Дело №2-1237 /12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 мая 2012 г. Октябрьский районный суд г.Ижевска
в составе:
председательствующего судьи В.М.Нуриевой
при секретаре А.А. Беляевой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербакова Ю.Н. к Администрации г.Ижевска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на очередь,
У С Т А Н О В И Л:
Щербаков Ю.Н. обратился в суд с иском к Администрации г.Ижевска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на очередь.
Исковые требования мотивированы тем, что Щербаков Ю.Н. <дата>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
<данные изъяты>
В настоящее время истец не имеет жилого помещения, вынужден проживать на съемной квартире, в постановке на учет Управление муниципального жилья Администрации г.Ижевска отказало.
В судебное заседание истец не явился, о дате и времени рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, в суд представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд рассмотрел дело в отсутствие истца в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца Жилин С.В., действующий в судебном заседании на основании нотариально удостоверенной доверенности, исковые требования по обстоятельствам, изложенным в судебном заседании поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Субботин В.В., действующий в судебном заседании на основании доверенности, исковые требования не признал, принципиальных возражений по существу иска не имеет.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 ч. 3 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользования предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, другими правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилого помещения, четко обозначен федеральным законодательством.
Некоторые граждане имеют право на внеочередное получение жилого помещения.
Такой льготой наделены лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не имеют закрепленного жилого помещения.
В соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ - жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).
Порядок предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма определен статьей 57 ЖК РФ, согласно части 2 которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 8 Закона №159-ФЗ - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона №159-ФЗ, что дополнительные гарантии вышеназванным категориям лиц производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Кроме того, согласно ст.ст.52, 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы на основании решения органа местного самоуправления.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна приемная семья).
В связи с чем, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, состоящих в льготной очереди в Администрации г.Ижевска, возложена действующим законодательством на Администрацию г.Ижевска.
В рассматриваемых правоотношениях в роли органа исполнительной власти по месту жительства выступает Администрация г.Ижевска УР.
Именно на нее также и Законом возложена обязанность по учету по месту жительства детей-сирот, а также по внеочередному предоставлению им жилого помещения.
В ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона.
- это дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
- лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.
Судом установлено, что Щербаков Ю.Н. <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
На <дата> временно был зарегистрирован по адресу <адрес>
Письмом Администрации Октябрьского района за № <номер> от <дата> указанная выше квартира в соответствии со ст. 60 ЖК РФ была сохранена за несовершеннолетним ФИО2 оставшимся без попечения родителя.
Приговором Октябрьского районного суда г.Ижевска от <дата> ФИО9 был осужден за совершение преступления, предусмотренного п. а ч. 2 ст. 161 УК РФ, п. а ч. 2 ст. 161 УК РФ, ч. 1 ст. 161 УК РФ к двум годам 3 месяцам лишения свободы в воспитательной колонии.
Согласно письма от 19.12.2008 года за № 23-569 Администрации Октябрьского района г.Ижевска письмо утратило силу на основании закона в связи с достижением Щербаковым Ю.Н. совершеннолетия.
Согласно договору купли - продажи от <дата> квартира, расположенная по адресу: <адрес> была продана, продавец – Ж,С.Н., покупатель ФИО6.
Согласно справки ГЖУ г.Ижевска от <дата> Щербаков Ю.Н. был снят с регистрационного учета по адресу : <адрес>, <дата>.
После освобождения из мест лишения свободы Щербаков Ю.Н. не имеет постоянного места жительства, временно проживает по адресу : <адрес> родственников, в связи с чем представитель истца Жилин С.В. <дата> обратился в Управление муниципального жилья Администрации г. Ижевска с заявлением о постановке на учет на внеочередное получение жилья Щербакова Ю.Н. как лица, оставшегося без попечения родителей.
Письмом Управления муниципального жилья Администрации г.Ижевска от <дата> за № <номер> в постановке на учет на внеочередное получение жилья Щербакова Ю.Н. как лица, оставшегося без попечения родителей отказано на основании того, что Щербаков Ю.Н. в <дата> в добровольном порядке снялся с регистрационного учета с закрепленного за ним жилого помещения по адресу : <адрес>, поэтому оснований для постановки Щербакова Ю.Н. в очередь на получение жилья как сироты у Администрации г.Ижевска нет.
Однако указанные доводы Администрации г. Ижевска, суд признает несостоятельными, поскольку в силу закона не могут служит основанием для отказа лица в постановке на учет на внеочередное получение жилья как сироты.
Щербаков Ю.Н. был снят с регистрационного учета по адресу : <адрес>, <дата> будучи находясь в местах лишения свободы, при каких обстоятельствах и что побудило Щербакова Ю.Н. сняться с регистрационного учета, суду неизвестно.
Согласно ответа Управления Росреестра по Удмуртской Республике сведения о наличии в собственности Щербакова Ю.Н. какого - либо имущества отсутствуют.
В соответствии со ст. 52, 57 ЖК РФ органы местного самоуправления ведут учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределение жилья.
Приведенными нормами на ответчика возложена обязанность по учету и предоставлению жилья, нуждающимся лицам, в том числе и детям-сиротам.
В соответствии со ст.ст.14,49,50 ГПК РФ сторонам судом было разъяснено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, стороны пользуются равными правами по представлению доказательств, имеющих значение для дела.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обосновании своих требований и возражений.
Анализ правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и лицам, оставшимся без попечения родителей, фактических обстоятельств дела, установленных судом, а также собранных по делу доказательств, позволяет сделать вывод о том, что для предоставления жилья в порядке п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица определенного статуса - ребенка-сироты или лица из их числа (ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года).
Факт того, что истец имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, является лицом нуждающимся в улучшении жилищных условий, ответчиком не оспаривается, право в постановке его на учет на улучшении жилищных условий является нарушенным, в связи с этим Щербаков Ю.Н. имеет право на судебную защиту, т.е. он вправе в судебном порядке требовать в постановке его на учет на улучшении жилищных условий и в последующем в предоставления Администрацией г. Ижевска УР принятых на себя обязательств по предоставлению ему жилого помещения, в связи с чем суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Щербакова Ю.Н. к Администрации г.Ижевска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на очередь, удовлетворить.
Признать Щербакова Ю.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию г.Ижевска поставить Щербакова Ю.Н. на учет для получения жилья.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд УР через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено на компьютере судьей Нуриевой В.М. 10 мая 2012 года
Председательствующий судья В.М.Нуриева