Судья Никишина Т.Н. Дело № 21-176/2018
Р Е Ш Е Н И Е
10 августа 2018 года г. Орёл
Судья Орловского областного суда Сафронова Л.И., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда дело об административном правонарушении в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье» по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по жалобе защитника Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье» Вышегородских Н.В. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Орловской области № 05-094/2018 от 4 мая 2018 года и на решение судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 18 июня 2018 года.
Огласив доводы жалобы, заслушав объяснения защитников Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье» Вышегородских Н.В. и Липской Т.В., поддержавших доводы жалобы и дополнений к ней, возражения старшего государственного инспектора РФ по Орловской области Гольцмана В.А., судья
установила:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Орловской области № № от 4 мая 2018 года, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Орловское полесье» (далее – ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 18 июня 2018 года постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Орловской области № № от 04 мая 2018 года оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными постановлением и решением, ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» обратилось в суд с жалобой, в которой просит об отмене постановления и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующему.
Ответственность по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
В силу положений статьи 1 Закона об охране окружающей среды экологическими требованиями (требования в области охраны окружающей среды, природоохранные) признаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Пунктом 2 приведенной нормы установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
При осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества) (пункт 5 статьи 67 Закона об охране окружающей среды).
В силу статьи 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается с разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно части 1 статьи 25 указанного Федерального закона производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
В силу части 1 статьи 30 Федерального закона № 96-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с частью 3 статьи 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела усматривается, что во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Хлопонина А.Г. от 05.10.2017 № № в отношении ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье», территориальным отделом Росприроднадзора проведена внеплановая проверка (л.д.34-47), по итогам которой составлен акт проверки от 20.04.2018 № № (л.д.141).
В ходе проведения внеплановой выездной проверки с 26.03.2018 по 20.04.2018 в отношении ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье», расположенного по адресу: 303943, Орловская область; Хотынецкий район, п.Жудерский установлено, что ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» в 2015 году проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, по результатам которой составлен технический отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников и утверждены нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных загрязняющих веществ в атмосферу на период с 09.06.2015 до 08.06.2020. ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 25.06.2018 №964 со сроком действия до 08.06.2020 (л.д.131- 132).
Согласно свидетельств, все объекты ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье», оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, поставлены на государственный учет как объекты 4-категории (л.д.125-130).
Из справки от 16.04.2018 № 146 следует, что отопление административного здания Алехинского лесничества расположенного по адресу: 303943, Орловская область, Хотынецкий район, д. Алехино осуществляется от собственной топочной, в которой расположен котел Navien Асе (1шт.); отопление административного здания Льговского лесничества расположенного по адресу: 303943, Орловская область, Хотынецкий район, с. Льгов осуществляется от собственной топочной, в которой расположен котел Navien Deluxe Coaxial (1шт.); отопление здания ПХС Тургеневское лесничество расположенное по адресу: 303943, Орловская область, Хотынецкий район, п.Жудерский осуществляется от собственной топочной, в которой расположены котлы Viesmann Vitogas 100 (2 шт.); отопление здания Визит-центра - Тургеневское лесничество расположенное по адресу: 303943, Орловская область, Хотынецкий район, п. Жудерский осуществляется от собственной топочной, в которой расположены котлы Baxi Slim 1.490IN (2 шт.); отопление административного здания Тургеневского лесничества расположенного по адресу: 303943, Орловская область, Хотынецкий район, п. Жудерский осуществляется от собственной топочной, в которой расположен котел Юнкер КСТ-Г-12,5 (1шт.)
В соответствии с отчетом по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников 2015 года и проектом ПДВ ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» источником теплоснабжения административного здания Льговского участкового лесничества является отопительный котел марки КСТГ-25.
Из справки от 17.04.2018 №149 усматривается что отопление здания ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье», а именно административного здания Льговского лесничества расположенного по адресу: 303943, Орловская область, Хотынецкии район, с.Льгов осуществляется от собственной топочной, в которой расположен котел Navien Deluxe Coaxial (1 шт.), установленный взамен котла КСТГ-25 20 сентября 2016 года.
По итогам проверки установлено нарушение ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» статей 22, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» инвентаризация стационарного источника выбросов (котел марки Navien Deluxe Coaxial) и выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу не проведена и учёт указанного стационарного источника выбросов не осуществлен. В техническом отчете по инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферу, проведенной 2015 году и в проекте ПДВ информация (сведения) о котле Navien Deluxe Coaxial, установленного взамен котла КСТГ- 25 отсутствуют.
Факт совершения ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 05-094/2018 от 20.04.2018 (л.д.138); актом проверки (л.д.141); разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №964 от 25.06.2015, выданным Управлением Росприроднадзора по Орловской области (л.д.194); проектом нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» (л.д.195); справками о количестве и марке котлов, используемых в ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» (л.д.192-193); планом графиком контроля за соблюдением нормативов выбросов на источниках выброса (л.д.199); техническим отчетом по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» (л.д.200).
Между тем, в ходе проверки, согласно протоколу результатов аналитического контроля проб промышленных выбросов, превышений нормативов ПДВ не обнаружено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, норм действующего законодательства, судья районного суда пришла к правильному выводу о том, что действия ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы относительно отсутствия оснований для проведения производственного экологического контроля на объектах 4 категории опасности, полагаю не состоятельными, поскольку положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым статья 22 изложена в новой редакции, устанавливающей отсутствие необходимости расчета нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов для объектов 4 категории, вступает в силу, а соответственно подлежит применению, только с 01 января 2019 года.
Вместе с тем, в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как следует из материалов дела, несмотря на признаки допущенного юридическим лицом правонарушения, представленные доказательства не свидетельствуют о том, что наступившие последствия представляют существенное нарушение охраняемым общественным правоотношениям, ранее юридическое лицо к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ не привлекалось, обстоятельств, отягчающих его административную ответственность, не установлено.
При таких обстоятельствах, с учетом характера, степени и общественной опасности правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, прихожу к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава административного правонарушения, оно не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, т.е. является малозначительным, в связи с чем, постановление и решение подлежит отмене с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Орловской области № № от 4 мая 2018 года и решение судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 18 июня 2018 г ода по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк Орловское полесье» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить за малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Судья Л.И. Сафронова
Судья Никишина Т.Н. Дело № 21-176/2018
Р Е Ш Е Н И Е
10 августа 2018 года г. Орёл
Судья Орловского областного суда Сафронова Л.И., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда дело об административном правонарушении в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье» по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по жалобе защитника Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье» Вышегородских Н.В. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Орловской области № 05-094/2018 от 4 мая 2018 года и на решение судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 18 июня 2018 года.
Огласив доводы жалобы, заслушав объяснения защитников Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье» Вышегородских Н.В. и Липской Т.В., поддержавших доводы жалобы и дополнений к ней, возражения старшего государственного инспектора РФ по Орловской области Гольцмана В.А., судья
установила:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Орловской области № № от 4 мая 2018 года, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Орловское полесье» (далее – ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 18 июня 2018 года постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Орловской области № № от 04 мая 2018 года оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными постановлением и решением, ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» обратилось в суд с жалобой, в которой просит об отмене постановления и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующему.
Ответственность по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
В силу положений статьи 1 Закона об охране окружающей среды экологическими требованиями (требования в области охраны окружающей среды, природоохранные) признаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Пунктом 2 приведенной нормы установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
При осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества) (пункт 5 статьи 67 Закона об охране окружающей среды).
В силу статьи 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается с разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно части 1 статьи 25 указанного Федерального закона производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
В силу части 1 статьи 30 Федерального закона № 96-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с частью 3 статьи 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела усматривается, что во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Хлопонина А.Г. от 05.10.2017 № № в отношении ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье», территориальным отделом Росприроднадзора проведена внеплановая проверка (л.д.34-47), по итогам которой составлен акт проверки от 20.04.2018 № № (л.д.141).
В ходе проведения внеплановой выездной проверки с 26.03.2018 по 20.04.2018 в отношении ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье», расположенного по адресу: 303943, Орловская область; Хотынецкий район, п.Жудерский установлено, что ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» в 2015 году проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, по результатам которой составлен технический отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников и утверждены нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных загрязняющих веществ в атмосферу на период с 09.06.2015 до 08.06.2020. ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 25.06.2018 №964 со сроком действия до 08.06.2020 (л.д.131- 132).
Согласно свидетельств, все объекты ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье», оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, поставлены на государственный учет как объекты 4-категории (л.д.125-130).
Из справки от 16.04.2018 № 146 следует, что отопление административного здания Алехинского лесничества расположенного по адресу: 303943, Орловская область, Хотынецкий район, д. Алехино осуществляется от собственной топочной, в которой расположен котел Navien Асе (1шт.); отопление административного здания Льговского лесничества расположенного по адресу: 303943, Орловская область, Хотынецкий район, с. Льгов осуществляется от собственной топочной, в которой расположен котел Navien Deluxe Coaxial (1шт.); отопление здания ПХС Тургеневское лесничество расположенное по адресу: 303943, Орловская область, Хотынецкий район, п.Жудерский осуществляется от собственной топочной, в которой расположены котлы Viesmann Vitogas 100 (2 шт.); отопление здания Визит-центра - Тургеневское лесничество расположенное по адресу: 303943, Орловская область, Хотынецкий район, п. Жудерский осуществляется от собственной топочной, в которой расположены котлы Baxi Slim 1.490IN (2 шт.); отопление административного здания Тургеневского лесничества расположенного по адресу: 303943, Орловская область, Хотынецкий район, п. Жудерский осуществляется от собственной топочной, в которой расположен котел Юнкер КСТ-Г-12,5 (1шт.)
В соответствии с отчетом по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников 2015 года и проектом ПДВ ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» источником теплоснабжения административного здания Льговского участкового лесничества является отопительный котел марки КСТГ-25.
Из справки от 17.04.2018 №149 усматривается что отопление здания ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье», а именно административного здания Льговского лесничества расположенного по адресу: 303943, Орловская область, Хотынецкии район, с.Льгов осуществляется от собственной топочной, в которой расположен котел Navien Deluxe Coaxial (1 шт.), установленный взамен котла КСТГ-25 20 сентября 2016 года.
По итогам проверки установлено нарушение ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» статей 22, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» инвентаризация стационарного источника выбросов (котел марки Navien Deluxe Coaxial) и выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу не проведена и учёт указанного стационарного источника выбросов не осуществлен. В техническом отчете по инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферу, проведенной 2015 году и в проекте ПДВ информация (сведения) о котле Navien Deluxe Coaxial, установленного взамен котла КСТГ- 25 отсутствуют.
Факт совершения ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 05-094/2018 от 20.04.2018 (л.д.138); актом проверки (л.д.141); разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №964 от 25.06.2015, выданным Управлением Росприроднадзора по Орловской области (л.д.194); проектом нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» (л.д.195); справками о количестве и марке котлов, используемых в ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» (л.д.192-193); планом графиком контроля за соблюдением нормативов выбросов на источниках выброса (л.д.199); техническим отчетом по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» (л.д.200).
Между тем, в ходе проверки, согласно протоколу результатов аналитического контроля проб промышленных выбросов, превышений нормативов ПДВ не обнаружено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, норм действующего законодательства, судья районного суда пришла к правильному выводу о том, что действия ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы относительно отсутствия оснований для проведения производственного экологического контроля на объектах 4 категории опасности, полагаю не состоятельными, поскольку положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым статья 22 изложена в новой редакции, устанавливающей отсутствие необходимости расчета нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов для объектов 4 категории, вступает в силу, а соответственно подлежит применению, только с 01 января 2019 года.
Вместе с тем, в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как следует из материалов дела, несмотря на признаки допущенного юридическим лицом правонарушения, представленные доказательства не свидетельствуют о том, что наступившие последствия представляют существенное нарушение охраняемым общественным правоотношениям, ранее юридическое лицо к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ не привлекалось, обстоятельств, отягчающих его административную ответственность, не установлено.
При таких обстоятельствах, с учетом характера, степени и общественной опасности правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, прихожу к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава административного правонарушения, оно не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, т.е. является малозначительным, в связи с чем, постановление и решение подлежит отмене с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Орловской области № № от 4 мая 2018 года и решение судьи Хотынецкого районного суда Орловской области от 18 июня 2018 г ода по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк Орловское полесье» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить за малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Судья Л.И. Сафронова