РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2020 года г. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Попова О.А., при секретаре – Никулиной Е.Б.,
с участием: истца – Понксева М.А., представителя истца по устному ходатайству с приложением копии диплома – Щипанова А.В., представителя заинтересованного лица - главы с.п. Пискалы Костыгова К.А. по удостоверению,
рассмотрев материалы административного дела № 2а-259/2020 по иску Понксева Максима Александровича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об оспаривании уведомления об отказе в согласовании строительного объекта заявленным параметрам, обязании согласовать параметры строительного объекта,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Понксев М.А. обратился в Ставропольский районный суд с указанным заявлением и просил:
- признать незаконным уведомление главы муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ;
- обязать ответчика по вступлению решения суда в законную силу направить истцу уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № площадью 1035,00 кв.м с местоположением: <адрес> (далее земельного участка).
Требования иска мотивированы тем, что оспариваемым уведомлением главы муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ нарушено его право на использования земельного участка по назначению для целей индивидуального жилищного строительства ввиду принятия после приобретения им земельного участка Правил землепользования и застройки с.п. Пискалы.
Согласно оспариваемому уведомлению земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне Ж8, предполагающей подготовку документации по планировке территории.
В силу Правил землепользования и застройки с.п. Пискалы на указанной территории основным видом ее разрешенного использования является индивидуальное жилищное строительство, что соответствует виду разрешенного использования территориальной зоны Ж8.
Истец намерен возвести на земельном участке объект индивидуального жилищного строительства, но уведомление администрации района препятствует в этом.
В судебном заседании истец и его предстаивтель заявленные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Также просили восстановить пропущенный на 8 дней срок на подачу иска ввиду финансовых затруднений истца на оплату услуг юриста для подачи иска.
Ранее истец пояснял, что в его собственности находится более 30 земельных участков в массиве «Ванино» с. Пискалы, за которые он несет бремя содержания. При этом, ответчиком ранее принимались положительные решения по строительству на участках на спорной территории. Полагает, его права нарушены, т.к. он использует участок по назначению.
Представитель административного ответчика исковые требования в судебном заседании не признал, представлен отзыв, аналогичный отказу в предоставлении земельного участка.
Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения Пискалы муниципального района Ставропольский Самарской области в судебном заседании просил в иске отказать, поддержав позицию представителя ответчика.
Пояснил, что документация по планировке спорной территории отсутствует, ее разработка предполагает для сельского поселения огромные затраты, которые необходимо предусматривать заранее. Пока ничего не планировалось.
Когда возник вопрос по указанному массиву, он устно людям все объяснял, как и возможности внесения в Правила землепользования и застройки с.п. Пискалы по указанной зоне изменений. Однако, никаких заявлений по этому вопросу не поступило.
Прерогатива внесения изменений в Правила землепользования и застройки с.п. Пискалы лежит на поселении, а не администрации района.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, считает необходимым отказать в иску ввиду следующих обстоятельств.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.9,11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Анализируя доводы стороны истца о пропуске срока на обращение с иском на 8 (восемь) дней, свидетельствующие об отсутствии финансовых средств на юриста для подготовки иска в суд, суд полагает их несостоятельными, поскольку как установлено в судебном заседании из пояснений истца, в его собственности находится более 30 земельных участков в массиве «Ванино» с. Пискалы, за которые он несет бремя содержания.
Представленная суду справка о доходах за 2019 г. не свидетельствует о плохом финансовом положении истца в спорный период (с 02.09.2019 по 02.12.2019), как и наличие кредитного договора, ежемесячные платежи по которому более месячного дохода истца, что вызывает сомнение в реальных доходах последнего исходя из справки 2НДФЛ.
Приказ о направлении истца в командировку в период с 21.11.2019 по 02.12.2019 подписан самим истцом как генеральным директором ОАО ТД «Континет», при этом, билеты на проезд, документы о проживании в <адрес> не представлены, что вызывает сомнение в фактическом нахождении в командировке.
Таким образом, суду не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение с данным иском.
Кроме этого материалами дела установлено, что истцом Понксевым М.А. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в Управления Росреестра по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ, приобретен спорный земельный участок с кадастровым номером № площадью 1035,00 кв.м, с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, с местоположением: <адрес>
На указанном участке истец решил возвести жилой дом, направив ответчику ДД.ММ.ГГГГ соответствующее уведомление планируемом строительстве, эскиз проекта планировки территории, согласованный главой с.п. Пискалы Костыговым К.А.
Однако, уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального района Ставропольский Самарской области направила Понксеву М.А. уведомление о несоответствие параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, поскольку земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки с.п. Пискалы, утвержденных решением собрания представителей с.п. Пискалы № от ДД.ММ.ГГГГ, отнесен к территориальной зоне Ж8 (зона комплексной застройки), предполагающей обязательную подготовку документации по планировке территории.
Также истцом представлены доказательства того, что в отношении аналогичного <адрес> – соответствующее уведомление от ДД.ММ.ГГГГ и выписку Управления Росреестра по Самарской области.
Указанное уведомление ответчика истец считает верным, а оспариваемое – нарушающим его права собственника, использующего земельный участок по назначению.
Согласно Правилам землепользования и застройки с.п. Пискалы, утвержденных решением собрания представителей с.п. Пискалы № от ДД.ММ.ГГГГ, зона Ж8- зона комплексной застройки предназначена для обеспечения правовых условий формирования перспективных жилых районов на основании подготовленных и утвержденных в порядке, предусмотренном действующим законодательством о градостроительной деятельности и настоящими Правилами, документации по планировке территории с размещением объектов общественного, делового назначения, инженерной и транспортной инфраструктуры.
В силу ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации 1. нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах, в том числе:
- обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории;
- осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории,
- участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.
Согласно ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка наряду с другими правами вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу п. ч.7 ст. 5.1. Градостроительного Кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, п.8 ст.36 Градостроительного Кодекса Российской Федерации свидетельствуют о том, что строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Анализируя приведенные нормы, представленные доказательства, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что администрация муниципального района Ставропольский Самарской области при принятии оспариваемого решения руководствовалась требованиями вышеуказанных норм.
При этом, до обращения в суд, истец не предпринимал мер к оспариванию либо внесению изменений в Правила землепользования и застройки с.п. Пискалы в отношении территории расположения своего земельного участка, на основании которых ответчиком принято решение.
Доводы истца о том, что ранее возведенные им жилые дома зарегистрированы Управлением Росреестра по Самарской области, что подтверждается выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом с кадастровым номером № площадью 1035,00 кв.м с местоположением: <адрес> и уведомлением ответчика, не могут являться безусловным основанием для признания оспариваемого уведомления незаконным.
Руководствуясь статьями 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Понксева Максима Александровича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.01.2020.
Судья - подпись
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья
УИД 63RS0027-01-2019-003853-35