Дело № 2-3709/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 августа 2014 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Е.В.,
при секретаре Матанцевой Н.С.,
с участием прокурора Вдовина П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах ФИО2 к администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за № о признании жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска обратился в суд с иском в интересах ФИО2, проживающей в многоквартирном жилом <адрес> к ответчику о признании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за № о признании жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации незаконным, обязании администрации города Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о выявлении оснований для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Требования мотивированы следующим.
Проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения администрацией города Ульяновска требований жилищного законодательства при признании жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу в деятельности администрации г. Ульяновска выявлены нарушения.
Жители дома <адрес> ДД.ММ.ГГГГ представили в Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска дополнение к техническому заключению (отчету) УОГУП «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №, письмо ОНД по г. Ульяновску УНД ГУ МЧС России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №, письма ГУ МЧС России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №, акты санитарно- эпидемиологического обследования жилого помещения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» от ДД.ММ.ГГГГ №, а также заключение Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения на заседании межведомственной комиссии вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
По результатам рассмотрения представленных документов межведомственная комиссия на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ за № признала жилой дом <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Между тем, из заключения (отчета) УОГУП «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнения УОГУП «БТИ» к данному заключению от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что физический износ строений жилого дома <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ г. постройки) составляет 75%, конструктивные элементы жилого дома являются ветхими, их физический износ превышает предельные значения, несущие конструкции жилого дома находятся в аварийном, непригодном для эксплуатации состоянии, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. При этом в указанных документах сведений о возможности проведения реконструкции дома не имеется.
Кроме того, вопреки требованиям приложения №1 к Положению данное заключение мотивированного обоснования принятого комиссией решения не содержит.
Просил признать заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за № о признании жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации незаконным; обязать администрацию г. Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
В судебном заседании помощник прокурора Засвияжского района г.Ульяновска ФИО4 на исковых требованиях настаивал, привел в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске, дополнительно также указал, что заключение межведомственной комиссии, составленное третий раз, не мотивировано и не соответствует Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащего сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.
Истица ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен.
Представитель Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области ФИО5 в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, решение по делу оставляет на усмотрение суда.
Представители третьих лиц Комитета ЖКХ администрации города Ульяновска, КУГИГ администрации г. Ульяновска в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения.
Выслушав помощника прокурора Ленинского района г.Ульяновска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Из материалов дела усматривается, что постановлением Главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ. № создана межведомственная комиссия по признанию помещения (жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу муниципального жилищного фонда.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года за № во исполнение решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ жилой многоквартирный дом <адрес> был признан аварийным и подлежащим реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Так, решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ суд возложил обязанность на межведомственную комиссию администрации города Ульяновска в течение месяца после вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о возможности признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, признав незаконным решение межведомственной комиссии за № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Жители дома <адрес> ДД.ММ.ГГГГ представили в Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска дополнение к техническому заключению (отчету) УОГУП «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №, письмо ОНД по г. Ульяновску УНД ГУ МЧС России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №, письма ГУ МЧС России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №, акты санитарно- эпидемиологического обследования жилого помещения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» от ДД.ММ.ГГГГ №, а также заключение Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения на заседании межведомственной комиссии вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
По результатам рассмотрения представленных документов межведомственная комиссия на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ за № признала жилой дом <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Между тем, данное заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ года, по мнению суда, вновь не соответствует указанному Положению.
В соответствии с п.7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
Согласно п.33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пунктам 47 и 48 Положения решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое составляется в трех экземплярах.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43 Положения).
Процедура проведения оценки устанавливается пунктом 44 Положения.
Из оспариваемого заключения следует, что в основу его положены: документы технического паспорта жилого дома <адрес>, техническое заключение (отчет) жилого дома <адрес>, выполненный УОГУП БТИ в 2012 году, дополнение к акту техническому заключению №, акт обследования жилого дома <адрес> Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области от 29.10.2012, решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение Ульяновского областного суда № от ДД.ММ.ГГГГ, акт обследования многоквартирного жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заключение Главного управления МЧС России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, заключение Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, как следует из технического заключения (отчета) жилого дома <адрес>, выполненным УОГУП БТИ в 2012 году, дополнения к акту техническому заключению №, техническое состояние строений исследуемого домовладения, определено исходя из данных визуального осмотра по №, физический износ строений составляет 75%. Конструктивные элементы жилого дома лит.А, входящие в состав жилого <адрес>, являются ветхими, поскольку их физический износ превышает предельные значения. Несущие конструкции жилого дома лит.А по адресу: <адрес> находятся в аварийном, непригодном для эксплуатации состоянии. Эта категория технического состояния строительных конструкций, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
Дополнительно экспертом сделан вывод: жилой дом лит.А по адресу: <адрес> подлежит сносу, проведение реконструкции нецелесообразно.
По заключению Главного управления МЧС России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе визуального осмотра фасада муниципального жилого дома обнаружено обрушение кирпичной кладки на стенах по периметру дома, а так же отсутствие элементов ступеней при входе в подъезд дома, вследствие чего ступени имеют разную ширину проступи и высоту. При осмотре жилой части установлено, что на светильниках во всех местах общего пользования отсутствуют плафоны, имеющаяся электропроводка находится в обветшалом состоянии. При осмотре путей эвакуации обнаружено, что элементы ступеней деревянной лестницы при подъеме на второй этаж, изношены и имеют разную ширину проступи и высоту. С торцевых частей второго этажа здания предусмотрены эвакуационные выходы, по открытым лестница 3-го типа, которые спилены, выход на балконные площадки с торцевых частей здания представляет опасность, так как возможно обрушение строительных конструкций. На фасадной части здания имеется балкон, размещенный над основным эвакуационным выходом, строительные конструкции (кирпичные колонны), на которых он установлен, имеют следы обрушения кирпичной кладки, визуально видно смещение колонн. Техническое состояние строительных конструкций жилого дома <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии по причине обрушения строительных конструкций. Условия обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара представляют опасность.
В силу вышеназванных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания, решение межведомственной комиссии должно быть мотивированным.
Между тем, обжалуемое заключение данному требованию не соответствует, поскольку представляется неясным, по какой причине комиссия пришла к такому выводу при наличии технического заключения (отчета) жилого дома <адрес>, выполненным УОГУП БТИ в 2012 году, дополнения к акту техническому заключению №, заключения Главного управления МЧС России по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, заключения Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное нарушение является существенным, т.к. с учетом правового регулирования, предполагающего, что вопрос о признании дома аварийным правомочна решать только межведомственная комиссия, немотивированное, а, следовательно, произвольное решение межведомственной комиссии означает неопределенность регулирования рассматриваемых правоотношений.
Таким образом, заключение от ДД.ММ.ГГГГ № дано межведомственной комиссией, назначенной Главой города Ульяновска, с существенными нарушениями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и постановления Главы города от 20.11.2013 №29 «О создании межведомственной комиссии».
Последствия вынесения судом решения о признании заключения межведомственной комиссии незаконным заключаются в том, что у данного органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения, если основания для этого сохраняются. В связи с указанным, суд не находит оснований для удовлетворения требования в части возложения на администрацию города Ульяновска обязанности признать жилой дом <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Вместе с тем, вновь принятое решение о возможности признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, должно быть принято межведомственной комиссией в четком соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №7.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░