Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 июня 2017 года. с. Кинель-Черкассы.
Кинель-Черкасский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Попова В.В.,
с участием истца Плесовских Е.И.,
при секретаре Харченко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Плесовских <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в Кинель-Черкасском районе Самарской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, её назначение и выплату,
у с т а н о в и л :
Истец Плесовских Е.А. обратился в суд, в обоснование предъявленного иска в исковом заявлении указал, что он, как лицо, проработавшее на работах с тяжелыми условиями труда, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной пенсии ему было отказано, согласно протоколу, заседании комиссии по рассмотрению реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, специалистами пенсионного фонда в его специальный стаж не были включены периоды его работы: ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрогазосварщика <данные изъяты>
Отказ в назначении пенсии мотивирован тем, что документально не подтверждена его занятость в течение полного рабочего дня непосредственно в производстве, вопреки тому, что Списками №1 и №2 предусмотрено, что работники ремонтных служб, в том числе слесари - ремонтники вредных производств, пользуются теми же правами, что и основные работники технологического процесса.
Отказ в назначении досрочной пенсии также мотивирован тем, что основанием для назначения пенсии газоэлектросварщику, электрогазосварщику служат документы, подтверждающие постоянную занятость в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, необходимо подтвердить характер выполняемых им работ, постоянную занятость. Поскольку такие сведения не содержатся в трудовой книжке, поэтому необходимо дополнительными документами подтвердить льготный характер выполняемых работ, а такие документы не представлены.
В сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта отсутствует код льготной работы, а также, что указанные организации не стояли на учёте в Управлении пенсионного фонда РФ в Кинель-Черкасском районе как организации, имеющие профессии с вредными условиями труда.
С данным отказом он не согласен, считает его незаконным, так как согласно статье 66 Трудового кодекса РФ - трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек устанавливается Правительством РФ, работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника и вносить сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую работу и об увольнении работника.
В соответствии с Федеральным законом РФ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 года страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно п.п. 5 ч.1 ст. 30 указанного выше Закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Его трудовая деятельность отражена записями, выполненными в трудовой книжке, в его обязанности не входило представление сведений о коде индивидуального (персонифицированного) учета в систему индивидуального (персонифицированного) учета, постановку на учет организаций, которые имеют профессии с вредными условиями труда, поэтому считает, что отказ в назначении досрочной пенсии по этому основанию также нарушает его право на пенсионное обеспечение.
Время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26.01.1991 N 10.
Таким образом, спорные периоды работы истца засчитываются в специальный стаж по Списку N 2 от 26.01.1991 N 10 и по Списку N 2 от 22.08.1956 N 1173, указанные выше периоды работы в качестве слесаря-ремонтника вредного производства, сварщика, газоэлектросварщика, электрогазосварщика может засчитываться в специальный стаж. Периоды работы сварщиком могут быть засчитаны в специальный стаж без уточнения вида сварки.
Списком № 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, были предусмотрены профессии: "газосварщики и их подручные" и "электросварщики подручные".
Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1992 года N 10, предусмотрена профессия - "электросварщики ручной сварки", а также профессия «электрогазосварщики» занятые на резке и ручной сварке на полуавтоматических машинах, а также автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Мотивы органа пенсионного обеспечения о том, что исключенные периоды работы не могут быть засчитаны в специальный стаж, так как в индивидуальных сведениях персонифицированного учёта отсутствует код льготной работы, по его мнению, также нельзя признать заслуживающими внимания, исходя из следующего:
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работника, к которому также относится уплата страховых взносов как страхователем в Пенсионный фонд РФ.
Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страховщик (Пенсионный фонд РФ), страхователи (лица, производящие выплаты физических лицам, в том числе по трудовому договору, и др.) и застрахованные лица (лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование).
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом, представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Следовательно, работодатель по отношению к нему (истцу) являлся страхователем, в связи с чем обязан был уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за истца, как за застрахованное лицо, и представлять в пенсионный фонд необходимые сведения, подтверждающие льготный характер выполняемой истцом работы, никакими нормами такая обязанность на него не возлагается. Его трудовая деятельность отражена записями, выполненными в трудовой книжке, в его обязанности не входило представление сведений о коде индивидуального (персонифицированного) учета в систему индивидуального (персонифицированного) учета, постановку на учет организаций, которые имеют профессии с вредными условиями труда, поэтому считает, что отказ в назначении досрочной пенсии нарушает его право на пенсионное обеспечение.
Изложив в исковом заявлении указанные выше обстоятельства, истец просил (на момент предъявления иска) признать отказ пенсионного органа в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости необоснованным, признать за ним право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости исключенные периоды его работы, связанные с вредными условиями труда, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости: ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрогазосварщика <данные изъяты> обязать ответчика назначить и выплачивать ему досрочную трудовую пенсию по старости.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования, просил их не рассматривать в части включения в специальный стаж периодов работы <данные изъяты>, также уточнив требования, просил обязать ответчика назначить ему и выплачивать льготную пенсию с момента возникновения у него права на досрочное пенсионное обеспечение, в обоснование предъявленного иска дал объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнительно указал, что в периоды своей трудовой деятельности он никакой другой работы не выполнял, у него было специально оборудованное рабочее место, сварочный инвентарь, за ним был закреплен трактор со сварочным агрегатом.
Представитель ответчика – ГУ Управления пенсионного фонда РФ в Кинель-Черкасском районе Самарской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, представил ходатайство о рассмотрении делав в его отсутствие.
По правилам, установленным ст. 167 ГПК РФ лица, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. То есть обладатели субъективного гражданского права могут по общему правилу не только воспользоваться возможностями, которые заложены в субъективном праве, но и отказаться от их реализации.
Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
При таких обстоятельствах, а также с учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В порядке досудебной подготовки по делу представителем ответчика суду представлен письменный отзыв на предъявленный иск. <данные изъяты>
Выслушав объяснения истца, допросив свидетелей, проверив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:
Конституция Российской Федерации в статье 39 каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Часть 2 упомянутой выше нормы Конституции РФ указывает, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Нормы действующего в настоящее время Федерального закона РФ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 года и п.п. 5 ч.1 ст. 30 указанного выше Закона указывают, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имели страховой стаж не менее 25 лет.
При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26.01.1991 N 10.
Таким образом, спорные периоды работы истца засчитываются в специальный стаж по Списку N 2 от 26.01.1991 N 10 и по Списку N 2 от 22.08.1956 N 1173.
Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Кинель-Черкасском районе Самарской области с заявлением о назначении досрочной пенсии, по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации».
Орган пенсионного обеспечения протокольно рассмотрел заявление истца, 13.01.2016 года принял решение об отказе в назначении ему досрочной пенсии. (л. д. 12 – 14).
Из специального стажа истца органом пенсионного обеспечения были исключены периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрогазосварщика <данные изъяты>
Исключенные органом пенсионного обеспечения из специального стажа периоды работы истца в Средней Азии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год продолжительностью <данные изъяты> в качестве слесаря-монтажника, слесаря-ремонтника цеха с вредными условиями труда <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью ДД.ММ.ГГГГ в качестве слесаря-ремонтника цеха с вредными условиями труда <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью <данные изъяты> в качестве электросварщика <данные изъяты> истец не оспаривал.
Органом пенсионного обеспечения указано, что на момент подачи заявления специальный стаж работы истца составил <данные изъяты>, страховой стаж составил <данные изъяты>
Отказ в назначении пенсии мотивирован тем, что документально не подтверждена его занятость в течение полного рабочего дня непосредственно в производстве, вопреки тому, что Списками №1 и №2 предусмотрено, что работники ремонтных служб, в том числе слесари - ремонтники вредных производств, пользуются теми же правами, что и основные работники технологического процесса.
Отказ в назначении досрочной пенсии также мотивирован тем, что основанием для назначения пенсии газоэлектросварщику, электрогазосварщику служат документы, подтверждающие постоянную занятость в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, необходимо подтвердить характер выполняемых им работ, постоянную занятость. Поскольку такие сведения не содержатся в трудовой книжке, поэтому необходимо дополнительными документами подтвердить льготный характер выполняемых работ, а такие документы не представлены.
В сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта отсутствует код льготной работы, а также, что указанные организации не стояли на учёте в Управлении пенсионного фонда РФ в Кинель-Черкасском районе как организации, имеющие профессии с вредными условиями труда.
Списком 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР 22.08.1956 года N 1173 предусмотрены должности сварщика аргонной и атомно-водородной сварки, а также электросварщики и их подручные.
Списком N 2, утвержденным Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года "Об утверждении Списков производств, профессий должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" предусмотрена должность электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества, не ниже 3 класса опасности.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, включающий перечень производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Согласно упомянутому выше Списку, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются электросварщики ручной сварки (позиция 232000000-19906), электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-18183, 19756).
Министерство труда Российской Федерации Постановлением от 22.05.1996 года № 29 утвердило Разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет».
Согласно указанным выше Разъяснениям, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в <данные изъяты>
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. (пункт 5 Разъяснений).
Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет, правил исчисления выслуги для назначения пенсий было предоставлено Министерству труда РСФСР.
В порядке реализации этого права были даны разъяснения о порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 года N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года N 517, утвержденные приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 года N 3/235.
Время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров от 22 августа 1956 г. N 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10.
Списком № 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, были предусмотрены профессии: "газосварщики и их подручные" и "электросварщики подручные".
Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1992 года N 10, предусмотрена профессия - "электросварщики ручной сварки", а также профессия "электрогазосварщики занятые на резке и ручной сварке на полуавтоматических машинах, а также автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 опасности"
Наличие в одном наименовании профессии разных наименований рабочих профессий «сварщика», «электрогазосварщика» и «газоэлектросварщика», является совмещением профессий, предусмотренных Списком N 2 1956 года.
16.01.1985 года Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС № 17/2-54 утвержден «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих» /выпуск № 2/, где в разделе «сварочные работы» перечислены наименования профессий. При этом профессия «электросварщик» имеет более полное наименование, отражающее характеристику работы, например «газоэлектросварщик», «электросварщик ручной сварки», «электросварщик на автоматических машинах» и т.д.
Постановлением Минтруда РФ от 01.04.2003 года №15 «Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1, 2, 4, 5 и 7 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту /по старости/ на льготных условиях, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173.
При решении вопроса об отказе включения в специальный стаж периода работы истца до 01.01.1992 года, орган пенсионного обеспечения не принял во внимание названные выше разъяснения, что этот период работы имел место до издания указанных разъяснений, и не учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, согласно которой за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего до 01.01.1992 года не предусматривало дополнительной проверки постоянной занятости работника в течение полного рабочего дня на работах с условиями труда, предусмотренными списками.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 года № 258 н был утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, который определяет правила подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, статьей 27.1 и подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с настоящим Порядком подтверждению подлежат периоды (в том числе): работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, работы с тяжелыми условиями труда.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно ст. 13 ранее действующего Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ и пункта 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 555, периоды работы и (или) иной трудовой деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Свидетели ФИО8 и ФИО9 подтвердили факт работы истца в качестве газоэлектросварщика в колхозе <данные изъяты> в качестве газоэлектросварщика, <данные изъяты> то есть работу во вредных условиях труда, в своих показаниях прямо указали, что в периоды работы истца в колхозе (в последующем в связи с переименованием хозяйства), они также работали в колхозе, у истца было закрепленное за ним рабочее место, специальное оборудование, другой работы истец не выполнял, он работал полный рабочий день, приходилось работать и во внеурочное время.
В материалах пенсионного дела имеются справки архивного отдела Администрации Кинель-Черкасского района о работе истца в колхозе «Правда», СПК «Правда», выхододнях и получаемой заработной плате, количество отработанного времени, следовательно, данные периоды трудовой деятельности истца и льготный характер условий его труда подтверждены документально.
Также на запрос суда филиалом центрального архива Министерства обороны РФ Центрального военного округа Самары представлены сведения о работе истца в качестве газоэлектросварщика <данные изъяты>
Филиалом «Самарский « Акционерного общества «Славянка» представлена справка, уточняющая характер работы или условий труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда в качестве электрогазосварщика ОАО «Славянка». <данные изъяты>
Кроме того, факт работы истца подтверждается данными, внесенными в трудовую книжку истца, которая является основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина. <данные изъяты>
Закрепляя в Федеральном законе «О страховых пенсиях в Российской Федерации», а также в ранее действовавшем Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий, и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста с работой в определенной сфере профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются характер работы, функциональные обязанности лиц, работающих на определенных должностях.
При таком положении у суда имеются достаточные основания для вывода о том, что представленные истцом суду доказательства с бесспорной очевидностью свидетельствуют о занятости истца не менее 80 процентов рабочего времени в спорные периоды его работы.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 N 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (ч.1), 2, 18, 54 (ч.1), 55(ч.2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в ст. 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Аналогичная норма установлена п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Однако до принятия изменений в п. 3 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" каких-либо ограничений в способах доказывания характера работ пенсионное законодательство не содержало, поэтому суд принимает во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, поскольку названное выше положение на правоотношения, возникшие до 01.01.2010, не распространялось.
В связи с чем, суд считает, что отсутствие у истца возможности представить дополнительные доказательства и документы, подтверждающие характер его работы, не может служить основанием для отказа во включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, спорных периодов работы после 01.01.1992, поскольку факт работы истца в тяжелых условиях труда в эти периоды достоверно установлен судом на основании совокупности доказательств.
Отсутствие необходимых документов в архивах не по вине работника, не может служить основанием для отказа включения спорных периодов работы в льготный трудовой стаж и досрочном назначении трудовой пенсии.
Кроме того, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ представителем ответчика, кроме доводов отзыва, не представлено доказательств того, что работа истца в спорные периоды не являлась для него основной работой, как и не представлено доказательств, что истец был принят на работу на условиях неполного рабочего времени.
Мотивы органа пенсионного обеспечения о том, что исключенные периоды работы не могут быть засчитаны в специальный стаж, так как в индивидуальных сведениях персонифицированного учёта отсутствует код льготной работы нельзя признать состоятельными и заслуживающими внимания, исходя из следующего:
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работника, к которому также относится уплата страховых взносов как страхователем в Пенсионный фонд РФ.
Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страховщик (Пенсионный фонд РФ), страхователи (лица, производящие выплаты физических лицам, в том числе по трудовому договору, и др.) и застрахованные лица (лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование).
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом, представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.
Статьей 19 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 года N 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования».
Согласно п. 27 Инструкции каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица.
Сведения о заработной плате (доходе) и начисленных и уплаченных страховых взносах за застрахованных лиц представляются на основании данных бухгалтерского учета.
Сведения о страховом (трудовом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.
В соответствии с пунктом 35 Инструкции территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов федерального казначейства.
По требованию территориального органа страхователь представляет дополнительные сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Пунктом 36 Инструкции установлено, что страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные (корректирующую или отменяющую форму).
В соответствии с абзацем 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Следовательно, работодатель по отношению к истцу являлся страхователем, в связи с чем обязан был уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за истца, как за застрахованное лицо, и представлять в пенсионный фонд необходимые сведения, подтверждающие льготный характер выполняемой истцом работы, никакими нормами такая обязанность на истца не возлагается.
Статья 12 ГК РФ закрепляет способы защиты гражданских прав и указывает, что их защита осуществляется путем: признания права, пресечения действий, нарушающих право либо создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» указал, что в силу статьи 157 ГПК РФ одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие либо отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение правильного рассмотрения и разрешения дела.
На основании ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 года в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В силу статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При наличии перечисленных выше установленных судом обстоятельств, суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению в заявленном истцом объеме, оснований для отказа в удовлетворении предъявленного иска суд не находит.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 320, 321 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить, признать необоснованным отказ Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в Кинель-Черкасском районе Самарской области в назначении Плесовских <данные изъяты> досрочной страховой пенсии по старости.
Признать за Плесовских <данные изъяты> право на получение досрочной страховой пенсии по старости, включив в специальный стаж период его работы с <данные изъяты> в качестве электрогазосварщика <данные изъяты>
Обязать Государственное Учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в Кинель-Черкасском районе Самарской области назначить и выплачивать Плесовских <данные изъяты> досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения у него права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение 1 месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Кинель-Черкасский районный суд Самарской области.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>