Решение по делу № 2-362/2017 ~ М-316/2017 от 23.06.2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Залари                                    27 июля 2017г.            

Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егоровой Е.А.,

при секретаре Дечковой Е.П.

при участии истца помощника прокурора Заларинского района Кулакова А.В.,

ответчиков Мелкоступова Н.С., Чемезова В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заларинского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Заларинский район» к Мелкоступову Н.С., Суханкину А.Е., Чемезову В.И. о возложении обязанности уборки порубочных остатков в лесном массиве квартала, выдела, технического участка Тыретского участкового лесничества Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству, расположенного в Заларинском районе Иркутской области, образовавшихся в результате совершенного преступления путем укладки порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывания их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений с расстоянием между валами не менее 20 метров и взыскании в равных долях в бюджет муниципального образования «Заларинский район» ущерба, причиненного лесам в следствии незаконной рубки лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов) в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов

у с т а н о в и л:

    

    В обоснование предъявленных требований прокурор указал, что Мелкоступов Н.С., Суханкин А.Е., Чемезов В.И. совершили незаконную рубку лесных насаждений, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, а именно 20.07.2016 в период времени с 19 час. 00 мин. до 24 час. 00 мин. совершили незаконную рубку 33 деревьев породы сосна, общим объемом 48,17 куб.м., 1 дерева породы береза общим объемом 0,7 куб.м. в квартале выделе Технического участка Тыретского участкового лесничества территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству, чем причинили материальный ущерб государству Российской Федерации на территории муниципального образования «Заларинский район» в размере 256 645 руб. 42 коп.

Приговором Заларинского районного суда Иркутской области от 14.04.2017 Мелкоступов Н.С., Суханкин А.Е., Чемезов В.И. признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ. Приговор вступил в законную силу 25.04.2017.

Согласно ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации виновные в нарушении лесного законодательства несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленные нарушения и причиненный этими лицами вред.

В соответствии со ст. ст. 100, 101 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.

Согласно информации начальника Территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству до настоящего времени порубочные остатки с места незаконной рубки лесных насаждений в квартале выделе Технического участка Тыретского участкового лесничества не убраны, что может способствовать возникновению и распространению лесных пожаров.

Несвоевременная очистка лесосеки от порубочных остатков, имеющая большое противопожарное значение нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Понятие охотничьих ресурсов закреплено в ст.1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, под которыми понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2010 № 138 (Приложение № 1).

Расчет вреда, причиненного охотничьим ресурсам производится согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 № 948. В соответствии с Положением о Службе по охране и использованию животного мира на территории Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 24.07.2012 № 397-пп, Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды обитания в Иркутской области, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом, согласно п.6 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 № 948, размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной или иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория трансформации, территория сильного воздействия, территория сильного воздействия и территория слабого воздействия).

В ходе проведенной проверки установлено, что ответчиками вследствие незаконной рубки лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий в квартале выделе Технического участка Тыретского участкового лесничества Территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству, причинен вред охотничьим ресурсам в размере 48 869 руб. 18 коп., что подтверждается расчетом оценки вреда, произведенным Службой по охране и использованию животного мира Иркутской области.

В соответствии с ч. 3 ст. ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В соответствии со ст.58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии -исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

Таким образом, поскольку до настоящего времени вред, причиненный Мелкоступовым Н.С., Суханкиным А.Е., Чемезовым В.И. охотничьим ресурсам и среде их обитания в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке лесных охотничьих угодий площадью 0,3 га в квартале 13 выделе 7 Технического участка 6 Тыретского участкового лесничества Территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству не возмещен, ущерб, охотничьим ресурсам и среде их обитания в вышеуказанном размере должен быть взыскан в судебном порядке.

Согласно п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно положениям ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.

Согласно ст. 42 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ст.48 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Решения органов государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

В соответствии с требованиями ст.333.1 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.

Тем самым, ответчики своими незаконными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий нарушили: интересы Российской Федерации как собственника лесных участков пользоваться, владеть и распоряжаться лесными участками и лесными насаждениями; интересы Российской Федерации и Иркутской области, поскольку в результате уничтожения ответчиком среды обитания охотничьих ресурсов в федеральный и областной бюджеты не поступили и не поступят средства от использования животного мира.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», животные и другие организмы и их генетический фонд являются объектом охраны окружающей среды, в частности, от уничтожения. Вместе с тем, в результате незаконных действий ответчиков была уничтожена исконная среда обитания животных и других организмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих охоту в данном охотничьем угодье согласно нормам действующего законодательства, на защиту окружающей среды от негативного воздействия.

Согласно п. 6 ст. 46 БК РФ, суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

В соответствии с ч.1 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.

Согласно ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Согласно ст.ст. 1, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в т.ч. посредством обращения с заявлением в суды.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Просит обязать ответчиков в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести уборку порубочных остатков в лесном массиве квартала выделе Технического участка Тыретского участкового лесничества Территориального отдела Министерстерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству, расположенного в Заларинском районе Иркутской области, образовавшихся в результате совершенного им преступления, путем укладки порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывания их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений с расстоянием между валами не менее 20 метров и взыскать с них в равных долях в бюджет муниципального образования «Заларинский район» ущерб, причиненный лесам вследствие незаконной рубки лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов) в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий в квартале выделе Технического участка Тыретского участкового лесничества Территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству в размере 48 869руб. 18коп.

В судебном заседании участвующий старший помощник прокурора Кулаков А.В. поддержал исковые требования и доводы, изложенные в заявлении, в полном объеме и просил их удовлетворить.

Ответчик Мелкоступов Н.С. по существу иска указал, что согласен и признает исковые требования, расчеты не оспаривает.

Ответчик Чемезов В.И. также признал иск в полном объеме.

Ответчик Суханкин А.Е., представители третьих лиц службы по охране и использованию животного мира Иркутской области, Агентства лесного хозяйства Иркутской области, муниципального казенного учреждения Администрации муниципального образования «Заларинский район» будучи надлежаще извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства в суд не явились, при этом представитель службы по охране и использованию животного мира Иркутской области и муниципального казенного учреждения Администрации муниципального образования «Заларинский район» просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представили письменные заявления, а ответчик Суханкин А.Е. и представитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области об уважительности причин неявки не известили и не ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

С учетом мнения сторон и положений ст.167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

    Представитель третьего лица Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области в своем отзыве, представленном в суд указал, что полагает требования заявленные прокурором подлежащими удовлетворению, так как в соответствии с положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Правовое регулирование в области охраны окружающей среды осуществляется Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Понятие окружающей среды закреплено в ст. 1 указанного закона, под которой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. В силу ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются, в том числе: соблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящиеся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Среда обитания животного мира - природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы. Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что охотничьими ресурсами являются объекты животного мира, которые используются или могут быть использованы в целях охоты. Согласно положениям Федерального закона «Об охоте» (ст. 1,7) охотничьими угодьями являются территории в границах, которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, то есть к охотничьим угодьям относятся все земельные, лесные и водопокрытые территории, на которых обитают (или могут обитать) дикие звери, и которые могут использоваться для ведения охотничьего хозяйства. В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно ст. 4 Федерального закона «О животном мире» в пределах территории РФ является государственной собственностью. В соответствии с законодательством о животном мире компенсации подлежит вред, причиненный объектам животного мира и среде обитания животных. Законодательство о животном мире не содержит характеристики вреда, причинение которого дает право на получение компенсации в установленном порядке. Следовательно, противоправным может быть признано любое воздействие на животный мир, совершенное с нарушением установленного порядка пользования животным миром и повлекшее качественное изменение его состояния. Нарушение среды обитания животных выражается в форме уничтожения кормовых баз, загрязнения водных объектов и иного ухудшения среды обитания, которое может повлечь причинение вреда животному миру. В силу ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ причиненный ущерб подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно ч. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Пунктом 35 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», предусмотрено, что в соответствии со ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Частью 1 ст. 56 Федерального закона «О животном мире» установлено, что юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В соответствии со ст. 58 Федерального закона «Об охоте» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

В силу ст. 48 Федерального закона «Об охоте» регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Решения органов государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Требованиям ст. 333.1 Налогового кодекса РФ определено, что плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.

Противоправными действиями ответчиков нарушены интересы Российской Федерации и Иркутской области, поскольку в результате уничтожения ответчиками среды обитания охотничьих ресурсов в федеральный и областной бюджеты не поступили и не поступят средства от использования животного мира. Кроме того, в силу п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды», животные и другие организмы и их генетический фонд являются объектом охраны окружающей среды, в частности, от уничтожения. Вместе с тем, в результате незаконных действий ответчиков уничтожена исконная среда обитания животных и других организмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих охоту в данном охотничьем угодье согласно нормам действующего законодательства, на защиту окружающей среды от негативного воздействия. Противоправность действий ответчиков, их виновность в совершенном преступлении установлена приговором суда и не подлежит оспариванию и повторному доказыванию. Основания иска связаны с гражданско-правовыми последствиями преступления, в совершении которого ответчики признаны виновными. Таким образом, руководствуясь ст. 1064 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 56 Федерального закона «О животном мире», ст. 58 Федерального закона «Об охоте», Служба полагает о наличии правовых оснований для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности по возмещению причиненного вреда.

    Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно ст.42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются, в том числе: соблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Как следует из ст.1 Лесного кодекса РФ основными принципами лесного законодательства являются, в том числе сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение охраны и защиты лесов.

Согласно ст.16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах. В соответствии с пунктом 1 указанных Правил установлены единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах. Пунктом 39 тех же Правил предусмотрено, что невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также загрязнение лесов промышленными и иными отходами не допускается. Лица, допустившие нарушение требований Правил санитарной безопасности в лесах несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (п.53).

Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, предусмотрено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок от порубочных остатков.

Требования об очистке мест рубок от порубочных остатков одновременно с рубкой лесных насаждений содержится в пункте 61 Правил заготовки древесины, что утверждены приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ч.1 ст.77 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В силу ч.2 ст.99 Лесного кодекса РФ привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Часть 1 ст.100 ЛК РФ предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.100 ЛК РФ).

Приговором Заларинского районного суда Иркутской области от 14.04.2017 Мелкоступов Н.С., Суханкин А.Е., Чемезов В.И. признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.260 УК РФ и каждому из них назначено наказание в пределах санкции статьи, которое определено, с применением ст.73 УК РФ, условно с испытательным сроком в отношении каждого в 2 года.

Согласно ч.4 ст.61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых, последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

В силу ч. 2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В рамках уголовного судопроизводства общая сумма ущерба, причиненного незаконными действиями Мелкоступова Н.С., Суханкина А.Е., Чемезова В.И. составила 256 645руб. 42коп. Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам, размер ущерба определен в точном соответствии с вышеприведенной Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, и с применением такс для исчисления размера ущерба.

При этом, в соответствии с подлежащими применению нормами права и разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, вышеуказанные таксы и методики, утвержденные Правительством Российской Федерации, подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении. Иной способ определения размера ущерба используется только в случае, если отсутствуют утвержденные методики и таксы.

Сумма ущерба по совершенному преступлению установлена приговором суда в размере 256 645руб. 42коп., преступление было совершено согласно приговору в лесном массиве квартала выдела Технического участка Тыретского участкового лесничества территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству. Ущерб, причиненный лесному фонду РФ возмещен ответчиками в добровольном порядке. Приговор вступил в законную силу 25.04.2017.

Факт причинения ответчиками ущерба Российской Федерации незаконной рубкой лесных насаждений (нарушением лесного законодательства), установлен вступившим в законную силу приговором суда в отношении Мелкоступова Н.С., Суханкина А.Е., Чемезова В.И., которые при разрешении настоящего гражданского дела в указанной части имеют преюдициальное значение.

Судом установлено, что ответчиками Мелкоступовым Н.С., Суханкиным А.Е., Чемезовым В.И.вследствие незаконной рубки лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов в лесном массиве квартала выдела Технического участка Тыретского участкового лесничества территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству, расположенного в Заларинском районе Иркутской области, причинен вред охотничьим ресурсам в размере 48 869 руб. 18 коп., что подтверждается расчетом оценки вреда, произведенным Службой по охране и использованию животного мира Иркутской области (л.д.). Причиненный вред ответчиками до настоящего времени не возмещен и не оспорен.

Произведенный расчет вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания, причиненного рубками лесных насаждений выполнен на основании действующих нормативных актов, сторонами не оспорен и не вызывает у суда сомнений.

В соответствии с ч. 3 ст. ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В соответствии со ст.58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в действиях ответчиков имеют место нарушения лесного законодательства и иных нормативных правовых актов, которые и просит устранить прокурор, в силу чего, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с учетом требований закона и исходя из заявленных истцом требований государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков по 555руб. 36 коп. с каждого, всего в размере 1666руб. 08 коп. из расчета требований ст. 333.19 ч.1п.1 и ст. 333.20 ч.1 п.1 НК РФ.

На основании ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Заларинского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Заларинский район» к Мелкоступову Н.С., Суханкину А.Е., Чемезову В.И. о возложении обязанности уборки порубочных остатков в лесном массиве квартала, выдела, технического участка Тыретского участкового лесничества Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству, расположенного в Заларинском районе Иркутской области, образовавшихся в результате совершенного преступления путем укладки порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывания их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений с расстоянием между валами не менее 20 метров и взыскании в равных долях в бюджет муниципального образования «Заларинский район» ущерба, причиненного лесам в следствии незаконной рубки лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов) в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Возложить на Мелкоступова Н.С., Суханкина А.Е., Чемезова В.И. обязанность уборки порубочных остатков в лесном массиве квартала, выдела, технического участка Тыретского участкового лесничества Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству, расположенного в Заларинском районе Иркутской области, образовавшихся в результате совершенного преступления путем укладки порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывания их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений с расстоянием между валами не менее 20 метров.

Взыскать с Мелкоступова Н.С., Суханкина А.Е., Чемезова В.И. в равных долях по 16 289руб.73коп. с каждого, а всего 48 869 руб.18 коп., в бюджет муниципального образования «Заларинский район» ущерб, причиненный лесам в следствии незаконной рубки лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов) в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий в квартале, выдела, технического участка Тыретского участкового лесничества Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Заларинскому лесничеству, расположенного в Заларинском районе Иркутской области.

Взыскать с Мелкоступова Н.С., Суханкина А.Е., Чемезова В.И. государственную пошлину в доход муниципального образования «Заларинский район» в размере по 555руб. 36 коп. с каждого, всего в размере 1666 руб. 08 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    

    Судья Е.А. Егорова

2-362/2017 ~ М-316/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Заларинского района Иркутской области
Ответчики
Мелкоступов Николай Сергеевич
Суханкин Алексей Евгеньевич
Чемезов Владимир Ильич
Другие
Агентство лесного хозяйства Иркутской области
Администрация муниципального образования "Заларинский район"
Кулаков Алексей Владимирович
Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области
Суд
Заларинский районный суд Иркутской области
Судья
Егорова Елена Алексеевна
Дело на странице суда
zalarinsky--irk.sudrf.ru
23.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2017Передача материалов судье
28.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2017Судебное заседание
01.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2017Дело оформлено
14.02.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее