Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2/2014 (2-303/2013;) ~ М-296/2013 от 30.09.2013

Дело № 2-2/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 января 2014 года                                                                                        пгт.Муезерский

Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Варламовой В.Л., при секретаре Криваль А.Н., с участием представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия Юрчика В.Л., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ледмозерская средняя общеобразовательная школа Фалькова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галиной О.Ч. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,

установил:

Галина О.Ч. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия (далее по тексту в т.ч. ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии. Иск мотивирован тем, что истец Галина О.Ч. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ решением ответчика истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с недостаточным специальным (педагогическим) стажем работы, из стажа исключены периоды работы, дающие право на назначение досрочной пенсии, с данным решением ответчика истец не согласна. ДД.ММ.ГГГГ истцу решение ответчика отказано в назначении пенсии, с решением истец не согласна, полагает отказ неправомерным. Ответчиком указаны периоды работы, не подлежащие к зачету в стаж на пенсию за выслугу лет: <данные изъяты>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, участия в работе методических объединений. Указание в протоколе <данные изъяты> дней без содержания не соответствует уточняющей справке . По мнению ответчика не могут быть зачтены следующие периоды работы истца в должности <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данная должность не поименована в списке должностей, работа в которой дает право на досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников, утв.постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002. В период работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ положение № 1397 от 17.12.1959 применялось, истец обоснованно рассчитывала, что период этой работы в будущем зачтется в стаж педагогической работы. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала <данные изъяты>, что подтверждается записью в тарификационном списке от ДД.ММ.ГГГГ и приказом от ДД.ММ.ГГГГ. До 1 сентября 2000 года в педагогический стаж включаются периоды работы независимо от выполнения нагрузки. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты> (тарификационный список от ДД.ММ.ГГГГ приказ от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты>, вела <данные изъяты> (тарификационные списки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ приказ от ДД.ММ.ГГГГ). Базисным учебным планом образовательных учреждений РФ, утв.приказом Минобразования России от 09.02.1998 № 322, факультативные занятия, индивидуальные занятия и групповые занятия включаются в объём учебной нагрузки учителя. Если дополнительные образовательные программы предусмотрены Уставом учреждения или факультативные часы включены в учебную образовательную программу учреждения, а также регламентированы расписанием занятий и отработаны, они учитываются при подсчёте педагогической или учебной нагрузки, установленной заставку заработной платы (должностной оклад), для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по подп.10 п.1 ст.28 Закона от 17.12.2001. Отказ в зачете периодов нахождения на курсах повышения квалификации и участия в работе методических объединений неправомерен. Периодичность повышения квалификации устанавливается работодателем, целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний. Не принимая к зачету стаж работы в спорные периоды ответчик ограничил истца в конституционных пенсионных правах, праве на зачет трудового стажа для выплаты досрочной пенсии по старости при осуществлении педагогической деятельности в учреждениях для детей, ответчик существенно нарушает гарантированные Конституцией России пенсионные и социальные права истца. В результате неправомерных действий ответчика истец лишена материальных благ, на которые добросовестно рассчитывала, согласна с исключением из специального стажа дней без содержания. При условии включения спорных периодов и включения <данные изъяты> дней в соответствии с уточняющей справкой от ДД.ММ.ГГГГ исключенных ответчиком как дни без содержания, специальный стаж истца, необходимый для назначения пенсии, составил <данные изъяты> не на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ, а на ДД.ММ.ГГГГ. Истец просит суд признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и отменить, включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и участия в работе методических объединений, семинаров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ методическое объединение педагогов дополнительного образования, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ курсы, ДД.ММ.ГГГГ методические объединения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ семинар, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ курсы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ курсы, ДД.ММ.ГГГГ методическое объединение, ДД.ММ.ГГГГ методическое объединение, признать расчёт специального стажа (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) в части «дни без содержания» незаконным, включить в стаж <данные изъяты> дней в соответствии с уточняющей справкой от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>, ссылаясь на ст.ст.15, 19, 39, 55 Конституции Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», ст.ст.23, 77, 80 Федерального закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Список должностей в учреждениях, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утв.постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв.постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, приказ Министерства образования от 25.01.1993 № 21, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, утв.постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии от 11.07.2002 № 516.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ истца от иска в части требований о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признании расчета специального стажа (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) в части «дни без содержания» незаконным, обязании включить в стаж <данные изъяты> дней в соответствии с уточняющей справкой от ДД.ММ.ГГГГ, производство в данной части прекращено.

Впоследствии истец Галина О.Ч. неоднократно уточняла исковые требования, окончательно истец просит суд признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и отменить, включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и участия в работе методических объединений, семинаров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ методическое объединение педагогов дополнительного образования, ДД.ММ.ГГГГ курсы, ДД.ММ.ГГГГ методические объединения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ семинар, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ курсы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ курсы, ДД.ММ.ГГГГ методическое объединение, ДД.ММ.ГГГГ методическое объединение, обязать ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечено муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ледмозерская средняя общеобразовательная школа (далее по тексту в т.ч. МКОУ Ледмозерская СОШ).

В судебном заседании истец Галина О.Ч. не присутствовала, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК - Юрчик В.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании относительно иска возражал, просил об отказе удовлетворении иска, поддержал письменные возражения относительно иска. Представлены письменные возражения относительно иска, указано, что истец за назначением пенсии обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, при подсчете стажа установлено, что ее общий трудовой стаж составил <данные изъяты>, а льготный (педагогический) стаж на дату обращения составил <данные изъяты>. При определении права на пенсию из льготного стажа истицы были исключены периоды общей продолжительностью <данные изъяты>. Большая часть исключенных периодов, <данные изъяты>, пришлась на периоды работы истца в должностях <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью (<данные изъяты> и <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> В данные периоды применялись нормы Закона СССР от 14.07.56 «О государственных пенсиях». Постановлением СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет указанным лицам. В абз.3 п.2 Положения предусмотрено включение в стаж работы учителей и других работников просвещения периодов работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Должность «старшей пионерской вожатой» и «Старшей вожатой» Положением не предусмотрена. Работа штатными пионервожатыми отнесена постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 к иным периодам деятельности, которые при определенных условиях могли включаться в стаж работы по специальности наряду с работой в учреждениях, и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. В соответствии с п.4 Положения от 17.12.1959 № 1397 применение указанной льготы было обусловлено наличием у работника не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, и приходящегося на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Включение 2/3 стажа педагогической деятельности периодов работы в должности пионервожатых после 01.10.1993 необоснованно, поскольку Положение постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 отменено, не применяется с 01.10.1993. Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» не применялся на дату вступления в силу законодательства о трудовых пенсии, на 1 января 2002 года. Закон от 14.07.1956 не применим при исчислении стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 за № 463 утвержден новый Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и детских учреждениях для детей давала право за выслугу лет. Должность старшей пионерской вожатой и старшей вожатой этим Списком профессий и должностей работников народного образования, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» не предусмотрена. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 за № 1067 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающей право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Согласно п.3 Постановления зачету в выслугу лет, дающей право на пенсию в связи с педагогической деятельностью подлежала работа в должностях по списку, утвержденному постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 выполняемая до 01.11.1999 и предусмотренная настоящим Списком, должности старшей пионерской вожатой и старшей вожатой указанным Списком не предусмотрена. 29.10.2002 утвержден постановлением Правительства РФ № 781 новый Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, которым должности старшей пионерской вожатой старшей вожатой не предусмотрены. Право на досрочную трудовую пенсию по старости может быть реализовано соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 № 70 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсия, в РФ», вступившим в действие с 30.12.2003, согласно которому при исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в частности, по нормам статьи 28 Федерального Закона от 17.12.2001 в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в т.ч. с учетом льготного порядка исчисления стажа). Порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. Поскольку на момент отмены Положения СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 педагогический стаж истицы составляет менее 25 лет данный порядок применяться не может. Право на пенсию в связи с педагогической деятельностью дает работа в должностях, указанных в постановлении № 463 и Списке № 1067. Из льготного стажа истицы исключены ряд периодов, в том числе и периоды нахождения на курсах повышения квалификации и участия в методических объединениях. До 01.01.2002 Управление по данным периодам руководствовалось Законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в соответствии со ст.88 которого, строго разграничиваются понятия общего трудового стажа и специального трудового стажа. Согласно ст. 91 данного Закона курсы повышения квалификации включаются только в общий трудовой стаж, поэтому данные отпуска исключены из льготного стажа. Согласно выписки из ИЛС установлено, что истица зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования <данные изъяты>. Периоды курсов повышения квалификации, семинаров и участия в методических объединениях не включены в специальный стаж п законно и обоснованно, так как эти периоды как специальный стаж в индивидуальных сведениях исключены самим предприятием и подтверждены утоняющей справкой от ДД.ММ.ГГГГ. В спорные периоды истица находилась на учебе курсах переподготовки с отрывом от производства. В соответствии с п.11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором. Общая продолжительность периодов курсов, семинаров и участия в методических объединениях составляет <данные изъяты>. На основании уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ и ИС исключены <данные изъяты> дней нахождения истицы в отпусках без содержания и <данные изъяты> дня, которые исключены работодателем по ИС без указания причин их исключения. У истца на дату обращения за пенсией недостаточно специального стажа работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии со ст.27 п.1 п.п.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», отказ в назначении истцу пенсии законный. Согласно расчета стажа с учетом включения в льготный стаж спорных периодов продолжительность льготного стажа на дату обращения, то есть на ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты>.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, МКОУ Ледмозерская СОШ - директор МКОУ Ледмозерская СОШ Фальков С.А., действующий на основании Устава и приказа о назначении на должность, в судебном заседании полагал иск подлежащим удовлетворению, просил об удовлетворении иска, поддержал письменный отзыв относительно иска. Представлен письменный отзыв относительно иска, указано, что иск подлежит удовлетворению.

Суд, исследовав письменные материалы дела, отказное выплатное дело истца Галиной О.Ч., оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об обоснованности иска и необходимости его удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

В соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с п.1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В соответствие со ст.9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, а также на достаточный жизненный уровень и на непрерывное улучшение условий жизни.

Согласно ст. 1 Протокола № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантируется каждому физическому лицу право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения ни в коей мере не ущемляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами. При этом указано, что «требование» - даже относительно пенсии - может представлять собой собственность по смыслу статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции, если оно в достаточной степени реализуемо.

В соответствии с ч.1 ст.19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.

В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.

Согласно ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Исходя из п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» Российская Федерация, как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст.1 ФЗ от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Исходя из правовой позиции Европейского Суда по правам человека, обозначенной в Постановлении от 25.10.2005 дело «Юрий Романов (Yuriy Romanov) против Российской Федерации» (жалоба № 69341/01), Конвенция как таковая не гарантирует право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме (Решение Европейского Суда по делу «Аунола против Финляндии» (Aunola v. Finland) от 15 марта 2001 г., жалоба № 30517/96). Тем не менее, «требование» - даже относительно пенсии - может представлять собой «собственность» по смыслу статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции, если оно имеет достаточные основания в национальном законодательстве.

Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, обозначенной в Постановлениях по делу «Булгакова против Российской Федерации» (Bulgakova v. Russia) от 18.01.2007 (жалоба № 69524/01), по делу «Кумкин и другие против Российской Федерации» (Kumkin and Others v. Russia) от 05.07.2007 (жалоба № 73294/01), концепция собственности или «имущества» толкуется широко, в сферу ее действия включено также и право на пенсию.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, трудовой книжкой истца <данные изъяты>, что истец Галина О.Ч. в настоящее время работает в системе образования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на период замещения временно отсутствующего работника, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ назначена в порядке перевода <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время учителем <данные изъяты>.

В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (далее по тексту в т.ч. Федеральный закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7). Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В соответствии с п.3 ст.1, п.2 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ при назначении данного вида пенсий в настоящее время применяется постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

ДД.ММ.ГГГГ истец Галина О.Ч. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ.

Решением ответчика ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине недостаточности специального (педагогического) стажа.

Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК от ДД.ММ.ГГГГ , педагогический стаж истца на день обращения ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>.

Ответчиком при подсчете стажа педагогической деятельности истца исключены периоды работы: в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам, предусматривалось ст.80 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.

В соответствии с п.1 ст.31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской

Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, данный Федеральный закон введен в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивает силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (п.2).

Как следует из ст.ст.2, 77, 80 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990, право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.

Согласно ст.83 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утв.постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 (в ред.постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» должность пионерской вожатой не предусмотрена.

Действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утв.постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в разделе «Наименование должностей» должность старшей пионерской вожатой также не предусмотрена.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации обозначенной в Постановлении от 03.06.2004 № 11-П указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены. До установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Факт работы истца Галиной О.Ч. в указанные спорные периоды в должности <данные изъяты>, подтверждается трудовой книжкой Галиной О.Ч. <данные изъяты> датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей справкой МКОУ Ледмозерская СОШ от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей справкой МКОУ Ледмозерская СОШ от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей справкой МКОУ Ледмозерская СОШ от ДД.ММ.ГГГГ, тарификационными списками МКОУ Ледмозерская СОШ, приказами по Ледмозерской средней общеобразовательной школе, подтверждающей справкой МКОУ Ледмозерская СОШ от ДД.ММ.ГГГГ, лицевыми счетами Галиной О.Ч., штатными расписаниями Ледмозерской средней школы за <данные изъяты> годы. В настоящее время истец Галина О.Ч. продолжает работать в должности <данные изъяты>. Истцом Галиной О.Ч. в <данные изъяты> году окончено <данные изъяты> по специальности <данные изъяты>, выдан диплом от ДД.ММ.ГГГГ рег., в <данные изъяты> году окончен <данные изъяты>, выдан диплом от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, судом установлено, что истец Галина О.Ч. начав ДД.ММ.ГГГГ свою трудовую деятельность с должности <данные изъяты>, осуществляла и до настоящего времени осуществляет <данные изъяты>.

В спорный период работы Галиной О.Ч. в должности <данные изъяты> действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения.

В соответствии с п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве пионервожатых.

Таким образом, в силу п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 время работы истца в должности <данные изъяты> засчитывалось в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Согласно Уставу средней общеобразовательной школы, утв.постановлением Совмина СССР от 08.09.1970, старший пионерский вожатый проводит работу в школе на основании Положения о старшем пионерском вожатом.

Из приложения к приказу Министерства просвещения СССР от 20.02.1978 «Квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ, органов управления народным образованием, учебно-методических учреждений» следует, что в должностные обязанности пионерского вожатого входит организация работы пионерской дружины школы в контакте с организатором внеклассной и внешкольной работы с детьми. Квалификационными требованиями к должности пионервожатого являются высшее или среднее специальное образование.

Согласно Положению о старшем и отрядном пионерском вожатом, утв.Бюро ЦК ВЛКСМ от 17.03.1967 пионерский вожатый - организатор деятельности пионеров в школе, по месту жительства, в лагерях. Старшим пионерским вожатым дружины может быть комсомолец или коммунист не моложе 18 лет, имеющий среднее, средне-специальное или высшее образование и специальную подготовку по пионерской работе. Подбирают и утверждают старших пионерских вожатых районные, городские комитеты комсомола совместно с советами пионерской организации и органами народного образования.

С позиции указанных правовых норм, исходя из пояснений истца, суд полагает, что истец Галина О.Ч. выполняла работу в должности <данные изъяты>.

Довод ответчика о том, что Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утв.постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, работа в должности старшей пионервожатой не засчитывается в льготный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по ст.28 п.1 п.п. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не может служить основанием к отказу в иске в данной части и к ограничению пенсионных прав истца.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обозначенной в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11 - П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, не содержат правовых предписаний о том, в каком порядке включаются либо не включаются при назначении трудовой пенсии досрочно периоды работы в должности старшего пионервожатого. Ни один из указанных нормативных актов не обладает обратной силой, поэтому данные акты могут применяться только к правоотношениям, возникшим после 22 июля 2002 года, когда вступило в силу указанное постановление Правительства РФ.

Согласно действовавшему до 22.09.1993 Положению «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения» утв.постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 учителям и другим работникам просвещения работа в должности пионервожатой засчитывается в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях и организациях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Из материалов дела усматривается, что специальный стаж истца на дату обращения к ответчику за назначением пенсии был не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с вышеуказанным Положением, трудовая деятельность истца проходила в учреждениях и организациях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В графе «наименование учреждений» указанного Списка предусмотрено «общеобразовательные учреждения: школы всех наименований», в графе «наименование должностей» указана должность «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми».

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом исковых требований в части включения в специальный стаж периодов работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.

Ответчиком также из специального (педагогического) стажа истца исключен ряд периодов во время работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> периоды нахождения на курсах повышения квалификации, участия в работе методических объединений, семинаров: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ методические объединение педагогов дополнительного образования, семинары.

Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации, участия методических объединениях, семинарах в т.ч. в период осуществления педагогической деятельности, подтверждается трудовой книжки истца, справкой МКОУ Ледмозерская СОШ от ДД.ММ.ГГГГ уточняющей занятость истца, справкой МКОУ Ледмозерская СОШ от ДД.ММ.ГГГГ уточняющей занятость истца, справкой МКОУ Ледмозерская СОШ от ДД.ММ.ГГГГ уточняющей занятость истца, справкой МКОУ Ледмозерская СОШ от ДД.ММ.ГГГГ уточняющей занятость истца, приказами Ледмозерской СОШ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , тарификационными списками Ледмозерской СОШ, удостоверением об обучении на курсах повышения квалификации от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением краткосрочном повышении квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, лицевыми счетами истца, штатными расписаниями.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях», утв.постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, время работы в должности учителя в школах всех наименований засчитывается в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии со ст.173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Аналогичные положения содержались и в статье 196 КЗоТ РФ, действовавшего на момент направления Галиной О.Ч. в <данные изъяты> году на курсы повышения квалификации, в <данные изъяты> годах участия в методические объединение педагогов дополнительного образования, семинарах.

В соответствии со ст.187 КЗоТ РФ, работникам, проходящим профессиональное обучение на производстве или обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, администрация обязана создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением.

В соответствии с Положением о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях, утв.постановлением Совета Министров СССР от 24.12.1982 № 1116, действующим в спорный период, работникам, обучающимся в учебных заведениях предоставлялись учебные отпуска с сохранением заработной платы, из которой уплачивались страховые взносы.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» утв.постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Истец находилась на курсах повышения квалификации, участвовала в методических объединениях, семинарах по направлению работодателя, соответственно, обучение для нее являлось обязательным. В периоды прохождения истца обучения на курсах повышения квалификации, участия в методических объединениях, семинарах за истцом сохранялось место работы, и заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд, истец работала в Ледмозерской средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.

Наименование учреждения и должности истца соответствуют Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и не являются предметом спора.

Суд находит незаконным решение ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК в части исключения из педагогического стажа работы истца оспариваемых периодов нахождения на курсах повышения квалификации, участия в методических объединениях, семинарах и полагает подлежащим включению в календарном исчислении в специальный стаж работы истца время нахождения на курсах повышения квалификации, участия в семинарах, методических объединениях, поскольку периодам нахождения истца на курсах повышения квалификации, участия в методических объединениях, семинарах предшествовала и последовала работа в должностях, которые дают право на досрочную пенсию.

Прохождение курсов повышения квалификации, участие в методических объединениях и семинарах являлось необходимым условием дальнейшей работы истца, необходимостью рабочего процесса. После прохождения курсов повышения квалификации, участия в методических объединениях и семинарах истец продолжала работать в указанных должностях, осуществляла педагогическую деятельность, что подтверждается трудовой книжкой истца и отзывом МКОУ Ледмозерская СОШ, не оспаривалось ответчиком.

В соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Аналогичная норма содержалась и в ранее действовавшем трудовом законодательстве (ст.112 КЗоТ РФ).

В соответствии со специальными нормативными актами для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы и приравнивается к служебной командировке.

Из п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв.постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 следует, что целью повышения квалификации является обновление теоретических данных и практических знаний специалистов с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Согласно п. 26 данного Типового положения за слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.

Статьей 187 ТК РФ работникам, совмещающим труд с обучением, гарантируются такие же трудовые права, как и лицам, которые трудятся полное рабочее время.

Таким образом, время нахождения на курсах повышения квалификации, участия в методических объединения, семинарах являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, из которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Спорные периоды не включены ответчиком в специальный стаж работы истца также по причине отсутствия в представленных работодателем МКОУ Ледмозерская СОШ ответчику сведениях индивидуального лицевого счета истца кода льготности.

В соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования                  с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица.

Согласно ст.ст.5, 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим данный учёт является Пенсионный фонд РФ, при этом органы Пенсионного фонда РФ в необходимых случаях имеют право по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счёт.

Таким образом, действующее пенсионное законодательство обязанность по предоставлению сведений о льготном характере работы истца и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд возлагает на работодателя.

Согласно подп.5 п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» к сведениям, представляемым страхователем в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, относятся, в том числе, и периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемые особыми условиями труда.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 4). Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами(п. 5).

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица (истца), представленными работодателем в орган Пенсионного фонда сведениями о работе застрахованного, спорные периоды не подтверждены работодателем кодом льготности.

Анализируя представленные в материалы дела и отказного пенсионного дела истца справки работодателя, уточняющие характер и условия труда, данные индивидуального лицевого счета истца, суд приходит к выводу о недостоверности представленных МКОУ Ледмозерская СОШ сведений в отношении истца в части льготного стажа ее работы. Фактически, в том числе по причине отсутствия кода льготной работы, специальный стаж истца указанными сведениями сокращен.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что факт отсутствия кода льготности в данных индивидуального персонифицированного учета, при наличии записей в трудовой книжке и справок, уточняющих характер и условия труда (нахождения на курсах повышения квалификации, участие в методических объединениях, семинарах) в спорные периоды, соответствующих диплома, свидетельств, удостоверений, справок не может служить основанием для отказа истцу во включении спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации, участия в методических объединениях, семинарах в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии досрочно в связи с педагогической деятельностью, поскольку судом объективно установлено, что истец до направления на курсы повышения квалификации, участия в методических объединениях, семинарах, а также после возвращения с курсов повышения квалификации, методических объединениях, семинарах выполняла работу, предусмотренную Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.

По мнению суда, возникновение у истца права на назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях, не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при предоставлении в Пенсионный Фонд сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц (в том числе истца), работодатель - страхователь, не указал код льготной работы застрахованного лица. На истца, как на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию, не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем - МКОУ Ледмозерская СОШ своих обязательств по предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Иное безосновательно лишало бы истца права на законно предусмотренную трудовую пенсию на льготных условиях, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права.

Согласно ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно расчету ответчика, с учетом включения спорных периодов, стаж педагогической деятельности истца на дату обращения в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии досрочно составляет <данные изъяты>, что менее требуемых 25 лет.

Таким образом, на день обращения ДД.ММ.ГГГГ право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ у истца не наступило, ответчиком ему обоснованно отказано в назначении указанной пенсии. Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ в Муезерском районе РК от ДД.ММ.ГГГГ в данной части является законным и обоснованным.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв.постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 4). Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами(п. 5).

Согласно пояснениям представителя ответчика в судебном заседании датой наступления права истца на трудовую пенсию досрочно является ДД.ММ.ГГГГ, необходимый стаж работы истца дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с учетом включения спорных периодов на ДД.ММ.ГГГГ будет составлять 25 лет, что является достаточным для назначения пенсии в порядке подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Таким образом, право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» возникло у истца с ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, обозначенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года от 07.06.2006, 14.06.2006 (вопрос 29), рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.

Поскольку, с включением в специальный стаж спорных периодов, а также с учетом продолжения осуществления педагогической деятельности, у истца на ДД.ММ.ГГГГ стаж педагогической деятельности составил 25 лет, на основании ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, обозначенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года от 07.06.2006, 14.06.2006, досрочная трудовая пенсия по старости подлежит назначению истцу в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня возникновения права на назначение пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, оценив все собранные по делу доказательства совокупности исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, приходит к выводам о том, что право лица на назначение трудовой пенсии на льготных основаниях не может быть поставлено в зависимость от позиции ответчика о недопустимости включения в специальный стаж истца спорных периодов работы <данные изъяты>, периодического прохождения работником обучения на курсах повышения квалификации, участия в методических объединениях, семинарах, которые являются для работника обязательным условием дальнейшей педагогической деятельности, решение ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по указанным основаниям является незаконным, спорные периоды подлежит зачету в специальный (педагогический) стаж работы истца.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом при подаче иска понесены расходы - уплачена государственная пошлина в сумме <данные изъяты>., в связи с частичным удовлетворением иска, с ответчика ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК, исходя из требований ст.98 ГПК РФ в пользу истца Галиной О.Ч. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Галиной О.Ч. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить частично.

Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия от                    ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия включить в специальный (педагогический) стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости Галиной О.Ч. периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>,

- нахождение на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,     

- участие в семинарах, методических объединениях: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия назначить Галиной О.Ч. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ с даты возникновения права на назначение досрочно трудовой пенсии по старости - с ДД.ММ.ГГГГ.

В оставшейся части иска отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия в пользу Галиной О.Ч. расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                        В.Л. Варламова

                     Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ составлено 27 января 2014 года.

Судья                                                                                                 В.Л. Варламова

2-2/2014 (2-303/2013;) ~ М-296/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Галина Ольга Чеславовна
Ответчики
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Муезерском районе РК
Другие
МКОУ Ледмозерская СОШ
Суд
Муезерский районный суд Республики Карелия
Судья
Варламова Вера Леонидовна
Дело на странице суда
muezersky--kar.sudrf.ru
30.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2013Передача материалов судье
02.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.10.2013Предварительное судебное заседание
14.11.2013Судебное заседание
09.12.2013Судебное заседание
20.12.2013Судебное заседание
22.01.2014Судебное заседание
27.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2014Дело оформлено
27.09.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее