Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2018 года город Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.
при секретаре АБРОСИМОВОЙ К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле
гражданское дело № по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» о взыскании суммы вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 68.640 руб.,
У С Т А Н О В И Л:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор (с учетом уточненных в порядке ст.39 ГПК РФ) исковых требований обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» (далее ООО «СКС») о взыскании в доход государства в лице Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в счет возмещения вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, суммы в размере <данные изъяты>..
В судебном заседании представитель истца Панасов Н.М. уточненные исковые требования поддержал и пояснил суду, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой по информации, поступившей из департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара, проведена проверка исполнения физическими и юридическими лицами обязанности по возмещению ими вреда, причиненного окружающей среде в результате совершения правонарушений. В ходе рейдового обследования территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГ департаментом городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара установлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления путем сброса на почву. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Природная среда - совокупность компонентов природной среды (к примеру, земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы), природных (к примеру, естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства) и природно-антропогенных объектов (к примеру, объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение). Статьей 4 Закона № 7-ФЗ установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле). Частью 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву, а также размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям. В ходе планового рейдового обследования территории Советского внутригородского района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ департаментом зафиксирован факт транспортирования и размещения отхода производства и потребления - отходы грунта при проведении земляных работ (код ФККО 8 111 00 01 49 5) по адресу: <адрес>, пересечение <адрес> произведено путем сброса отхода из кузова транспортного средства - <данные изъяты> государственный номер № RUS. Владельцем вышеуказанного транспортного средство на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного с МП «Самараводоканал», является ООО «СКС». Должностным лицом ООО «СКС», ответственным за эксплуатацию транспортных средств в обществе является начальник автотранспортного цеха ООО «СКС» - ФИО2. Согласно объяснениям ФИО2, полученным в ходе опроса по делу об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что за рулем транспортного средства находился ФИО1, который по распоряжению ФИО2 был направлен для размещения отхода по вышеуказанному адресу в связи с переполнением места разгрузки на территории ООО «СКС». По данному факту департаментом составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении должностного лица - начальника автотранспортного цеха ООО «СКС» ФИО2 по ст. 8.2 КоАП РФ. Постановлением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. В соответствии с ч. 1 ст.77 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. ФИО2 осуществил сброс отходов на земельный участок в пределах границ городского округа Самара в связи с осуществлением им трудовых обязанностей в ООО «СКС». В ходе рассмотрения дела было установлено, что в ООО «СКС» образуются отходы грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, не загрязнённого опасными веществами (код ФККО 8 111 00 01 49 5). Указанные отходы относятся к 5 классу опасности. С учётом изложенного, сумма ущерба окружающей среде составляет <данные изъяты>. Согласно п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Поэтому просит взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» в доход государства в лице Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в счет возмещения вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, сумму в размере <данные изъяты>..
Представитель ответчика ООО «Самарские коммунальные системы» в судебное заседание не явился, хотя был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд считает, что уточненные исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется судом путем восстановления нарушенного права и возмещения убытков.
Как устанавливает статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», иными законами и нормативными правовыми актами об охране окружающей среды и о природопользовании.
В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» также разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Также в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» указано, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
Согласно статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле).
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву, а также размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.
Из материалов дела следует, что в ходе планового рейдового обследования территории Советского внутригородского района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара зафиксирован факт транспортирования и размещения отхода производства и потребления - отходы грунта, образовавшегося от землеройный работ, после их транспортировки на автомашине марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, непосредственно на почву земельного участка, расположенного в Советском внутригородском районе г.о. Самара, на пересечении <адрес> и <адрес>, то есть за пределами территорий, специально отведенных и оборудованных для этих целей.
Владельцем вышеуказанного транспортного средства на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного с МП «Самараводоканал», является ООО «СКС», то есть.
Из материалов дела следует, что Постановлением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ФИО2, как должностное лицо ООО «СКС», ответственное за эксплуатацию транспортных средств, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что в ООО «СКС» образуются отходы грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, не загрязнённого опасными веществами (код ФККО 8 111 00 01 49 5), в подтверждение чего представителем ответчика в ходе проведения досудебной подготовки были представлены Нормативы образования отходов, ООО «СКС» (л.д.62-69). Представленные ответчиком документы свидетельствуют о том, что в результате деятельности ООО «СКС», грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами (код отхода по ФККО 8 11100 01 49 5) относятся к 5 классу опасности.
Согласно пункта 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Согласно уточненного расчета, представленного истцом с учетом кода отхода по ФККО), сумма ущерба окружающей среде составляет <данные изъяты>.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах»). В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Проверив представленный расчет, суд находит его обоснованным, данный расчет суммы, подлежащей взысканию с ответчика в счет возмещения вреда, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, выполнен исходя из требований Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Стороной ответчика в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не представлено никаких доказательств в опровержение правильности этого расчета.
Таким образом, исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» в доход государства в лице Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> в счет возмещения вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, суммы в размере 68.640 руб. подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственную пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» в доход государства в лице Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> в счет возмещения вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, сумму в размере 68.640 руб..
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Самарские коммунальные системы» в доход государства государственную пошлину в размере 2.259 руб. 20 коп..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
председательствующий –