной поддержки в решении жилищной проблемы, по вине ответчика допущено не было.

Между тем с таким выводом судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N4 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлен порядок формирования списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.

Согласно п.24 Правил орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

До 01.01.2018 г. данная норма предусматривала, что орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 25 Правил предусмотрено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия (п.26 Правил).

Пунктами 27-29 Правил предусмотрено, что после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, оповещает способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.

Из материалов дела следует, что во исполнение решения Центрального районного суда г. Калининграда от 12 сентября 2017 года распоряжением комитета по социальной политике администрации городского округа «Город Калининград» от 01.09.2017 № КпСП-р-187 утвержден список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, в который были включены все молодые семьи, подавшие заявления об участии в подпрограмме до 01.09.2017 и не получившие социальные выплаты на приобретение жилья. Распоряжением комитета по социальной политике администрации городского округа «Город Калининград» от 30.11.2017 № КпСП-р-228 внесены изменения в данный список в части включения в него семьи Бухариной Е.С. составом семьи 3 человека под № 40 «А» (с учетом даты признания нуждающейся в жилом помещении с 29.12.2015).

Распоряжением комитета по социальной политике администрации городского округа «Город Калининград» от 01.06.2018 № КпСП-р-76 утвержден список молодых семей - участников основного мероприятия по городскому округу «Город Калининград», изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году, в который семья истца включена под № 47.

Между тем, как следует из материалов дела, семья Бухариной Е.С., несмотря на вступившее в законную силу решение суда, обязывающее администрацию городского округа «Город Калининград» восстановить молодую семью Бухариной Е.С. составом семьи 3 человека на учете нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме, не вошла в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат ни в 2017 году, ни в 2018 году, ни в 2019 году в связи с тем, что впереди семьи Бухариной Е.С. в списке молодых семей были многодетные семьи, либо семьи, признанные нуждающимся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы до даты признания семьи Бухариных нуждающейся жилых помещениях для участия в подпрограмме, до 29.12.2015 года.

Отказывая в признании незаконным бездействия Администрации ГО «Город Калининград» в лице Комитета по социальной политике, выразившимся в невосстановлении семьи Бухариной Е.С. в сводном списке претендентов на получение социальной выплаты после вступления решения Центрального районного суда г. Калининграда от 12.09.2017 г. в законную силу и понуждении ответчиков включить семью Бухариной Е.С. в составе четырех человек в сводный список семей – претендентов на получение социальных выплат в 2020 году, судом не было учтено то, что Администрацией ГО «Город Калининград» не были направлены в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области предложения о включении молодой семьи Бухариных в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в связи с внесением на основании решения суда изменений в список молодых семей – участников.

Так, в соответствии с п.п.1, п. 2 постановления Правительства Калининградской области от 05.05.2011 N 303 "О предоставлении молодым семьям - участникам основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства с участием средств федерального, областного и местных бюджетов на территории Калининградской области" на Министерство возложены полномочия по формированию и утверждению сводного списка молодых семей – участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и списки молодых семей- претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Из материалов дела следует, что до исключения семьи Бухариной Е.С. из сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году семья Бухариных Приказом Министерства строительства и ЖКХ от 23.01.2017 № 12-ОД была включена в сводный список претендентов на получение социальных выплат в 2017 году под номером 74, и по состоянию на 29.09.2017 года 83 семьям были выданы свидетельства о праве на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство объекта индивидуального жилищного строительства. То есть в случае, если бы семья Бухариной Е.С. не была снята с учета нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме, она получила бы социальную выплату в 2017 году.

Между тем после вступления решения Центрального районного суда г. Калининграда от 12 сентября 2017 года в законную силу, которым молодая семья Бухариной Е.С. была включена в список семей участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы в целях предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, право молодой семьи Бухариной Е.С. на получение социальной выплаты фактически не было восстановлено.

Так, внесение изменений в список претендентов, согласно п. 3 Порядка внесения изменений в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (приложение №3 к Постановлению №303) производится Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, в том числе в случаях:

- принятия ОМСУ решения об исключении молодой семьи из списка молодых семей - участников основного мероприятия в соответствующем году по муниципальному образованию Калининградской области;

-включения молодой семьи в списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в предшествующие годы;

- вступления в законную силу решения суда.

          Согласно пункту 7 приложения №3 Постановления №303 ОМСУ в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о внесении изменений в список участников направляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области предложения по внесению изменений в список претендентов по форме согласно приложению к настоящему порядку.

         Однако, как следует из материалов дела, предложение о включении молодой семьи Бухариных в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в связи с внесением на основании решения суда Администрацией ГО «Город Калининград» в лице Комитета по социальной политике изменений в список молодых семей – участников в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области не было направлено.

В этой связи оснований для отказа в удовлетворении требований Бухариных о признании незаконным бездействия Администрации ГО «Город Калининград» в лице Комитета по социальной политике у суда не имелось, решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении названных требований.

Принимая во внимание, что в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области органом местного самоуправления не направлялось соответствующее предложение о включении молодой семьи Бухариных в список молодых семей, у суда не имелось оснований для признания незаконным бездействия Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области по неисполнению решения суда. В этой связи решение суда в указанной части об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области является законным и отмене не подлежит.

В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации к числу основных начал гражданского законодательства относится, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий статьи 12 этого же кодекса устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

         Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

          Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 40).

           Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 8 июля 2014 года N 21-П "По делу о проверке конституционности подпункта "г" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050) в связи с жалобой гражданки Е.А. Дурягиной", одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.

Принимая во внимание, что право молодой семьи Бухариной Е.С. на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы возникло с даты признания нуждающейся в жилом помещении с 29.12.2015, и молодая семья Бухариной Е.С. была восстановлена на учете нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме на основании решения Центрального районного суда г. Калининграда от 12 сентября 2017 года, вступившего в законную силу 19.10.2017 г., вывод суда о том, что в настоящее время право на получение социальной выплаты семья не имеет в связи с достижением супругом Бухариным В.И. возраста 36 лет, является необоснованным.

Из материалов дела следует, что Распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов №5229/р-КМИ от 07.12.2018 «О включении в состав молодой семьи Бухариной Е.С. дочери Бухариной О.В. для цели участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» семья Бухариной Е.С. включена в список участников в составе 4-х человек.

В этой связи, учитывая, что в настоящее время распоряжением Администрации ГО «Город Калининград» в лице Комитета по социальной политике от 22 мая 2020 года №КпСП-р-60 молодая семья Бухариной Е.С. исключена из числа участников мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в связи с достижением возврата 36 лет для исполнения решения Центрального районного суда г. Калининграда от 12 сентября 2017 года и соблюдения порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050, за семьей Бухариной Е.С. необходимо признать право на получение социальной выплаты и возложить на Администрацию ГО «Город Калининград» в лице Комитета по социальной политики и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области обязанность включить семью Бухариной Е.С. в составе четырех человек, в сводный список семей – претендентов на получение социальных выплат в 2020 году.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

           Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 11 декабря 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении требований Бухариной Елены Сергеевны, Бухарина Вячеслава Игоревича к Администрации городского округа «Город Калининград» в лице Комитета по социальной политике о признании незаконным бездействия, а также требований, предъявленных к Администрации городского округа «Город Калининград» в лице Комитета по социальной политике и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, о включении семьи Бухариной Е.С. в составе четырех человек в сводный список семей – претендентов на получение социальных выплат в 2020 году.

         Принять в указанной части новое решение, которым требования Бухариной Елены Сергеевны, Бухарина Вячеслава Игоревича удовлетворить.

          Признать незаконным бездействие Администрации ГО «Город Калининград» в лице Комитета по социальной политике, выразившееся в ненаправлении в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области предложения по внесению изменений в список претендентов в отношении семьи Бухариной Е.С. (на основании решения суда) по форме согласно приложению №3 к порядку внесения изменений в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, утвержденному постановлением Правительства Калининградской области от 05.05.2011 N 303 "О предоставлении молодым семьям - участникам основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства с участием средств федерального, областного и местных бюджетов на территории Калининградской области".

        Признать за семьей Бухариной Елены Сергеевны в соответствии с ведомственной целевой программой «Оказание государственной поддержки гражданам и обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» право на получение социальной выплаты.

        Обязать Администрацию городского округа «Город Калининград» в лице Комитета по социальной политике и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области включить семью Бухариной Елены Сергеевны в составе четырех человек, в сводный список семей – претендентов на получение социальных выплат в 2020 году.

          В остальной части то же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2065/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Бухарин Вячеслав Игоревич
Бухарина Елена Сергеевна
Ответчики
АДМИНИСТРАЦИЯ ГО "ГОРОД КАЛИНИНГРАДА"
Администрация ГО «Город Калининград» в лице Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов
Другие
Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Калининградской области
Федосеева Мария Владимировна
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Королева Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
oblsud.kln.sudrf.ru
06.05.2020Передача дела судье
03.06.2020Судебное заседание
05.06.2020Судебное заседание
15.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2020Передано в экспедицию
05.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее