Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4274/2016 ~ М-4328/2016 от 21.10.2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

09 декабря 2016 года г. Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Малкиной Л.И.

с участием адвоката Гуськова А.В.

при секретаре Кунчининой Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4218/16 по административному исковому заявлению Бурмистровой Э.И. к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области», о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка и исключении из государственного кадастра сведений о земельном участке, суд

У с т а н о в и л:

Бурмистрова Э.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области» (далее филиал ФГБУ «ФКП» Россреестр СО), Администрации г.о. Сызрань об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером № *** площадью 1102 кв.м., расположенном по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>.

В обосновании заявленных требований административный истец ссылается на то, что является собственником <адрес> в г. Сызрани.

<дата> Комитет имущественных отношений Администрации г.о. Сызрань Самарской области уведомил ее о сформировании и постановке земельного участка под многоквартирным домом на кадастровый учет. Из кадастрового паспорта вновь образованного земельного участка узнала, что земельный участок сформирован без учета используемых жильцами хозяйственных построек и согласования с собственниками жилых помещений, чем нарушены ст. ст. 38 и 39 Закона «О государственном кадастре недвижимости» от <дата> № 221-ФЗ, обратилась в суд (т. 1 л.д. 4-5).

<дата> от административного истца поступило уточненное административное исковое заявление о признании незаконными действия Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области» по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № ***, площадью 1102 кв.м., расположенном по адресу: г. Сызрань, <адрес> и исключить из государственного кадастра сведения о данном земельном участке. В обоснование требований указала, что земельный участок под многоквартирным домом не был сформирован до введения в действие жилищного кодекса РФ. <дата> и повторно <дата> жильцы обращались в органы местного самоуправления с заявлением о формировании и проведению государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным домом. Согласно техническому паспорту многоквартирного дома, в непосредственной близости к нему расположены хозяйственные постройки, которые не были учтены при формировании земельного участка (т. 1 л.д.201-203).

Определением Сызранского городского суда Самарской области от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ПК «ЦентрГрадПроект» и ООО «Эксперт плюс» (т. 1 л.д. 140).

В судебном заседании административный истец Бурмистрова Э.И. административный иск поддержала, привела изложенные в административном исковом заявлении доводы.

В судебном заседании административный ответчик - представитель Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области» в лице ФИО5 (доверенность т.1 л.д. 163-164) просила отказать в удовлетворении заявленных требований, представила до судебного заседания отзыв в письменном виде, из которого усматривается, что в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержатся сведения об учтенном земельном участке с кадастровым номером № *** уточненной площадью 1102 кв.м., расположенном: г. Сызрань, <адрес>, с разрешенным использованием - многоквартирные жилые дома, категорией земель - земли населенных пунктов, правообладатели на праве общей долевой собственности - собственники помещений в многоквартирном доме.

Сведения об указанном земельном участке внесены в ГКН по заявлению ФИО6 от <дата> № *** о постановке на государственный кадастровый учёт, на основании Постановления Администрации г.о. Сызрань Самарской области от <дата> № *** «Об утверждении документации по планировке территории в составе проекта планировки и проекта межевания территории в кадастровом квартале № ***, в границах улиц: <адрес>, ориентировочной площадью 70739 кв.м.», межевого плана от <дата>, выполненного ООО «Эксперт».

На момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № *** представленные документы никем оспорены или признаны в установленном порядке незаконными не были.

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) орган кадастрового учёта снимает с государственного кадастрового учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с государственного кадастрового учёта в соответствии с установленными ст. 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учёта при образовании объектов недвижимости.

Законом о кадастре предусмотрены случаи аннулирования и исключения внесенных в ГКН сведений только в отношении земельных участках, являющихся временными (ч. 4, ч. 5 ст. 24 Закона о кадастре).

В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером № *** является учтенным и кадастровые действия по его преобразованию не осуществлялись, основания для внесения в ГКН сведений о прекращении существования данного земельного участка нормами действующего законодательства не предусмотрены (т. 1 л.д.161-162).

В судебном заседании административный ответчик - представитель Администрации г.о. Сызрань в лице Андреевой Н.П. (доверенность т. 2 л.д. 11) исковые требования не признала, полагала, что Администрации г.о. Сызрань является ненадлежащим административным ответчиком.

В судебном заседании представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства в лице Пантелеевой Н.А. (доверенность т. 1 л.д. 132) административное исковое заявление не признала, полагала, что Администрация г.о Сызрань является ненадлежащим ответчиком.

В судебном заседании представитель Комитета имущественных отношений Цухишвили Д.А. (доверенность т. 1 л.д. 134) административное исковое заявление не признала, полагала, что административный истец не указал нормы закона, которым нарушены ее права.

В судебное заседание представитель Министерства строительства Самарской области в лице Бисяриной Н.И. (доверенность т. 1 л.д.190) не явилась, до судебного заседания представила ходатайство, из которого усматривается, что административный иск не признает, поскольку полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления (т. л.д.188-189).

В судебном заседании заинтересованные лица Булаева Г.А. и Лукина Л.М. поддержали требования административного истца, пояснили, что они являются собственниками жилых помещений № *** и № *** соответственно в <адрес> и пользуются сараями, расположенными в непосредственной близости к дому, но правоустанавливающих документов на сараи не имеют.

В судебное заседание Соловьева Н.И., Мошкина Н.А., Бородина С.Е., Ибрагимова О.И., Моргунова Р.В., Моргунова А.В., Моргунова И.А., Басилая Н.В., Лукьянова С.В., Бамбурова М.М., Грязева Е.Н., Андрианова Л.А. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия, поэтому суд определил, рассмотреть дело без участия заинтересованных лиц.

В судебное заседание представитель ПК «ЦентрГрадПроект» в лице Генерального директора Савельева О.Ю. не явился, о времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия, заявленные требования оставил на усмотрение суда, поэтому суд определил рассмотреть дело без участия представителя ПК «ЦентрГрадПроект» (т. 1 л.д. 192).

В судебное заседание заинтересованное лицо – представитель ООО «Эксперт» г. Сызрань не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской, представил отзыв в письменном виде, содержащим просьбу о рассмотрении дела без участия представителя ООО «Эксперт», поэтому суд определил рассмотреть дело без участия представителя, огласив отзыв, из которого усматривается, что заявленные требования оставляет на усмотрение суда. ООО «Эксперт» в рамках Муниципального контракта № *** от <дата> в соответствии с Проек­том планировки территории в кадастровом квартале № *** в границах улиц: <адрес>, ориентировочной площадью 70739 кв.м., утвержденного Постановлением Администрации г.о. Сызрань <дата> № ***, были выполнены кадастровые работы в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, располо­женного: <адрес> г. Сызрань, <адрес>, площадью 1102 кв.м. (т. 1 л.д. 216).

Суд, выслушав стороны, представителей, проверив письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и (или) законных интересов с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

Согласно требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд обязан принять административный иск, рассмотреть его и по результатам рассмотрения дела принять решение по заявленным административным истцом требованиям.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

В соответствии с действующим законодательством формирование земельного участка осуществляется посредством землеустройства и кадастрового учета в соответствии со ст. 68-70 ЗК РФ, Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с частью 3 статьи 1, частью 1 статьи 5 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

В соответствии со ст. 4,7,22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221»О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а именно: описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган документов, в том числе межевого плана земельного участка.

Согласно ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 «О государственном кадастре недвижимости» ранее учтенным объектом недвижимости является земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен в установленном законом порядке до дня вступления в законную силу Закона о кадастре, и такой объект считается объектом недвижимости, учтенным в соответствии с Законом о кадастре.

В соответствии со ст. 16 указанного закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Судом установлено, что Бурмистрова Э.И. является собственником жилого помещения № *** в многоквартирном <адрес> г. Сызрани (т. 1 л.д.6).

Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** утверждена документация по планировке территории в составе проекта планировки и проекта межевания территории в кадастровом квартале № ***, в границах улиц Советская, Победы, Володарского, К. Маркса, ориентировочной площадью 70739 кв.м. Данное Постановление было опубликовано в средствах массовой информации и на официальном сайте г.о. Сызрань в сети Интернет (т.1 л.д.217).

Из кадастрового паспорта, кадастрового дела усматривается, что кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № *** площадью1102+/- 12 кв.м., расположенного по адресу г. Сызрань, <адрес>, с разрешенным использованием - многоквартирные жилые дома, категорией земель - земли населенных пунктов, правообладатели на праве общей долевой собственности - собственники помещений в многоквартирном доме, произведен <дата> по заявлению ФИО6 от <дата> № *** о постановке на государственный кадастровый учет, на основании Постановления Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** об утверждении документации по планировке территории в составе проекта планировки и проекта межевания территории в кадастровом квартале № ***, в границах улиц Советская, Победы, Володарского, К. Маркса, ориентировочной площадью 70739 кв.м. и межевого плана, выполненного ООО «Эксперт» <дата>.

На момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № *** представленные документы никем оспорены или признаны в установленном порядке незаконными не были.

Доводы административного истца о том, что сформирование земельного участка проведено без учета требований п. 9 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», и данные границы должны соответствовать техническому паспорту БТИ, признаются судом не состоятельными. Наличие расположенных возле дома хозяйственных построек не свидетельствует бесспорно, что они были установлены на земельном участке многоквартирного жилого дома и включались в состав общего имущества дома. Кроме того, из технического паспорта БТИ не усматривается, на основании каких данных были установлены такие границы и площадь земельного участка под многоквартирным жилым домом 1608.6 кв.м. Сведений об иных элементах благоустройства, входящих в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в материалах инвентарного дела не имеется.

Доводы административного истца о том, что органом государственного учета при приеме документов не была проведена правовая экспертиза, судом отвергаются как основанные на неправильном толковании норм материального права.

На основании ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества. Специальным правом на подготовку документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения, обладает кадастровый инженер.

Исходя из анализа приведенных правовых ном следует, что регистрирующий орган связан формальными положениями закона и не вправе вмешиваться в гражданско-правовые отношения между правообладателями земельных участков, а потому в круг полномочий органа кадастрового учета проведение правовой экспертизы представленных документов не входит. В соответствии с п. 31 Порядка ведения ГКН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, поступившие документы проверяются только на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета, осуществляет исключительно постановку земельных участков на кадастровый учет, а также учет изменений характеристик данных участков. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер (ст. 29 ФЗ от 24.07.2007 № 221 «О государственном кадастре недвижимости»).

Обоснованность действий органа государственного кадастрового учета по внесению в ГКН сведений о земельном участке кадастровым номером № *** у суда не вызывает сомнений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что орган государственного кадастрового учета обоснованно исходил из того, что площадь земельного участка кадастровым номером № ***, расположенного по адресу г. Сызрань, <адрес> составляет 1102 кв.м.

Суд не находит оснований и для исключения сведений из кадастрового учета о земельном участке кадастровым номером № ***, поскольку является производным от основного, в удовлетворении которого отказано.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учёта снимает с государственного кадастрового учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с государственного кадастрового учёта в соответствии с установленными ст. 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учёта при образовании объектов недвижимости.

Законом о кадастре предусмотрены случаи аннулирования и исключения внесенных в ГКН сведений только в отношении земельных участках, являющихся временными (ч. 4, ч. 5 ст. 24 Закона о кадастре).

Между тем, земельный участок кадастровым номером № *** является учтенным и кадастровые действия по его преобразованию не осуществлялись, а потому законных оснований для внесения в ГКН сведений о прекращении существования данного земельного участка не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218-228 КАС РФ

Решил:

В удовлетворении административного искового заявления Бурмистровой Э.И. о признании незаконными действия Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области» по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка кадастровым номером № ***, площадью 1102 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области» обязанности исключить из государственного кадастра сведения о земельном участке кадастровым номером № ***, площадью 1102 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 1 месяца дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Малкина Л.И.

2а-4274/2016 ~ М-4328/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бурмистрова Э.И.
Ответчики
Администрация г.о. Сызрань
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Другие
Комитет по Строительству и Архитектуре Администрации г.о. Сызрань
Моргунова Р.в.
Бородина С.Е.
Моргунова И.А.
Мошкина Н.А.
Лукина Л.М.
ПК "Центр Град Проект"
Ибрагимова О.И.
Булаева Г.А.
Бурмистрова Э.И.
Лукьянов С.В.
Министерство строительства Самарской области
ООО "Эксперт Плюс"
Грязева Е.Н.
Андрианова Л.А.
Моргунова А.В.
Бамбурова М.М.
КЖКХ Администрации г.о. Сызрань
Басилая Н.В.
Гуськов Антон Владимирович
Мокшина Н.А.
Соловьева Н.И.
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Малкина Л.И.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
21.10.2016Регистрация административного искового заявления
21.10.2016Передача материалов судье
24.10.2016Решение вопроса о принятии к производству
07.11.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2016Подготовка дела (собеседование)
16.11.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.11.2016Предварительное судебное заседание
09.12.2016Судебное заседание
14.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2017Дело оформлено
20.07.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее