Судья Павлова Е.В. Дело № 33а-12479/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 апреля 2017 г. г. Краснодар
судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе
председательствующего судьи Ефименко Е.В.
судей Песецкой С.В., Борисихиной С.А.,
по докладу судьи Песецкой С.В.,
при секретаре < Ф.И.О. >4,
с участием прокурора < Ф.И.О. >5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело с апелляционными жалобами представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Лысенко А.А. и представителя администрации МО г. Краснодар по доверенности Малова А.А. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 15февраля 2017 года о признании действий незаконными и обеспечении лекарственным препаратом,
Установила:
И.о. прокурора Краснодарского края Бабаев И.А. обратился в Первомайский районный суд г. Краснодара в интересах несовершеннолетнего <...> с иском к Министерству здравоохранения Краснодарского края, администрации МО г. Краснодар о признании действий незаконными и обеспечении лекарственным препаратом.
Заявленные требования мотивировал тем, что несовершеннолетний <...>., <...> года рождения, имеет редкое заболевание - <...> <...> типа /<...>/, которое носит прогрессирующий характер и приводит к ранней тяжелой инвалидизации и потере способности к самообслуживанию, инвалидность установлена с <...> года на срок до <...> года. <...> необходимо еженедельное внутривенное введение ферментозаместительного препарата «<...> в дозе не менее <...> мг/кг/введение. Данный препарат импортного производства рекомендован в связи с отсутствием отечественных лекарственных препаратов для лечения заболевания.
Как указано в иске, Министерством здравоохранения Краснодарского края отказано матери несовершеннолетнего <...> - <...>. в обеспечении ее ребенка указанным препаратом по мотивам отсутствия в законодательстве процедуры закупки незарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов, рекомендовано обратиться в благотворительный фонд.
Прокуратурой края 07.11.2016 года министру здравоохранения края внесено представление об устранении нарушений законодательства о лекарственном обеспечении населения с требованием об организации закупки препарата для Баженова Е.Е. В удовлетворении требований прокурору отказано письмом от 07.12.2016 года.
В связи с изложенным, просил суд признать незаконными действия Министерства здравоохранения Краснодарского края, администрации муниципального образования город Краснодар, выразившиеся в отказе в обеспечении <...> лекарственным препаратом <...> обязать Министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить Баженова <...>, <...> года рождения, бесплатно за счет средств бюджета Краснодарского края необходимым по жизненным показаниям лекарственным препаратом <...>» в соответствии с назначенным объемом лечения на постоянной основе, путем доведения муниципальному образованию город Краснодар в объеме, необходимом для закупки препарата, субвенций в порядке, установленном Законом Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», обязать муниципальное образование город Краснодар осуществить закупку лекарственного препарата <...>» для <...>, <...> года рождения, а также обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании суда первой инстанции, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан, законностью правовых актов управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Краснодарского края Гетманская Я.А. и старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Краснодарского края Савушкина О.Н., заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить в полном объеме.
Законный представитель лица, в интересах которого подано исковое заявление, - Баженова В.Н. настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель Министерства здравоохранения Краснодарского края ЛысенкоА.А. против удовлетворения иска возражал, просил отказать в удовлетворении, по основаниям, изложенным в возражении.
Представитель администрации Краснодарского края – Василенко В.В., в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований.
Заинтересованное лицо - представитель Министерства экономики Краснодарского края Красавин И.В., действующий по доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители Института педиатрии ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации и ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени И.П.Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явились
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 15февраля 2017 года исковые требования и.о. прокурора Краснодарского края Бабаев И.А. удовлетворены. Суд признал незаконными действия Министерства здравоохранения Краснодарского края, администрации муниципального образования город Краснодар, выразившиеся в отказе в обеспечении несовершеннолетнего <...> лекарственным препаратом <...>». Обязал Министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить <...>, <...> года рождения, бесплатно за счет средств бюджета Краснодарского края необходимым по жизненным показаниям лекарственным препаратом <...> в соответствии с назначенным объемом лечения на постоянной основе путем доведения муниципальному образованию город Краснодар в объеме, необходимом для закупки препарата, субвенций в порядке, установленном Законом Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы». Также, обязал администрацию муниципального образования город Краснодар осуществить закупку лекарственного препарата <...>» для <...>, <...> года рождения.
Не согласившись с данным решением, представитель Министерства здравоохранения Краснодарского края и представитель администрации МО г. Краснодар, обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение Первомайского районного суда от 15февраля 2017 года отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу, прокуратура Краснодарского края просила оставить обжалуемое решение без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации МО г. Краснодар, представитель Министерства экономики Краснодарского края, представитель ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова» и представитель института педиатрии ФГАУ «Научный центр здоровья детей», извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения жалобы, не явились.
С учетом наличия надлежащего извещения сторон, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно ч. 1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, возражений на нее, выслушав представителяМинистерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Лысенко А.А., полагавшего необходимым отменить решение, представителя Краснодарского филиала ПАО «Фармацевтический импорт, экспорт» по доверенности Дытынченко К.А., считавшего решение законным,а также заключение прокурора <...>., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения Первомайского районного суда.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплена гарантия каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Статьей 38 Конституции РФ предусматривается, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», государство обеспечивает гражданам охрану здоровья, приоритет охраны здоровья детей.
Исходя из Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалиды относятся к категории федеральных льготников. Обеспечение инвалидов, в том числе детей-инвалидов лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года № 17-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьями 4.1, 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача /фельдшера/ необходимыми лекарственными средствами.
Кроме того, к полномочиям Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» предусмотрено, что дети-инвалиды обеспечиваются всеми необходимыми лекарственными средствами за счет бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 37 ФЗ от 21.11.2011 года № 323-ФЗ, назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний /по жизненным показаниям/ по решению врачебной комиссии.
Частью 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охран здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Согласно ч. 2 ст. 83 вышеназванного Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи /в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования/.
Кроме того, как указано в определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2008 года № 676-0- П, правовое регулирование оборота лекарственных средств на территории Российской Федерации рассчитано на удовлетворение массовой потребности в лекарственных средствах, не содержит механизма приобретения и правомерного использования лицами, страдающими редкими заболеваниями, необходимых для их лечения препаратов, которые не производятся в Российской Федерации и не прошли государственную регистрацию.
Как усматривается из материалов дела, несовершеннолетний <...>страдает редким заболеванием - <...> типа /<...>/. Данный факт подтверждается заключением консилиума врачей Научно-исследовательского клинического института педиатрии ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова» Министерства здравоохранения России от 19.08.2015 года № <...> заключением врачебной комиссии МБУЗ Городская поликлиника <...> управления здравоохранения администрации муниципального образования г.Краснодар от 03.09.2015 года <...>
01.01.2017 года <...> повторно установлена группа инвалидности -категория «ребенок-инвалид» на срок до <...> года.
Как следует из заключения консилиума ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации в связи с тяжелым состоянием и быстрым прогрессированием заболевания по жизненным показаниям ребенку необходимо еженедельное внутривенное введение ферментозаместительного препарата «<...>
Данное обстоятельство подтверждается также заключением МБУЗ городская поликлиника № <...> управления здравоохранения администрации муниципального образования г.Краснодар, согласно которому препарат «<...> является для <...>. жизненно необходимым и замене не подлежит.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что препарат «<...> по своему лекарственному воздействию на сегодняшний день является единственным препаратом, применяемым для лечения заболевания несовершеннолетнего <...>. Отсутствие обеспечения данным лекарственным препаратом приведет к ухудшению состояния здоровья ребенка.
Однако, Министерством здравоохранения Краснодарского края отказано законному представителю несовершеннолетнего <...> – <...> в бесплатном обеспечении указанным лекарственным препаратом. Отказывая в обеспечении лекарственными средствами, Министерство указало причиной то, что в лекарственном обеспечении препаратом «Вимизим» отказано по мотивам отсутствия в законодательстве процедуры закупки не зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов, рекомендовано обратиться в благотворительный фонд.
Не согласившись с данным отказом, представитель несовершеннолетнего <...> – мать <...> обратилась в прокуратуру Краснодарского края с заявлением, в котором просила обратиться в суд в защиту интересов и нарушенных прав ее несовершеннолетнего сына для предоставления своевременной медицинской помощи. В виду обеспечения ее ребенка рекомендованным по медицинским /жизненным/ показаниям лекарственным препаратом «<...>».
Прокуратурой Краснодарского края проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении, по результатам которой выявлены нарушения, касающиеся лекарственного обеспечения детей-инвалидов.
В связи с этим Министру здравоохранению Краснодарского края вынесено представление от 09.11.2016 г. о незамедлительном принятии мер к устранению нарушений законодательства и недопущению их впредь, организовав закупку лекарственного препарата по жизненным показаниям для <...>
Письмом от 07.12.2016 года Министерство здравоохранения Краснодарского края в удовлетворении требований прокурора отказала. В обоснование отказа указали, что лекарственныё препарат «Вимизим» отсутствует в соответствующих перечнях.
Согласно п. 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 г. № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В нормативных правовых актах не содержится запрета предоставления лекарственного препарата, не предусмотренного перечнем и стандартом оказания медицинской помощи для конкретного вида заболевания, с отнесением этого вопроса на разрешение врачебной комиссии лечебного учреждения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции о необходимости в обеспечении несовершеннолетнего лекарственным препаратом по медицинским показаниям, в необходимом объеме и в полном соответствии с рекомендациями лечащего врача, до отмены препарата по медицинским показаниям.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что заболевание <...> не включено в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких /орфанных/ заболеваний, не может быть признано судебной коллегией обоснованным, так как полностью опровергается материалами дела.
Кроме того, 30.10.2015 года Минздравом РФ выдало президенту ПАО «Фармимекс» разрешение на ввоз незарегистрированного лекарственного препарата «<...> предназначенного для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям для оказания медицинской помощи <...>.
Факт ввоза незарегистрированного препарата <...>», предназначенного для оказания помощи <...> по мнению суда, также является основанием для принятия ответчиком мер по обеспечению ребенка необходимым лекарством.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, у ответчика не имелось оснований для отказа в предоставлении обеспечения лекарственным препаратом, необходимым <...>. по жизненным показаниям.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку, лекарственные препараты не зарегистрированы в Российской Федерации и не включены в Государственный реестр лекарственных средств, не основаны на законе.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не дают оснований предполагать о неполном исследовании обстоятельств дела, и их неправильной оценке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Вместе с тем, судом первой инстанции исковое заявление и.о. прокурора Краснодарского края Бабаева И.А. в интересах несовершеннолетнего Баженова Е.Е. было неправомерно рассмотрено в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданскогопроцессуального кодекса Российской Федерации /далее - ГПК РФ/, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления /статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации /далее - ГК РФ/, споры о признании таких актов недействительными /незаконными/, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Однако, указанное нарушение не может служить основанием для признания незаконным правильного по своей сути решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 28апреля 2016 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 15февраля 2017 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Лысенко А.А. и представителя администрации МО г. Краснодар по доверенности Малова А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивировочная часть апелляционного определения изготовлена 26.04.2017 года