РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2014 года п. Дубна
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Таранец С.В.,
при секретаре Давидян З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Голованова К.С. о признании незаконным отказа в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером №, обязании внести изменения в ЕГРП,
установил:
Голованов К.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации вида разрешенного использования земельного участка, возложении обязанности внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес>, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала №, с «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства». В обоснование заявления ссылается на то, что на основании постановления администрации МО Дубенский район № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №» изменен вид разрешенного использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> кв.м, для дачного строительства. Постановление принято законно и обоснованно с соблюдением необходимой процедуры, не опротестовано прокурором Дубенского района, а также отсутствуют возражения других контролирующих и государственных органов. Поэтому отказ Управления Росреестра по Тульской области о внесении в ЕГРП сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка по основанию несоответствия данного постановления администрации МО Дубенский район действующему законодательству является незаконным, противоречит ст. 79 Земельного кодекса РФ, Федеральному закону № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. ст. 36 и 37 Градостроительного кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». В уточненном заявлении Голованов К.С. ссылается на то, что каких-либо установлений или изменений границ населенных пунктов, в результате которых принадлежащий ему земельный участок попал бы в пределы территории земель населенных пунктов, не было. Спорный земельный участок находится на территории земель сельскохозяйственного назначении, на нем не расположены объекты промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объекты для обеспечения космической деятельности, объекты обороны и безопасности. Земельный участок с кадастровым номером № не относится к категории особо охраняемых территорий земель историко-культурного назначения, не является особо ценным и с финансовой точки зрения. На данном земельном участке отсутствует лесная растительность, вырубки, гари, редины, прогалины, просеки, дороги и болота, какие либо водные объекты, гидротехнические и иные сооружения. Не относится земельный участок и к землям запаса. Статьей 7 Земельного кодекса РФ установлено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов собственником выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Данное положение не противоречит ч.4 ст. 37 Градостроительного кодекса Р, в соответствии с которой основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участок и объектов капитального строительства, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. В соответствии со ст. 81 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства. Таким образом, Земельный кодекс РФ для земель сельскохозяйственного назначения предусматривает вид разрешенного использования «для дачного строительства», поэтому государственным регистратором было незаконно отказано во внесении изменений в ЕГРП в части изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель в отношении спорного земельного участка.
Заявитель Голованов К.С. и его представитель по доверенности Бондаренко А.С., а также представитель администрации МО Дубенский район в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ходатайств и заявлений об отложении слушанием дела, доказательств, подтверждающих уважительность причины своей неявки, суду не представили.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Шишкова Ю.А. с заявленными Головановым К.С. требованиям не согласна, пояснив суду, что отказывая Голованову К.С. во внесении изменений в ЕГРП и выдаче повторного свидетельства государственный регистратор принял мотивированное, обоснованное, а также соответствующее Закону о регистрации и нормам действующего законодательства и судебной практике решение, так как оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования и согласно положениям п.п.8 п.1, п.2 ст.7, ст. ст. 77,78 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не допускается изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода этих земель в другую категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Документов, подтверждающих перевод земельного участка с кадастровым номером № в категорию земель, допускающего его использование в целях дачного строительства, Головановым К.С. представлено не было. Кроме того, указала, что на момент обжалования постановление администрации МО Дубенский район № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №» уже прекратило свое действие, поскольку отменено по протесту прокурора Дубенского района Тульской области.
Выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Шишковой Ю.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Голованову К.С. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № расположенный в северо-западной части кадастрового квартала №, разрешенное использование земельного участка – для сельскохозяйственного использования.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, и не оспаривается сторонами.
ДД.ММ.ГГГГ Голованов К.С. обратился с заявлением к заместителю председателя Собрания представителей МО Дубенский район Попову В.А., в котором просит назначить публичные слушания по изменению вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на вид разрешенного использования «для дачного строительства».
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением № главы муниципального образования Дубенский район были назначены публичные слушания на ДД.ММ.ГГГГ по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Голованову К.С. с: «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства».
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №» был изменен вид разрешенного использования указного земельного участка с «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства».
Постановление вынесено на основании заявления Голованова К.С., материалов публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельного участка (протокол проведения публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ года).
ДД.ММ.ГГГГ Голованов К.С. обратился в Дубенский отдел Управления Росреестра по Тульской области с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес>, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала №, с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного назначения» на вид разрешенного использования «для дачного строительства».
На основании абз.1 п.3 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» внесение изменений на земельный участок было приостановлено сроком на один месяц до ДД.ММ.ГГГГ года, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ Дубенским отделом Управления Росреестра по Тульской области Голованову К.С. было отказано в государственной регистрации, поскольку постановление администрации муниципального образования Дубенский район № от ДД.ММ.ГГГГ по содержанию не соответствует требования действующего законодательства; отсутствие документов, необходимых для внесения изменений в ЕГРП, подтверждающих перевод земельного участка в категорию, допускающую его использование в целях дачного строительства, не связанного с сельскохозяйственным производством (Сообщение за № от ДД.ММ.ГГГГ года).
Полагая, что отказ государственного регистратора в регистрации изменения вида разрешенного использования, принадлежащего заявителю земельного участка, противоречит действующему законодательству, Голованов К.С. обратился в суд с соответствующими требованиями.
Как следует из статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 254, ст. 255 ГПК РФ, ненормативные акты, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов могут быть признаны судом недействительными либо незаконными по заявлению гражданина, если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы гражданина.
Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дел по жалобам на действия и решения должностных лиц органов государственной власти, суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), при этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения.
Статья 7 Земельного кодекса РФ определяет состав земель в Российской Федерации по целевому назначению, которые подразделяются на категории, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно подп.8 п. 1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу подп.4 п.1 ст.8 Земельного кодекса РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в частной собственности осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В ст. 42 Земельного кодекса РФ установлена обязанность собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с п.2 ст. 77 Земельного кодекса РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статья 78 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Пунктом 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что сельскохозяйственные угодья, включающие в себя пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Пунктом 6 ст. 36 Градостроительного кодекса предусмотрено, что для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, градостроительные регламенты не устанавливаются.
По смыслу ст. 81 Земельного кодекса РФ предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для дачного строительства производится в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», согласно которым ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке гражданами возможно лишь на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения после его государственной регистрации.
Кроме того, согласно ст. 8 Земельного кодекса РФ и ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Таким образом, возможность использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства отдельному гражданину, тем более вне садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, не предусмотрена.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка без изменения категории земель сельскохозяйственного назначения, действующим законодательством РФ также не предусмотрена независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Анализ приведенных правовых норм и установленных обстоятельств свидетельствуют о том, что администрация МО Дубенский район не вправе была выносить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №» без изменения категории указанного земельного участка без изменения категории земельного участка с земель сельскохозяйственного назначения на иную.
На основании ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в частной собственности, а именно земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление администрации МО Дубенский район от ДД.ММ.ГГГГ № вынесено с нарушением норм земельного законодательства.
В соответствии с абз.4 п.1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Головановым К.С. не оспаривается, что принадлежащий ему спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. Поэтому вид разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка мог быть изменен с «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства» только после изменения категории земель органами исполнительной власти Тульской области.
Поскольку постановлением Администрации муниципального образования Дубенский район № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства» без изменения категории земель, то есть данное постановление не соответствует законодательству, у государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в силу вышеприведенных положений закона имелись основания для отказа во внесении изменений по объекту недвижимости в Единый государственный реестр прав на основании указанного постановления. Документов, необходимых для внесения изменений в ЕГРП, подтверждающих перевод земельного участка в категорию, допускающую его использование в целях дачного строительства, не связанного с сельскохозяйственным производством, Голованову К.С. государственному регистратору предоставлено не было.
Таким образом, действия государственного регистратора Управления Росреестра по Тульской области законны и обоснованны.
Доводы заявления о том, что не имелось оснований для отказа в государственной регистрации изменения вида разрешенного использования земельного участка, поскольку постановление Администрации МО Дубенский район № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным не признано и не отменено, не состоятельны.
Государственным регистратором отказано в государственной регистрации прав в связи с несоответствием по содержанию документа, представленного на государственную регистрацию прав, требованиям действующего законодательства, и не предоставления документа, подтверждающего перевод земельного участка в категорию, допускающую его использование в целях дачного строительства, не связанного с сельскохозяйственным производством, а не в связи с признанием недействительным акта органа местного самоуправления, что предусмотрено абз. 3 п. 1 ст. 20 и абз9 п.1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ прокурором Дубенского района Тульской области был внесен протест на постановление администрации МО Дубенский район от ДД.ММ.ГГГГ года №. В этой связи указанное постановление было отменено на основании постановления администрации МО Дубенский район от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
заявление Голованова К.С. о признании незаконным отказа в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером №, обязании внести изменения в ЕГРП, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Одоевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В.Таранец