РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2017 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
при секретаре судебного заседания Мироновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2586/17 по иску прокурора г.Чапаевска в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что Прокуратурой города проведена проверка соблюдения Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области об обеспечении надлежащего содержания автомобильной дороги требований действующего федерального законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения вышеуказанного законодательства. Прокуратурой города с представителем ОГИБДД ОМВД России по г. Чапаевску, проведена проверка содержания объектов дорожного хозяйства, расположенных на территории г.о. Чапаевск. В ходе обследования установлено, что в районе автомобильной дороги Самара-Волгоград-Чапаевск въезд № 1 на участке км 0 + 300 метров по 3 км + 230 метров выявлен и зафиксирован недостаток в эксплуатационном состоянии в виде колейности глубиной от 3 см до 7 см. Из информации ОГИБДД О МВД России по г. Чапаевску следует, что представителями данного контрольно-надзорного ведомства дата в адрес Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области внесено предписание с требованием устранить в срок до дата повреждения проезжей части в виде колейности глубиной от 3 см до 7 см на автодороге Самара-Волгоград-Чапаевск въезд № 1 на участке с 0 км + 300 метров по 2 км + 250 метров. Вместе с тем, в установленный срок предписание Министерством не исполнено, меры по устранению указанных нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения не приняты. В связи с невыполнением в установленный срок законного предписания ОГИБДД по г. Чапаевску об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, дата в отношении Министерства инспектором ОГИБДД по г. Чапаевску составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. По результатам рассмотрения указанного протокола, постановлением мирового судьи судебного участка № 32 Октябрьского судебного района г. Самары от дата Министерство признано виновным в совершении инкриминируемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей. Решение суда вступило в законную силу. Более того, анализ безопасности дорожного движения свидетельствует, что первый, второй и третий километры автодороги «Самара-Волгоград» - Чапаевск-1 являются местами концентрации дорожно-транспортных происшествий. В истекшем дата на данной автодороге произошло 2 ДТП, в которых 1 человек погиб и 4 получили телесные повреждения различной степени тяжести. Причинами и условиями указанных ДТП явилось, в том числе отсутствие наружного уличного освещения на пешеходных переходах. Таким образом, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области не обеспечивает надлежащее содержание и ремонт вышеназванных автомобильных дорог, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц. Просит суд признать незаконным бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, выразившееся в неприведении автомобильной дороги «Самара-Волгоград-Чапаевск» в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597 – 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области привести автомобильную дорогу «Самара-Волгоград-Чапаевск» в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597- 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: устранить колейность на участке автомобильной дороги Самара-Волгоград-Чапаевск въезд №... на участке км 0 + 300 метров по 3 км + 230 метров.
В судебном заседании представитель административного истца С.Т.С., исковые требования поддержала в полном объеме, дав аналогичные пояснения.
Представитель административного ответчика Ч.А.А., действующий на основании доверенности от дата, возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, пояснив, что истцом не предоставлено сведений о проведении прокурорской проверки, на основании которой подан настоящий иск, по основаниям ранее проведенной проверки, истцом пропущен процессуальный срок, кроме того, Министерством в пределах полномочий заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог с ГКП Самарской области «Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области», Правительством Самарской области утверждена Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры.
Представитель заинтересованного лица ОМВД по г.Чапаевск К.П.Ю., действующий на основании доверенности от дата, исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, пояснив, что колейность была установлена еще в дата, мер по ее устранению ответчиком не предпринималось, спорный участок дороги является местом концентрации дорожно-транспортных происшествий.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.о.Чапаевск в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, предоставил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что дата старшим госинспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по г.Чапаевск составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, в котором указано, что на участке автодороги Самара-Волгоград-Чапаевск выезд №1 с окм по 3 км+230 м имеются повреждения проезжей части в виде колейности справа и слева, глубиной от 3 до 7 см.
дата Государственной инспекцией безопасности дорожного движения ОМВД России по г.Чапаевск вынесено предписание №... в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, которым на последнее возложена обязанность устранить повреждения проезжей части в виде колейности глубиной от 3 до 7 см. на автодороге Самара-Волгоград-Чапаевск въезд №1 на участке с 0 км.+300 метров по 2 км.+250 метров в срок до дата. В тексте предписания имеется отметка о его невыполнении.
дата старшин государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по г.Чапаевск составлен протокол об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом серии №... в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог, в котором указано, что последним не было исполнено предписание Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по г.Чапаевск от дата в установленный срок –до дата.
Постановлением по делу об административному правонарушению мирового судьи судебного участка №... судебного района адрес от дата Министерство транспорта и автомобильных дорог признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, назначен штраф в размере *** рублей.
дата старшим госинспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по г.Чапаевск составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, в котором указано, что на участке автодороги Самара-Волгоград-Чапаевск выезд №1 участок с 0 км +300 м. до 3 км+215 м имеются дефекты дорожного покрытия проезжей части в виде колейности глубиной от 3 до 9 см.
Ранее в дата между *** О МВД России по г.*** и Министерством транспорта и автомобильных дорог велась переписка по вопросу организации работы по мероприятиям, направленным на снижение уровня аварийности на автомобильной дороге «Самара-Волгоград-Чапаевск выезд №....
дата старшим госинспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по г.Чапаевск составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, в котором указано, что на участке автодороги Самара-Волгоград-Чапаевск выезд №... участок с 0 км. до 3 км+230 м имеются дефекты дорожного покрытия проезжей части в виде колейности глубиной от 7 до 8 см.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В силу ст.5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частью 4 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 года N 221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3.1.1 ГОСТ Р 50597 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения Российской Федерации скоростью.
Как установлено пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597, предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 сантиметров, ширине - 60 сантиметров и глубине - 5 сантиметров.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 и ч. 1 ст. 21 «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1.1., 1.3, 2.2 Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 89 Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление в сфере транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства Самарской области и ответственным за координацию основных направлений реализации государственной политики в области развития транспортно- логистического комплекса и дорожного хозяйства, проводимой с целью повышения уровня жизни населения Самарской области. Министерство принимает решения о выполнении ремонтно-восстановительных работ, замене или реконструкции автомобильных дорог Самарской области.
Из материалов дела следует, что на всей протяженности дорожного полотна автодороги «Самара-Волгоград-Чапаевск 1» от 0 км до 3 км имеется колейность, превышающая вышеуказанные нормативы. Ответчиком в материалы дела не предоставлено доказательств устранения указанных дефектов, в связи с чем, требования истца о признании бездействия ответчика незаконным заявлено обоснованно и подлежат удовлетворению.
Что же касается доводов ответчика о том, что истцом пропущен срок обжалования бездействия, то суд не может принять его во внимание, поскольку бездействие носит длящийся характер, что следует из материалов дела.
Ссылка ответчика на государственный контракт №... от дата, заключенный с ГКП Самарской области «Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области», то суд полагает, что сам по себе факт заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию дорог не свидетельствует о надлежащем исполнении министерством обязанности по содержанию дорог и не освобождает ответчика от ее выполнения.
Кроме того, не могут быть приняты во внимание и документы, предоставленные ответчиком Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры и конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право заключить государственный контракт на выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области «Самара-Волгоград» - Чапаевск 1, расположенной в г.о.Чапаевск, поскольку Министерством не предоставлены доказательства, свидетельствующие о проведенных мероприятиях, а также не подтверждают надлежащее выполнение полномочий по содержанию автомобильных дорог.
Суд, при этом, принимает во внимание, что установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Оценивая предоставленные по делу доказательства, учитывая обстоятельства дела, в соответствии с вышеуказанными нормами закона суд приходит к мнению, что административные исковые требования прокурора г.Чапаевска заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г.Чапаевска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, выразившееся в неприведении автомобильной дороги «Самара-Волгоград-Чапаевск 1» в соответствие с требованиями Государственных стандартов РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области привести автомобильную дорогу «Самара-Волгоград-Чапаевск 1» в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597- 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: устранить колейность на участке автомобильной дороги «Самара-Волгоград-Чапаевск 1» на участке км 0 + 300 метров по 3 км + 230 метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 14.06.2017 года.
Судья /подпись/ И.Н. Доценко
Копия верна
Судья
Секретарь