Дело № 2-3438/2015-3
Мотивированное решение изготовлено 03.08.2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 03 августа 2015 г.
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Морозовой Н.Р.,
при секретаре Карпенко А.М.,
при участии в судебном заседании представителя истца старшего помощника прокурора г. Екатеринбурга Хорунжий М.М. (удостоверение),
Истца Лупандиной В.П. (паспорт),
Представителя ответчика администрации г. Екатеринбурга – Сундуковой С.А. (доверенность от <//> №).
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Екатеринбурга в интересах Лупандиной В. П. к администрации г. Екатеринбурга, Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, администрации <адрес> г. Екатеринбурга о признании отказа незаконным, возложении обязанности.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Екатеринбурга (далее - прокурор), действующий в интересах Лупандиной В.П. обратился в суд с иском к администрации г. Екатеринбурга, администрации <адрес> г. Екатеринбурга, Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес> о признании отказа администрации <адрес> г. Екатеринбурга об отказе в постановке Лупандиной В.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении на Министерство Строительства и развития инфраструктуры <адрес> приобрести за счет средств областного бюджета для Лупандиной В.П. жилое помещение в г. Екатеринбурге, с последующей передачей его в муниципальную собственность г. Екатеринбурга с целью дальнейшего предоставления Лупандиной В.П. на условиях найма специализированного жилого помещения. Кроме того, прокурор просил возложить на администрацию г. Екатеринбурга обязанность предоставить Лупандиной В.П. приобретенное жилое помещение на условиях найма специализированного жилого помещения.
Определением суда от <//> к производству суда принято уточненное исковое заявление, в котором прокурор просил возложить на ГКУ «Фонд жилищного строительства» (далее - Фонд) обязанность приобрести за счет средств областного бюджета для Лупандиной В.П. благоустроенное жилое помещение площадью не менее 16 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в г. Екатеринбурге, подготовить договор найма специализированного жилого помещения с Лупандиной В.П.; возложить на Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> обязанность зачислить приобретенное для Лупандиной В.П. жилое помещение в специализированный жилищный фонд <адрес>; возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> обязанность распределить приобретенное Фондом жилое помещение Лупандиной В.П.; возложить на Управление социальной политики Министерства социальной политики по <адрес> г. Екатеринбурга обеспечить подписание подготовленного Фондом договора с Лупандиной В.П. с возвращением в Фонд в течение 5 рабочих дней с даты подписания договора.
Определением суда от <//> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление социальной политики Министерства социальной политики по <адрес> г. Екатеринбурга.
Определением суда от <//> к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление социальной политики Министерства социальной политики по <адрес> г. Екатеринбурга.
Определением суда от <//> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ <адрес> «Фонд жилищного строительства», Министерство по управлению государственным имуществом <адрес>.
Определением суда от <//> к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Фонд, Министерство по управлению государственным имуществом <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что Лупандина В.П. на основании решения Верх-Исетского суда г. Екатеринбурга включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, на нее распространяются гарантии, предусмотренные ст. 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так как жилое помещение Лупандиной В.П. до настоящего времени не предоставлено, истец обратился в суд с соответствующим иском с учетом уточнений.
Представитель администрации г. Екатеринбурга в судебном заседании не признала требования к администрации г. Екатеринбурга, указав, что администрация г. Екатеринбурга не является лицом, участвующим в предоставлении жилых помещений детям-сиротам.
Ответчики администрация <адрес>, Управление социальной политики Министерства социальной политики по <адрес> г. Екатеринбурга, Министерство по управлению государственным имуществом <адрес>, Фонд, Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В силу статьи 8 Федерального закона от <//> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются им по достижении возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно свидетельству о рождении от <//> Лупандина В.П. родилась <//> в <адрес> Республики Украина. Отец – Лупандин П.Н., мать – Лупандина О.С.
Из решения Исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от <//> над несовершеннолетней Лупандиной В.П. установлена опека, обязанности опекуна возложены на Дроздову Л.П.
Согласно свидетельству о смерти от <//> Лупандина О.С. – мать Лупандиной В.П. умерла <//>.
Решением Орджоникидзевского районного суда <адрес> Лупандин П.Н. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней Лупандиной В.П.
Согласно свидетельству о смерти от <//> Лупандин П.Н. умер <//>.
Таким образом, Лупандина В.П. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно постановлению Главы муниципального образования «<адрес>» от <//> №-П Дроздов В.К. назначен опекуном Лупандиной В.П.
Распоряжением администрации <адрес> г. Екатеринбурга от <//> №-РА Лупандиной В.П. отказано в принятии на учет для целей предоставления жилых помещений для государственного жилищного фонда <адрес>.
Оспаривая данное распоряжение прокурор ссылался на несоответствие выводов, изложенных в данном распоряжении требованиям действовавшего на момент его вынесения законодательства.
Между тем на основании ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Как разъяснено в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <//> N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
Из представленного в материалы дела сопроводительного письма администрации <адрес> г. Екатеринбурга от <//> следует, что отказ администрации <адрес> г. Екатеринбурга был направлен Лупандиной В.П. в августе 2012 <адрес> получения в 2012 г. ответа администрации <адрес> г. Екатеринбурга истцом Лупандиной В.П. не оспорен.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что установленный законом трехмесячный срок на оспаривание вышеназванного отказа на момент подачи рассматриваемого искового заявления истек.
Частью 2 ст. 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Уважительных причин пропуска срока обращения в суд заявителями не приведено, ходатайств о восстановлении срока не заявлено.
Пропуск срока обращения в суд без уважительных причин является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявлений.
При таких обстоятельствах исковое заявление в части оспаривания распоряжения администрации <адрес> г. Екатеринбурга от <//> №-РА удовлетворению не подлежит.
Из представленного в материалы дела решения Верх-Исетского районного суда от <//> следует, что на Управление социальной политики Министерства социальной политики по <адрес> г. Екатеринбурга возложена обязанность включить Лупандину В.П. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес>.
Согласно представленному в материалы дела приказу от <//> №/оп Управления социальной политики Министерства социальной политики по <адрес> г. Екатеринбурга следует, что на основании вступившего <//> вышеназванного решения Верх-Исетского районного суда Лупандина В.П. принята на учет в целях предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
В Список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пп. 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Порядок реализации права лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого фонда, регламентирован в <адрес> Постановлениями <адрес> от <//> N 491-ПП, от <//> N 527-ПП.
Данным постановлением утверждены Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок приобретения) и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок предоставления).
Названным нормативным актом определены функции каждого из государственных органов в вопросе обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 4-6 Порядка Приобретения получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является Фонд.
<адрес> бюджета, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, преимущественно направляются на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений, свободных от обязательств, в жилых домах, введенных в эксплуатацию в текущем или предшествующем финансовому году, и участие в завершении строительства жилых домов на территориях муниципальных образований в <адрес> с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
Фонд в соответствии с Федеральным законом от <//> N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" осуществляет приобретение жилых помещений, работ по строительству (реконструкции) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд <адрес>.
Так как именно на Фонд вышеназванным Порядком возложена обязанность по приобретению жилого помещения, соответствующего требованиям ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, п. 3 Порядка предоставления суд приходит к выводу о том, что требование прокурора в интересах Лупандиной В.П. к Фонду подлежит удовлетворению.
Также удовлетворению подлежат требования прокурора о возложении на Фонд обязанности подготовить договор найма специализированного жилого помещения с Лупандиной В.П., так как данное требование соответствует п. 9 Порядка предоставления.
В силу подп. 2 п. 1 Постановления <адрес> от <//> N 491-ПП, в целях реализации установленных на федеральном уровне льгот по обеспечению жильем названной категории лиц, Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> определено в качестве уполномоченного исполнительного органа государственной власти <адрес> по ведению Реестра государственного имущества <адрес> путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (вопросы по приобретению, принятию решений о предоставлении жилья такой категории граждан решаются Министерством строительства и развития инфраструктуры <адрес>).
Исходя из п. 9 Порядка приобретения, жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность в соответствии с настоящим Порядком, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> в государственный специализированный жилищный фонд <адрес> после регистрации права собственности <адрес> и права оперативного управления Фонда.
Лишь после осуществления указанных действий Министерства по управлению государственным имуществом <адрес>, возможно решение вопроса о предоставлении такого жилья детям-сиротам и заключение с ними договора найма на данное жилье специализированного жилого фонда (что прямо следует из положений п. п. 2, 3 Порядка предоставления.
Обязанность Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> по зачислению приобретенного жилого помещения в специализированный жилищный фонд <адрес> является составной частью процедуры приобретения и предоставления жилья детям-сиротам, определенной областным Правительством в указанных выше нормативных актах. Совершение таких действий данным ответчиком является необходимой и обязательной стадией порядка приобретения и предоставления жилья лицам из числа детей-сирот. Даже несмотря на то, что органом, непосредственно уполномоченным на приобретение, принятие решений о предоставлении жилья, ответчик не является, он участвует в разработанной процедуре обеспечения жильем сирот, принимая решение о зачислении жилья в специализированный жилищный фонд.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требование прокурора о возложении на Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> обязанности зачислить приобретенное жилое помещение в специализированный жилищный фонд <адрес> подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 3 Порядка предоставления детям-сиротам предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес>, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров.
Согласно Порядку предоставления жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (п. 3). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> (п. 7).
При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении на Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> обязанности по распределению приобретенного Фондом жилого помещения также подлежат удовлетворению.
Управление социальной политики участвует в процессе подписания договора найма специализированного жилого фонда, так как именно указанному лицу Фонд жилищного строительства направляет для подписания детьми-сиротами указанные договоры найма. При этом Управление социальной политики обязано вернуть в Фонд жилищного строительства подписанные экземпляры договоров найма в течение 5 рабочих дней от даты их подписания детьми-сиротами (пункт 9 Порядка предоставления).
Данная обязанность Управления социальной политики является составной частью процедуры предоставления жилья детям-сиротам, определенной областным Правительством в указанных выше нормативных актах. Совершение таких действий данным ответчиком является необходимой и обязательной стадией порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Даже, несмотря на то, что органом, непосредственно уполномоченным на приобретение, принятие решений о предоставлении жилья, ответчик не является, он участвует в разработанной процедуре обеспечения жильем сирот, обеспечивая подписание договоров и своевременный их возврат в Фонд.
Следовательно, суд полагает правомерным требование прокурора о возложении на Управление социальной политики Министерства социальной политики по <адрес> г. Екатеринбурга обязанности обеспечить подписания подготовленного Фондом договора с Лупандиной В.П. с возвращением данного договора в Фонд в течение 5 дней с даты его подписания.
Вместе с тем содержащиеся в исковом заявлении требования к администрации г. Екатеринбурга о предоставлении Лупандиной В.П. жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения удовлетворению не подлежат, так как не основаны на требованиях действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 98, 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора г. Екатеринбурга, действующего в интересах Лупандиной В. П. - удовлетворить частично.
Возложить на государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» обязанность приобрести для Лупандиной В. П. за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в пределах г. Екатеринбурга, подготовить договор найма специализированного жилого помещения с Лупандиной В. П..
Возложить на Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> обязанность зачислить приобретенное для Лупандиной В. П. жилое помещение в специализированный жилищный фонд <адрес>.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> распределить приобретенное государственным казенным учреждением <адрес> «Фонд жилищного строительства» жилое помещение Лупандиной В. П..
Возложить на Управление социальной политики Министерства социальной политики по <адрес> г. Екатеринбурга обязанность обеспечить подписание подготовленного государственным казенным учреждением <адрес> «Фонд жилищного строительства» и направленного им для этих целей договора с Лупандиной В. П. с возвращением договора в государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» в течение пяти рабочих дней от даты подписания названного договора.
В удовлетворении исковых требований в остальной части - отказать
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: (подпись) Н.Р. Морозова
Копия верна.
Судья:
Секретарь: