Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2375/2014 ~ М-2700/2014 от 22.08.2014

Дело №2-2375/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2014 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Остольской Л.Б.,

при секретаре Филинюк М.В.,

с участием истца Муграшева Р.Н., его представителя Караульных А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Муграшева Р. Н. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Муграшев Р.Н. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, в котором просит признать за истцом право собственности на квартиру расположенную по адресу: ....

В обоснование заявленных требований истцом указано, что его отец Мугурашев Н.У. проходит по настоящее время службу в Вооруженных Силах РФ, имеет выслугу лет более 21 года, получил 3-х комнатную квартиру от Министерства Обороны Российской Федерации по адресу: .... Указанная квартира находится в федеральной собственности, была передана отцу истца по договору социального найма, совместно с нанимателем в жилое помещение вселились члены семьи Муграшева А. К., Муграшев Р. Н., Муграшев Р. Н.. На регистрационном учете в указанном жилом помещении стоит истец. Мугурашев Н. У., Муграшева А. К., Муграшев Р. Н. отказались участвовать в приватизации.

В ходе проведения досудебной подготовки определением суда от 23.09.2014 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ, ФГУ «Сибирского территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Мугурашев Н. У., Муграшева А. К., Муграшев Р. Н..

В судебном заседании истец Муграшев Р.Н., его представитель Караульных А.В. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Третьи лица Мугурашев Н. У., Муграшева А. К., Муграшев Р. Н. извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали против удовлетворения исковых требований. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно представленному отзыву на исковое заявление, постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. В перечень полномочий по передаче жилых помещений не входят полномочия по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц. Просил отказать в удовлетворении исковых требований истца.

Представитель третьего лица ФГКУ «Сибирского территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны РФ, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно представленному отзыву на исковое заявление, полагает, что истцами не был надлежащим образом соблюден досудебный порядок.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

В ст. 40 Конституции Российской Федерации с учетом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года) закреплено право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу пунктов 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 (далее – Закон) установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

В соответствии со ст. 2 Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 6, 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Как установлено в судебном заседании Мугурашев Н.У. в период с 09.05.1985 по настоящее время проходит действительную военную службу в Вооруженных Силах РФ, продолжительность службы составляет более 21 года, что подтверждается выпиской из личного дела № 155 от 27.02.2012, копией послужного списка от 02.07.2014, выпиской из послужного списка № 1789 от 03.09.2014.

Согласно положениям пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 21.04.2011) военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что квартира по адресу: ..., общей площадью 76,6 кв.м. принадлежит на праве собственности Российской Федерации, находится в оперативном управлении ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ограничений (обременений) права не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.08.2014 № 01/003/2014-18394.

Таким образом, данная квартира относится к федеральному жилищному фонду и может быть объектом приватизации.

Документов, свидетельствующих о том, что жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, в нарушение ст. 56 ГПК ответчиком не представлено.

Сведений о том, что занимаемое истцом жилое помещение находится в аварийном состоянии, не имеется, квартира под арестом, запретом и другим обременением не состоит.

Согласно договору социального найма жилого помещения от 28.06.2012 № 2/320, Министерство обороны РФ, действующее от имени собственника жилого помещения Российской Федерации в лице ФГУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ передало Мугурашеву Н.У. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из 3-х комнат в квартире общей площадью 76,6 кв.м, по адресу: ..., совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи Муграшева А. К. (жена), Муграшев Р. Н. (сын), Муграшев Р. Н. (сын).

Как следует из справки паспортного стола ООО «Жилсервис» от 22.08.2014 в квартире по адресу: ..., зарегистрирован: Муграшев Р. Н..

В соответствии с пунктами 1, 6 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 21.04.2011) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 04.08.2014 № 70-00-4001/5001/2014-2630, подтверждается, что Муграшев Р. Н. в приватизации участия не принимал, объекты недвижимого имущества у него отсутствуют.

Таким образом, Муграшев Р. Н. имеет право безвозмездно получить в собственность занимаемое им жилое помещение – квартиру по адресу: ....

Согласно ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Мугурашев Н.У. обращался в ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлением, в котором просил передать в собственность квартиру, расположенную по адресу: ....

Из ответа ФГКУ «Центррегионжилье» от 04.10.2013 № 3319 следует, что передачу жилых помещений в отношении которых заключены договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляет департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ. Право на приватизацию может быть реализовано в порядке гражданского судопроизводства.

Суд считает, что указанные обстоятельства не являются основанием для отказа Муграшеву Р. Н., в безвозмездном получении в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения и не должны повлечь для истца неблагоприятных последствий.

Указанное жилое помещение не имеет статуса служебного и не находится в закрытом военном городке, Мугурашев Н.У. имеет общую продолжительность военной службы более 21 года, препятствий для передачи Муграшеву Р. Н. в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения в судебном заседании не установлено.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» разъяснил (п. 5), что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Согласно нотариально заверенным согласиям Мугурашев Н. У., Муграшева А. К., Муграшев Р. Н. отказались от права на приватизацию указанной квартиры, что подтверждается согласиями от 03.05.2014 зарегистрированным в реестре № 2-681, от 07.05.2014 зарегистрированными в реестре № 2-706, № 2-707.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).

В силу подпункта «б» пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

В соответствии с пунктом 2.2. Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны от 18.11.2010 № 1550, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации организует закрепление приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления; организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность; ведет реестр жилых помещений Министерства обороны.

На основании исследованной в судебном заседании совокупности доказательств, суд полагает подлежащим удовлетворению требования Муграшева Р. Н.. о признании за ними в порядке приватизации права собственности на квартиру по адресу: ... общей, площадью 76,6 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Муграшева Р. Н. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: ... общей площадью 76,6 кв.м., за Муграшевым Р. Н..

Решение является основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий судья: Л.Б. Остольская

Мотивированный текст решения изготовлен: 20.10.2014.

2-2375/2014 ~ М-2700/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Муграшев Руслан Николаевич
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
Караульных Анастасия Валерьевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Томска
Судья
Остольская Л.Б.
Дело на сайте суда
oktiabrsky--tms.sudrf.ru
22.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2014Передача материалов судье
25.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2014Подготовка дела (собеседование)
23.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2014Судебное заседание
20.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2015Дело оформлено
24.06.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее