63RS0039-01-2020-006013-16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 марта 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-769/2021 по административному исковому заявлению Фирсова Дмитрия Витальевича об оспаривании действий Управления Росреестра по Самарской области,
установил:
Фирсов Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра по Самарской области по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на земельный участок.
В обоснование заявления указано, что на состоявшихся 24.10.2019 публичных слушаниях по вопросам изменения Генерального плана г.о. Самары истец возражал против установления границы Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества в границах г.о. Самары. Ему было разъяснено, что установление границ лесничества не является предметом изменений Генерального плана г.о. Самара. В целях пресечения утверждения недостоверной информации как нормативной Фирсов Д.В. обратился с исковым заявлением в Ленинский районный суд г.Самары (дело №2а-5695/19), который также установил, что указанные им сведения не являются предметом утверждения Генерального плана г.о. Самары и последующих действий по изменению Генерального плана г.о. Самара, в связи с чем отказал в иске. Случайно в июле 2020 года истец узнал из публичной кадастровой карты, что недостоверные сведения, о которых он предупреждал на публичных слушаниях, стали нормативными и обязательными к исполнению. Категория земель в границах г.о. Самары в п. Прибрежный изменена с категории земель населенных пунктов на категорию земель лесного фонда. Недостоверные сведения, содержащиеся в обосновании изменений в Генеральный план г.о. Самары стали сутью и содержанием нормативного документа, а именно, сведений ЕГРН (земельный участок с КН №), которые были внесены на основании приказа Министерства лесного хозяйства и природопользования Самарской области №3 от 15.01.2018. Считает действия Управления Росреестра по Самарской области по регистрации земельного участка с кадастровым номером № нарушающими его право на получение достоверной информации. Основания для регистрации земель лесного фонда на территории г.о. Самара, а именно, кварталов 18, 26, 35, 36, 47, 48, 61, 62, 82, 83, 101-103, 119-123, 133-140, 143-148, общей площадью 2922 га Задельненского лесничества Ново-Буянского ЛПХ в Красноглинском внутригородском районе г.о.Самара отсутствуют. Изменение категории земли произошло незаконно, в обход установленных процедур. Использование земельного участка, относящегося одновременно к землям населенных пунктов и землям лесного фонда, невозможно и является недопустимым. Административным ответчиком при совершении оспариваемого действия не проведена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; не произведена проверка ранее зарегистрированных прав на земельный участок с кадастровым номером №; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на данный земельный участок произведена без надлежащего законного обоснования и проведения процедуры, установленной законодательством.
Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконными действия административного ответчика по государственной регистрации земельного участка с кадастровым номером № и изменению категории земли с земель населенного пункта г.о. Самара муниципального подчинения на категорию земель государственного лесного фонда федерального подчинения на указанном участке; снять с государственного кадастрового учета и прекратить государственную регистрацию прав на земельный участок с кадастровым номером №, возвратить запись к исходному состоянию - муниципальные земли г.о. Самара, категория земель: земли населенных пунктов (учетный номер 105 58143, запись ЕГРН от 13.10.2011).
В судебном заседании административный истец, его представитель Малков М.М. требования поддержали, дали пояснения аналогичные изложенным в административном иске, возражениях на письменный отзыв административного ответчика.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области по доверенности Булатова А.Р. возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по доверенности Опритов Л.В. просил в иске отказать, указав, что изложенным в иске обстоятельствам и доводам ранее давалась оценка судами, нахождение спорных земель в границах г.о. Самара не означает их безусловное отнесение к категории земель населенных пунктов, генеральный план, определивший границы г.о.Самара, не был согласован с Рослесхозом, что установлено вступившим в законную силу решением Красноглинского районного суда г. Самара от 02.06.2017 по делу №2а-695/2017.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно статье 14 названного Закона государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статья 26 Федерального закона N 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым в государственной регистрации прав может быть отказано.
Из материалов дела следует, что в кадастре ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с категорией земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - осуществление рекреационной деятельности, с кадастровым номером №, площадью 23 169 365 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>.
По сведениям реестра недвижимости ЕГРН в отношении данного земельного участка зарегистрировано право собственности Российской Федерации (запись №№ от 27.02.2020).
Из материалов реестрового дела следует, что государственный кадастровый учет и регистрация права собственности за Российской Федерацией на земельный участок с кадастровым номером № проведена на основании заявления №63/001/504/2019-373 от 26.12.2019, поданного представителем Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В качестве основания для осуществления кадастрового учета представлен межевой план от 13.12.2019, подготовленный кадастровым инженером Архиповым В.И.
Межевой план подготовлен на основании приказов Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области №444 от 21.10.2014 и №3 от 15.01.2018.
Приказом Министерства №444 от 21.10.2014 образован земельный участок из состава земель лесного фонда, имеющий местоположение: <адрес>, площадью 2665 га согласно прилагаемой схеме расположения границ земельного участка. Видом использования образуемого земельного участка установлен лесной участок.
Приказом Министерства №3 от 15.01.2018 внесены изменения в Приказ №444 от 21.10.2014, в соответствии с которыми образованы два земельных участка из состава земель лесного фонда:
- площадью 102 га, имеющий местоположение: <адрес>;
- площадью 2369,5 га, имеющий местоположение: <адрес> согласно прилагаемым схемам.
Представленный межевой план явился основанием для постановки заявленного земельного участка на государственный кадастровый учет.
После приостановления учетно-регистрационных действий земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера № и одновременно проведена государственная регистрация права собственности за Российской Федерацией.
Право собственности Российской Федерации на данный земельный участок зарегистрировано на основании п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, согласно которому лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, вопреки доводам административного истца, Управление не изменяло категорию земельного участка. Участок изначально относился к землям лесного фонда и в качестве такого был поставлен на кадастровый учет.
Оспаривая действия административного ответчика по регистрации спорного земельного участка, истец ссылается на то, что земельный участок включен в границы территории г.о.Самара, следовательно, не может относиться к землям лесного фонда. Данные доводы неоднократно являлись предметом оценки судов, в том числе по делам с участием административного истца.
В соответствии с п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе, земли населённых пунктов и земли лесного фонда.
Согласно ст. 6.1 Лесного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 2, 3, 4 ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. Лесничества создаются на землях: 1) лесного фонда; 2) обороны и безопасности, на которых расположены леса; 3) населенных пунктов, на которых расположены леса; 4) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 8 Земельного кодекса РФ устанавливает, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.2010 года N 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Вступившим в законную силу решением Красноглинского районного суда г. Самара от 02.06.2017 по делу №2а-695/2017 установлено, что генеральный план г.о. Самара, утвержденный решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 N539, предусматривающий включение в границы населенных пунктов г.о. Самара ряда земель лесного фонда, в установленном законом порядке с Рослесхозом согласован не был.
Исходя из изложенного, нахождение земельного участка в территориальных границах населенного пункта не свидетельствует о безусловном отнесении участка к категории земель населенных пунктов. Данное обстоятельство не изменяет его статуса земель лесного фонда, но является основанием для перевода в земли других категорий.
Перевод спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по согласованию с его собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти не произведен. Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2019 по делу №А55-22169/2018, одним из участвующих лиц в котором являлся Фирсов Д.В.
Таким образом, регистрирующим органом в ЕГРН внесены сведения о существующем статусе земельного участка. Административным истцом не приведено оснований, по которым регистрирующий орган должен был отказать в проведении государственного кадастрового учета и регистрации права.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку действия административного ответчика по осуществлению государственного кадастрового учета и регистрации права соответствуют требованиям действующего законодательства и права и законные интересы административного истца не нарушают.
Требования о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета и прекращении государственной регистрации права как производные от основного требования также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Фирсова Дмитрия Витальевича к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконными действий, снятии земельного участка с кадастрового учета и прекращении государственной регистрации права собственности на земельный участок – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 22.03.2021.