Дело № 2-2312/2014 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 декабря 2014 года г. Кузнецк
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Мягковой С.Н.,
при секретаре Ульяновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кузнецке гражданское дело по исковому заявлению Никоноровой Г.С., Никонорова А.В., Никонорова В.В. к администрации рабочего поселка Евлашево Кузнецкого района Пензенской области о признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Никонорова Г.С. Никоноров А.В., Никоноров В.В. обратились в суд с вышеуказанным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1. После его смерти открылось наследство в виде жилого дома, общей площадью 55,1 кв.м., расположенного на земельном участке, который находился в его пользовании по адресу: <адрес>. Они подали нотариусу заявление о выдаче им, как наследникам, свидетельства о праве на наследство по закону на имущество, открывшегося после смерти ФИО1 Нотариус Кузнецкого района Пензенской области ФИО2 постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ отказал им в выдаче свидетельства, мотивируя свой отказ тем, что ими не предоставлены правоустанавливающие документы на наследуемое имущество.
При жизни ФИО1 своим домом владел и распоряжался как своей собственностью, оплачивал коммунальные платежи, налоги, только данное право при жизни не зарегистрировал в Федеральной Регистрационной службе и не получил свидетельства о регистрации такого права.
Его право на жилой дом подтверждается разрешением на строительство жилого дома № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное инспекцией государственного архитектурно - строительного контроля по Пензенской области и выпиской из похозяйственной книги администрации рабочего поселка Евлашево, Кузнецкого района Пензенской области.
Также его право на жилой дом подтверждается техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным Кузнецким отделением Пензенского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ.
При жизни и после смерти ФИО1 - Никонорова Г.С. и Никоноров А.В. проживали и проживают в этом доме и фактически приняли наследство. Никоноров В.В. вносил денежные средства на содержание дома, делал ремонт, оплачивает коммунальные платежи. Они фактически приняли наследство, но только не оформили право на дом в установленном законом порядке.
Просили признать за ними, Никоноровой Г.С., Никоноровым А.В., Никоноровым В.В. право собственности в порядке наследования по 1/3 доли за каждым на жилой дом, общей площадью 55, 1 кв.м., жилой - 49,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> после смерти ФИО1, наступившей ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истцы Никонорова Г.С. Никоноров А.В., Никоноров В.В. не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме.
В судебном заседании представитель истцов Анисимова В.М., действующая в силу доверенностей, поддержала заявленные требования доверителей и пояснила вышеизложенное.
Представитель ответчика администрации р.п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области в судебное заседание не явился, извещены.
Суд, заслушав представителя истцов, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин РФ вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Судом установлено, что согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ г.
Свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО1 и ФИО Г.С. ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, после заключения брака супругам присвоены фамилии Никоноров (а).
Согласно разрешению № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданному инспекцией государственного архитектурно - строительного контроля по Пензенской области, ФИО1 разрешено строительство жилого дома с надворными постройками на земельном участке в <адрес>.
Архивной справкой МКУ «Кузнецкий горархив» № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается. что в архивном фонде Евлашевского поселкового совета депутатов трудящихся за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы сведений о выделении земельного участка ФИО1 под строительство жилого дома по адресу: <адрес> не выявлено.
Выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО1 принадлежит на праве пользования земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Из технического паспорта, выданного Кузнецким отделением ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что жилой дом находится по адресу: <адрес>. Общая площадь жилого дома составляет – 55,1 кв.м., в том числе жилая – 49,2 кв.м. Правообладателем объекта является ФИО1
Справками администрации р.п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит ФИО1, который был зарегистрирован и проживал по указанному адресу по день смерти ДД.ММ.ГГГГ На момент смерти с ним были зарегистрированы: жена – Никонорова Г.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын – Никоноров А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын – Никоноров В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Основание: похозяйственная книга №, лицевой счет № за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г.г.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №, № Кузнецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области усматривается, что сведений о правах на объект недвижимого имущества – жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес> не имеется.
В соответствии с постановлениями об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> – Анисимовой В.М., действующей от имени Никоноровой Г.С., Никонорова А.В., Никонорова В.В. по доверенности отказано, поскольку документы и сведения на жилой дом не подтверждают принадлежность данного имущества наследодателю на праве собственности на день открытия наследства, а также наследники пропустили установленный законом шестимесячный срок для вступления в права наследования.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу п.1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Часть 2 ст. 218 ГК РФ гласит, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с ч.1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Статьей 1153 ГК РФ предусмотрены способы принятия наследства. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
В соответствии со ст. 1110 ГК РФ, при наследовании имущества умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
Из ст. 1154 ГК РФ следует, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия его открытия.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. Федерального закона от 02.10.2007 № 225-ФЗ) права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Наследниками пропущен 6-ти месячный срок для принятия наследства, установленный ст. 1154 ГК РФ, так как заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону было подано нотариусу ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечение указанного срока. Документов, подтверждающих факт принятия наследником наследства после смерти наследодателя, нотариусу представлено не было.
Вместе с тем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцами требований по следующим основаниям.
Статьей 1153 ГК РФ предусмотрено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1).
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п. 2).
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 36 своего Постановления от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
С учётом представленных суду доказательств, всесторонне и объективно исследованных в судебном заседании было установлено, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежало ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ, который владел и пользовался указанным домом до дня своей смерти.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами наследственного дела № нотариуса Кузнецкого района Пензенской области ФИО2 наследниками первой очереди на имущество после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ являются его супруга Никонорова Г.С., и дети – Никоноров А.В., Никоноров В.В. (родственные отношения подтверждаются свидетельствами о рождении, о заключении брака), которые ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ подали нотариусу заявления о принятия наследства после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ
Представитель истца Анисимова В.М., действующая в силу доверенностей, в судебном заседании пояснила, что истцы осуществляли за ФИО1 уход, а после его смерти, в том числе в юридически значимый период (в течение 6 месяцев), вступили в фактическое владение наследственным имуществом, поскольку стали фактически пользоваться жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, следили за его сохранностью, оплачивали все необходимые платежи, связанные с содержанием дома. Таким образом, истцы по делу Никонорова Г.С., Никоноров А.В., Никоноров В.В. совершили действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства после смерти отца ФИО1
Установленные судом обстоятельства, приведенные правовые нормы свидетельствуют об обоснованности исковых требований, в связи с чем за истцами следует признать( в равных долях, по 1/3 доли за каждым) право собственности в порядке наследования на жилой дом, общей площадью 55,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> после смерти ФИО1, наступившей ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Никоноровой Г.С., Никонорова А.В., Никонорова В.В. - удовлетворить.
Признать за Никоноровой Г.С., Никоноровым А.В., Никоноровым В.В. (в равных долях, по 1/3 доли за каждым) право собственности в порядке наследования на жилой дом, общей площадью 55,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> после смерти ФИО1, наступившей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в апелляционном порядке в месячный срок со дня его вынесения.
Судья: подпись