Дело №2-4716/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 27 сентября 2016 года
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Суворовой К.А.,
при секретаре Чайниковой М.В.,
с участием Пермского транспортного прокурора Смирнягиной Е.А., представителя истца Абашеевой Е.М., действующей на основании доверенности от Дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Пермский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя тем, что в результате проверки исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на объекте – железнодорожная станция ..., находящегося в Адрес, принадлежащего на праве собственности ОАО «РЖД», выявлены нарушения: не проведена оценка его уязвимости, не разработан и не утвержден план обеспечения транспортной безопасности данного объекта. При этом, указанный объект транспортной инфраструктуры внесен в реестр категорированных объектов Дата, уведомление об установлении ... категории получено ОАО «РЖД» Дата. С момента получения данного уведомления у ОАО "РЖД" возникла обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости, разработке плана обеспечения безопасности на объекте.
Истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске.
Ответчик исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск, из данных возражений и пояснений представителя ответчика следует, что после получения уведомления о включении станции ... в реестр категорированных объектов Дата, ответчиком Дата были организованы конкурсные торги по заключению договора на оказание услуг по проведению оценки уязвимости в отношении объекта транспортной инфраструктуры, был утвержден план закупок на Дата, но в связи с изменением конкурсных требований, торги были признаны несостоявшимися, проведение новых торгов назначено на Дата. Таким образом, ответчиком выполнены все необходимые процедуры по обеспечению проведения такой оценки. Кроме этого, транспортным прокурором не определены сроки исполнения требуемых действий, ответчик просит установить трехмесячный срок исполнения обязанности по заключению договора на оказание услуг по оценке уязвимости указанной станции, исчисляемые с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч.1).
Пунктами 3, 4 и 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением (ч. 2).
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 3).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 2).
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 3).
Статьей 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ч. 1).
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 2).
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти (ч. 4).
Полномочия по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, проведенной специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, а также по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта возложены на Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор).
Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Согласно пунктам 5.7 и 5.8 указанных Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и/или ТС) и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 № 34, согласно которому план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (далее - План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (п. 2). План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции (п. 3).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Дата железнодорожная станция ..., принадлежащая на праве собственности ОАО "РЖД", внесена Федеральным агентством железнодорожного транспорта в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, о чем в адрес ОАО "РЖД" направлено соответствующее уведомление, полученное Дата.
Дата Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на объекте железнодорожного транспорта – станция ..., в ходе которой установлено, что ОАО "РЖД" не обеспечило в установленные сроки проведения оценки уязвимости железнодорожной станции, разработку и утверждение плана обеспечения транспортной безопасности указанного объекта транспортной инфраструктуры.
Разрешая спор на основании вышеуказанных норм действующего законодательства, суд приходит выводу о том, что у ОАО "РЖД", как у субъекта транспортной инфраструктуры, возникла обязанность в течение трех месяцев с момента получения уведомления о внесении железнодорожной станции ... в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры, а в дальнейшем разработать план обеспечения безопасности на объекте, направить план для утверждения в уполномоченный орган и реализовать его, однако ответчиком указанные требования закона не исполнены.
В этой связи суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность обеспечить проведение оценки уязвимости железнодорожной станции ..., разработать план обеспечения транспортной безопасности указанной железнодорожной станции.
Как следует из положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из положений ст. 210 Гражданского процессуального кодекса РФ исполнение решения суда связано с моментом вступления его в законную силу.
На основании изложенных норм права, суд считает необходимым установив срок в течение Дата месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для обеспечения проведения ответчиком оценки уязвимости и ... месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости для разработки ответчиком плана обеспечения транспортной безопасности данной железнодорожной станции. Учитывая, что нарушение требований законодательства в области транспортной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, суд полагает, что указанные сроки являются разумными и не противоречат требованиям закона.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ОАО "Российские железные дороги" в течение ... месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости железнодорожной станции ...; в течении ... месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости разработать план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции ..., расположенной по Адрес.
Решение в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми.
Судья К.А. Суворова