УИД 10RS0013-01-2020-001475-37 Дело № 12-29/2021
Р Е Ш Е Н И Е
25 февраля 2021 года г. Петрозаводск
Судья Прионежского районного суда Республики Карелия Антипина Н.Н., рассмотрев жалобу Иванова Э.Б. на постановление государственного инспектора отдела надзора за соблюдением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора) от хх.хх.хх г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
у с т а н о в и л а:
постановлением государственного инспектора отдела надзора за соблюдением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от хх.хх.хх г. начальник службы авиационной безопасности БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» Иванов Э.Б. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей
Иванов Э.Б., ссылаясь на незаконность и необоснованность постановления, обратился в Прионежский районный суд РК с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения. Дополнительно заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления.
В судебном заседании Иванов Э.Б. жалобу поддержал, пояснив, что при производстве по делу об административном правонарушении государственным инспектором у него даже не были истребованы объяснения; на составление протокола и рассмотрение дела его в ... не отпустило руководство. Он отвечает за авиационную безопасность, а за тот объем правонарушений, который ему вменяется, ответственность должна была быть возложена на его непосредственного руководителя А., который являлся ответственным за транспортную безопасность.
Представитель УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав Иванова Э.Б., исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно положениям ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1). В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2). Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ч. 4).
Копия оспариваемого постановления получена Ивановым Э.Б. хх.хх.хх г. хх.хх.хх г. заявитель направил жалобу через систему ГАС Правосудие, которая ему была возвращена в связи с нарушением порядка подачи. Жалоба в Прионежский районный суд РК в письменном виде поступила хх.хх.хх г.
Указанные обстоятельства признаются уважительными причинами пропуска срока для подачи жалобы и дают право на восстановление срока для подачи жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 2 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности) определено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно части 3 статьи 12 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности).
В соответствии с пунктами 7.2 и 10 статьи 1 Закона о транспортной безопасности транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств (подпункт «ж» пункта 5 статьи 1 Закона о транспортной безопасности).
Согласно требованиям Закона о транспортной безопасности Федеральным агентством воздушного транспорта аэропорту «Петрозаводск» БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» присвоена третья категория, запись внесена в реестр категорированных ОТИ и ТС хх.хх.хх г. №. Оценка уязвимости аэропорта «Петрозаводск» БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» утверждена в ФАВТ хх.хх.хх г. (заключение о результатах оценки уязвимости от хх.хх.хх г. №).
Таким образом, БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» является субъектом транспортной инфраструктуры в понятиях, определённых Законом о транспортной безопасности.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Основанием для привлечения Иванова Э.Б. к административной ответственности явилось то, что в ходе проведенной УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. плановой документальной проверки БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении обязательных требований обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте, а именно:
1. в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 №16-ФЗ и подпункта 12 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни опасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 886 (далее - Требования по обеспечению ТБ), силы обеспечения транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» не проверены с целью выявления оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ, подпунктом 12 пункта 5 Требований по обеспечению ТБ, поскольку отсутствуют подтверждающие документы на 10 сотрудников сил обеспечения ТБ, допущенных к работе на должностях, в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ воздушного транспорта аэропорт «Петрозаводск» на наличие/отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
2. в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 №16-ФЗ и подпункта 12 пункта 5 Требований по обеспечению ТБ, силы обеспечения транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» не проверены с целью выявления оснований, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ, подпунктом 12 пункта 5 Требований по обеспечению ТБ, а именно, отсутствуют подтверждающие документы у 38 сотрудников сил обеспечения ТБ, допущенных к работе на должностях, в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ воздушного транспорта аэропорт «Петрозаводск» на наличие/отсутствие учета в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма, наркомании, токсикомании;
3. в нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 №16-ФЗ, подпункта 12 пункта 5 Требований по обеспечению ТБ, силы обеспечения транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» не проверены с целью выявления оснований, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ, подпунктом 12 пункта 5 Требований по обеспечению ТБ, а именно, отсутствуют подтверждающие документы у 34 сотрудников сил обеспечения ТБ, допущенных к работе на должностях, в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ воздушного транспорта аэропорт «Петрозаводск» на наличие заключения органов внутренних дел о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
4. в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 №16-ФЗ, подпункта 12 пункта 5 Требований по обеспечению ТБ, силы обеспечения транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» не проверены с целью выявления оснований, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ, подпунктом 12 пункта 5 Требований по обеспечению ТБ, а именно, отсутствуют подтверждающие документы у 34 сотрудников сил обеспечения ТБ, допущенных к работе на должностях, в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ воздушного транспорта аэропорт «Петрозаводск» на наличие/отсутствие сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»;
5. в нарушение требований пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 №16-ФЗ, подпункта 12 пункта 5 Требований по обеспечению ТБ, силы обеспечения транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» не проверены с целью выявления оснований, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ, подпунктом 12 пункта 5 Требований по обеспечению ТБ, а именно, отсутствуют подтверждающие документы у 60 сотрудников сил обеспечения ТБ, допущенных к работе на должностях, в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ воздушного транспорта аэропорт «Петрозаводск» на наличие/отсутствие у указанных лиц сведений об административных наказаниях за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
6. в нарушение положений подпункта 13 пункта 5 Требований по обеспечению ТБ в БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» допущены к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ аэропорт «Петрозаводск» лица (62 сотрудника), из числа сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованные и не подготовленные в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности»;
7. в нарушение части 9 статьи 12.1 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 №16-ФЗ и Приказа Минтранса РФ от 01.04.2015 №145 «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним», юридическое лицо БУ РК «Аэропорт Петрозаводск» не аккредитовано в качестве подразделения транспортной безопасности;
8. в нарушение ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в СТИ БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» ОТИ аэропорт «Петрозаводск» технические средства обеспечения транспортной безопасности (ручные металлоискатели СФИНКС ВМ 612) в количестве 11 штук, выпущенные хх.хх.хх г., введенные в эксплуатацию хх.хх.хх г., не сертифицированы в соответствии с Требованиями к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 969;
9. в нарушение требований п. 17 Приложения к Требованиям по обеспечению ТБ в СТИ БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» ОТИ аэропорт «Петрозаводск» выдача постоянных пропусков не осуществляется по согласованию с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел.
В соответствии с приказом БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» от хх.хх.хх г. № Иванов Э.Б. с хх.хх.хх г. переведен на должность начальника службы САБ.
Приказом от хх.хх.хх г. № начальник САБ Иванов Э.Б. назначен ответственным на объекте транспортной инфраструктуры БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск».
При этом как следует из объема вмененного правонарушения, а именно, в пунктах 1 - 5 указано о нарушении положений Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 №16-ФЗ и Требований по обеспечению ТБ в субъекте транспортной инфраструктуры БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск».
Приказом № от хх.хх.хх г., в целях исполнения п.5 Постановления Правительства РФ от 28.07.2018 №886 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», руководитель по АБ и ПАСОП А. назначен ответственным на субъекте транспортной инфраструктуры и перевозчике (эксплуатанте) БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск».
В соответствии с пп.12 п.5 Требований по обеспечению ТБ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 №886, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: проверять силы обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры из числа работников субъекта транспортной инфраструктуры с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности», и не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, лиц, в отношении которых будут выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие положениям, предусмотренным частью 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортной безопасности».
Таким образом, довод Иванова Э.Б. о том, что на него не возложена ответственность по обеспечению требований транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», нашел свое подтверждение. Суду не представлено доказательств, опровергающих данное обстоятельство.
Согласно пп. 13 п. 5 Требований по обеспечению ТБ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 886, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения безопасности объекта только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности».
В силу ч. 9 ст. 12.1 Закона о транспортной безопасности аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности. Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Исходя из должностной инструкции начальника службы авиационной безопасности на него не возложена обязанность по аккредитации юридического лица БУ РК «Аэропорт Петрозаводск» в качестве подразделения транспортной безопасности, соответственно Иванову Э.Б. необоснованно вменено нарушение части 9 статьи 12.1 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 №16-ФЗ и Приказа Минтранса РФ от 01.04.2015 № 145 «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним», а также нарушение положений подпункта 13 пункта 5 Требований по обеспечению ТБ в части допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ аэропорт «Петрозаводск» лиц, из числа сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованных и не подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности».
Частью 8 ст. 12.2 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пояснениям Иванова Э.Б., технические средства обеспечения транспортной безопасности (ручные металлоискатели СФИНКС ВМ 612) в количестве 11 штук, выпущенные хх.хх.хх г., введенные в эксплуатацию хх.хх.хх г., получены БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» по государственному контракту, заключенному Управлением капитального строительства Республики Карелия. В заключении данного контракта БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» участия не принимало. Из должностной инструкции начальника службы авиационной безопасности не следует, что на него не возложена обязанность по сертификации технических средств.
В материалы дела представлены доказательства о выдаче постоянных пропусков по согласованию с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел, что свидетельствует об отсутствии нарушений п. 17 Приложения к Требованиям по обеспечению ТБ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 886.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из смысла ст. 26.1 и ст. 26.2 КоАП РФ следует, что обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора отдела надзора за соблюдением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от хх.хх.хх г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении Иванова Э.Б., не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых было вынесено постановление по делу.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
восстановить Иванову Э.Б. срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Постановление государственного инспектора отдела надзора за соблюдением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспортаот хх.хх.хх г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Иванова Э.Б. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.Н.Антипина