Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-769/2021 ~ М-4737/2020 от 28.12.2020

63RS0039-01-2020-006013-16

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 марта 2021 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-769/2021 по административному исковому заявлению Фирсова Дмитрия Витальевича об оспаривании действий Управления Росреестра по Самарской области,

установил:

Фирсов Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра по Самарской области по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на земельный участок.

В обоснование заявления указано, что на состоявшихся 24.10.2019 публичных слушаниях по вопросам изменения Генерального плана г.о. Самары истец возражал против установления границы Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества в границах г.о. Самары. Ему было разъяснено, что установление границ лесничества не является предметом изменений Генерального плана г.о. Самара. В целях пресечения утверждения недостоверной информации как нормативной Фирсов Д.В. обратился с исковым заявлением в Ленинский районный суд г.Самары (дело №2а-5695/19), который также установил, что указанные им сведения не являются предметом утверждения Генерального плана г.о. Самары и последующих действий по изменению Генерального плана г.о. Самара, в связи с чем отказал в иске. Случайно в июле 2020 года истец узнал из публичной кадастровой карты, что недостоверные сведения, о которых он предупреждал на публичных слушаниях, стали нормативными и обязательными к исполнению. Категория земель в границах г.о. Самары в п. Прибрежный изменена с категории земель населенных пунктов на категорию земель лесного фонда. Недостоверные сведения, содержащиеся в обосновании изменений в Генеральный план г.о. Самары стали сутью и содержанием нормативного документа, а именно, сведений ЕГРН (земельный участок с КН ), которые были внесены на основании приказа Министерства лесного хозяйства и природопользования Самарской области №3 от 15.01.2018. Считает действия Управления Росреестра по Самарской области по регистрации земельного участка с кадастровым номером нарушающими его право на получение достоверной информации. Основания для регистрации земель лесного фонда на территории г.о. Самара, а именно, кварталов 18, 26, 35, 36, 47, 48, 61, 62, 82, 83, 101-103, 119-123, 133-140, 143-148, общей площадью 2922 га Задельненского лесничества Ново-Буянского ЛПХ в Красноглинском внутригородском районе г.о.Самара отсутствуют. Изменение категории земли произошло незаконно, в обход установленных процедур. Использование земельного участка, относящегося одновременно к землям населенных пунктов и землям лесного фонда, невозможно и является недопустимым. Административным ответчиком при совершении оспариваемого действия не проведена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; не произведена проверка ранее зарегистрированных прав на земельный участок с кадастровым номером ; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на данный земельный участок произведена без надлежащего законного обоснования и проведения процедуры, установленной законодательством.

Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконными действия административного ответчика по государственной регистрации земельного участка с кадастровым номером и изменению категории земли с земель населенного пункта г.о. Самара муниципального подчинения на категорию земель государственного лесного фонда федерального подчинения на указанном участке; снять с государственного кадастрового учета и прекратить государственную регистрацию прав на земельный участок с кадастровым номером , возвратить запись к исходному состоянию - муниципальные земли г.о. Самара, категория земель: земли населенных пунктов (учетный номер 105 58143, запись ЕГРН от 13.10.2011).

В судебном заседании административный истец, его представитель Малков М.М. требования поддержали, дали пояснения аналогичные изложенным в административном иске, возражениях на письменный отзыв административного ответчика.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области по доверенности Булатова А.Р. возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по доверенности Опритов Л.В. просил в иске отказать, указав, что изложенным в иске обстоятельствам и доводам ранее давалась оценка судами, нахождение спорных земель в границах г.о. Самара не означает их безусловное отнесение к категории земель населенных пунктов, генеральный план, определивший границы г.о.Самара, не был согласован с Рослесхозом, что установлено вступившим в законную силу решением Красноглинского районного суда г. Самара от 02.06.2017 по делу №2а-695/2017.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно статье 14 названного Закона государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статья 26 Федерального закона N 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым в государственной регистрации прав может быть отказано.

Из материалов дела следует, что в кадастре ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с категорией земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - осуществление рекреационной деятельности, с кадастровым номером , площадью 23 169 365 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>.

По сведениям реестра недвижимости ЕГРН в отношении данного земельного участка зарегистрировано право собственности Российской Федерации (запись № от 27.02.2020).

Из материалов реестрового дела следует, что государственный кадастровый учет и регистрация права собственности за Российской Федерацией на земельный участок с кадастровым номером проведена на основании заявления №63/001/504/2019-373 от 26.12.2019, поданного представителем Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

В качестве основания для осуществления кадастрового учета представлен межевой план от 13.12.2019, подготовленный кадастровым инженером Архиповым В.И.

Межевой план подготовлен на основании приказов Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области №444 от 21.10.2014 и №3 от 15.01.2018.

Приказом Министерства №444 от 21.10.2014 образован земельный участок из состава земель лесного фонда, имеющий местоположение: <адрес>, площадью 2665 га согласно прилагаемой схеме расположения границ земельного участка. Видом использования образуемого земельного участка установлен лесной участок.

Приказом Министерства №3 от 15.01.2018 внесены изменения в Приказ №444 от 21.10.2014, в соответствии с которыми образованы два земельных участка из состава земель лесного фонда:

- площадью 102 га, имеющий местоположение: <адрес>;

- площадью 2369,5 га, имеющий местоположение: <адрес> согласно прилагаемым схемам.

Представленный межевой план явился основанием для постановки заявленного земельного участка на государственный кадастровый учет.

После приостановления учетно-регистрационных действий земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера и одновременно проведена государственная регистрация права собственности за Российской Федерацией.

Право собственности Российской Федерации на данный земельный участок зарегистрировано на основании п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, согласно которому лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, вопреки доводам административного истца, Управление не изменяло категорию земельного участка. Участок изначально относился к землям лесного фонда и в качестве такого был поставлен на кадастровый учет.

Оспаривая действия административного ответчика по регистрации спорного земельного участка, истец ссылается на то, что земельный участок включен в границы территории г.о.Самара, следовательно, не может относиться к землям лесного фонда. Данные доводы неоднократно являлись предметом оценки судов, в том числе по делам с участием административного истца.

В соответствии с п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе, земли населённых пунктов и земли лесного фонда.

Согласно ст. 6.1 Лесного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 2, 3, 4 ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. Лесничества создаются на землях: 1) лесного фонда; 2) обороны и безопасности, на которых расположены леса; 3) населенных пунктов, на которых расположены леса; 4) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 8 Земельного кодекса РФ устанавливает, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса.

Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа.

Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.2010 года N 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства.

Вступившим в законную силу решением Красноглинского районного суда г. Самара от 02.06.2017 по делу №2а-695/2017 установлено, что генеральный план г.о. Самара, утвержденный решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 N539, предусматривающий включение в границы населенных пунктов г.о. Самара ряда земель лесного фонда, в установленном законом порядке с Рослесхозом согласован не был.

Исходя из изложенного, нахождение земельного участка в территориальных границах населенного пункта не свидетельствует о безусловном отнесении участка к категории земель населенных пунктов. Данное обстоятельство не изменяет его статуса земель лесного фонда, но является основанием для перевода в земли других категорий.

Перевод спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по согласованию с его собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти не произведен. Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2019 по делу №А55-22169/2018, одним из участвующих лиц в котором являлся Фирсов Д.В.

Таким образом, регистрирующим органом в ЕГРН внесены сведения о существующем статусе земельного участка. Административным истцом не приведено оснований, по которым регистрирующий орган должен был отказать в проведении государственного кадастрового учета и регистрации права.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку действия административного ответчика по осуществлению государственного кадастрового учета и регистрации права соответствуют требованиям действующего законодательства и права и законные интересы административного истца не нарушают.

Требования о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета и прекращении государственной регистрации права как производные от основного требования также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Фирсова Дмитрия Витальевича к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконными действий, снятии земельного участка с кадастрового учета и прекращении государственной регистрации права собственности на земельный участок – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 22.03.2021.

2а-769/2021 ~ М-4737/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фирсов Д.В.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Малков М.М.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
28.12.2020Регистрация административного искового заявления
28.12.2020Передача материалов судье
30.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.01.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.02.2021Предварительное судебное заседание
17.02.2021Судебное заседание
05.03.2021Судебное заседание
22.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее