Решение по делу № 2-598/2019 ~ М-531/2019 от 18.04.2019

Дело № 2-598 /2019     

59RS0044-01-2019-000728-73                                                                                                         

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2019 года

Чусовской городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Петуховой Н.Е.,

с участием истца Фархутдинова З.М.,

представителя ответчика Макушиной Д.В.,

при секретаре Сараевой О.М,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чусовом гражданское дело по иску Фархутдинова Зофара Муллахметовича к муниципальному образованию «Чусовской городской округ», администрации Чусовского муниципального района о взыскании выкупной стоимости за жилое помещение,

у с т а н о в и л :

Фархутдинов З.М. обратился с иском     к муниципальному образованию «Чусовской городской округ» о взыскании выкупной стоимости за жилое помещение.

Определением суда от .... в качестве соответчика привлечена Администрация Чусовского муниципального района.

В судебное заседание Фархутдинов З.М. на исковых требованиях настаивал. Суду пояснил, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ... на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от .... и свидетельства о праве на наследство на квартиру по закону от .... Заключением межведомственной комиссии при администрации Скальнинского поселения многоквартирный дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам предписано освободить жилые помещения. Ему было предложено написать заявление для проведения обмена его жилое помещение на жилое помещение, расположенное по адресу: .... От обмена Фархутдинов З.М. отказался, так как предложенное жилое помещение не соответствовало по площади ранее занимаемому жилому помещению. Позднее, Фархутдинов З.М. обратился с заявлением в администрацию Скальнинского сельского поселения о заключении соглашения на возмещение расходов /выкуп/ за сносимое жилое помещение в размере .... рублей, а также просил возместить ему убытки в виде оплаты проживания в другом жилом помещении с .... года по .... года в размере .... рублей. Данное заявление оставлено без удовлетворения. Так как до настоящего времени, администрация Скальнинского сельского поселения не предприняла никаких мер по выплате ему стоимости жилого помещения, просит взыскать с администрации Чусовского городского округа Пермского края, правопреемника органов местного самоуправления, .... рублей. В том числе стоимость жилого помещения -.... рублей, оплату жилого помещения- .... рублей.

Представитель ответчика Макушина Д.В. в судебном заседании с требованиями Фархутдинова З.М. не согласилась. Суду пояснила, что законом Пермского края от 25.03.2019 года № 375-ПК образовано новое муниципальное образование «Чусовской городской округ, в соответствии с п.4 ст. 4 которого администрация Чусовского муниципального района до формирования администрации Чусовского городского округа осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Чусовского городского округа. Администрация Чусовского городского округа до настоящего времени не сформирована. На основании распоряжения администрации Скальнинского сельского поселения от .... ... в адрес собственников квартир направлены уведомления с предложением освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийный дом в течение одного года с момента получения данного уведомления. .... Фархутдинов З.М. лично получил данное уведомление. В настоящее время дом не снесен. Решение об изъятии земельного участка не принималось. Дом, расположенный по адресу: ... включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на .... годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 29 марта 2019 № 227-п. Просила в удовлетворении исковых требований Фархутдинову З.М. отказать.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, в том числе письменные доказательства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего:

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).

В силу части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Частью 8 статьи 32 названного кодекса предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд /часть 9 статьи 32 ЖК РФ/.

Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.

На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 32, указывает Федеральный Закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав гаждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: ..., принадлежит на праве собственности Фархутдинову З.М., что подтверждается договором на продажу и передачу квартир /домов/ в собственность граждан от .... год, свидетельством о праве на наследство по закону от ...., выпиской из единого государственного реестра недвижимости от .... /л.д.9-14/.

Заключением межведомственной комиссии администрации Скальнинского сельского поселения Пермского края от .... многоквартирный жилой дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу /л.д.42-43/.

Распоряжением администрации Скальнинского сельского поселения от .... ... предложено собственникам жилых помещения ..., .... по ..., в ..., освободить занимаемые жилые помещений, снести аварийный дом в течение одного года с момента получения уведомления /л.д.44/.

Как пояснил Фархутдинов З.М. в многоквартирном доме никто не проживает, так как жить в доме опасно. Многоквартирный дом до настоящего времени не снесен.

Решений об изъятии земельного участка по указанному адресу до настоящего времени не принималось /л.д.78/.

.... Фархутдинов З.М. обратился в администрацию Скальнинского сельского поселения с заявлением о заключении с ним соглашения на возмещение за сносимое жилое помещение, и предложив выкупную стоимость .... рублей. До настоящего времени выкупная стоимость жилого помещения сторонами не согласована.

Согласно региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на .... г., дом, расположенный по адресу: ... включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до .... /л.д.65-72/.

Как разъяснил Пленум ВС РФ в п.22. Постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится в порядке определенной процедуры, которая в данном случае не была соблюдена.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Судом установлено, что истец в качестве возмещения за изымаемое жилое помещение выбрал предоставление его выкупной стоимости.

Обращение Фархутдинова З.М. в администрацию Скальнинского сельского поселения о выкупе принадлежащего ему жилого помещения оставлено без удовлетворения.

Довод представителя ответчика о том, что в иске следует отказать, так как решение об изъятии земельного участка не принималось, суд во внимание не принимает. Так как несоблюдение органом местного самоуправления установленной законом процедуры, не должно умалять права истца и препятствовать их восстановлению.

Суд считает, что в связи с неисполнением ответчиком своих обязательств, предусмотренных статьей 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, по определению выкупной цены и заключения с Фархутдиновым З.М. соглашения о возмещении стоимости аварийного жилья, жилищные права истца нарушены и на администрацию Чусовского муниципального района необходимо возложить обязанность выплатить Фархутдинову З.М. выкупную стоимость спорного жилого помещения, на основании представленного им отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости, согласно которому стоимость объекта недвижимости- жилого помещения, площадью .... кв.м. по степени благоустройства, отвечающего степени благоустроенности жилого помещения по Скальнинскому сельскому поселению составляет .... рублей. Представленный истцом отчет ответчиком не оспаривался.

Согласно п.1 ст.1 Закона Пермского края от 25.03.2019 г. № 375-ПК «Об образовании нового муниципального образования Чусовской городской округ», в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) преобразовать Чусовское городское поселение, Скальнинское сельское поселение, Верхнечусовское Городковское сельское поселение, Калинское сельское поселение, Комарихинское сельское поселение, Сельское сельское поселение, Верхнекалинское сельское поселение и Никифоровское сельское поселение, входящие в состав Чусовского муниципального района, путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, в новое муниципальное образование - Чусовское городское поселение.

В соответствии с п.5 указанной статьи, Чусовской городской округ считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона.

Чусовское городское поселение, Скальнинское сельское поселение, Верхнечусовское Городковское сельское поселение, Калинское сельское поселение, Комарихинское сельское поселение, Сельское сельское поселение, Верхнекалинское сельское поселение, Никифоровское сельское поселение и Чусовской муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.

При этом, в соответствии с п.4 ч.4 Закона Пермского края от 25.03.2019 года № 375-ПК «Об образовании нового муниципального образования Чусовской городской округ», со дня вступления в силу настоящего Закона прекращаются полномочия администраций Чусовского городского поселения, Скальнинского сельского поселения, Верхнечусовского Городковского сельского поселения, Калинского сельского поселения, Комарихинского сельского поселения, Сельского сельского поселения, Верхнекалинского сельского поселения и Никифоровского сельского поселения.

Администрация Чусовского муниципального района до формирования администрации Чусовского городского округа осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 131-ФЗ на территории Чусовского городского округа. Со дня формирования администрации Чусовского городского округа полномочия администрации Чусовского муниципального района прекращаются.

Таким образом, сумма за возмещение жилого помещения в размере .... рублей подлежит взысканию с администрации Чусовского муниципального района.

Требования Фархутдинова З.М. о взыскании расходов по найму жилого помещения в размере .... рублей удовлетворению не подлежат, так как истцом не представлено доказательств необходимости их несения. Как пояснил Фархутдинов З.М. договор заключен с его гражданской женой, у которой он сейчас и проживает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Взыскать с администрации Чусовского муниципального района в пользу Фархутдинова Зофара Муллахметовича возмещение за жилое помещение, расположенное по адресу: ... размере 705000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Фархутдинову Зофару Муллахметовичу отказать.

Решение является основанием для прекращения права собственности Фархутдинова Зофара Муллахметовича на жилое помещение, расположенное по адресу: ..., после выплаты ему вышеуказанной суммы.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд.

                                      Судья:                                                    Н.Е.Петухова

2-598/2019 ~ М-531/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Фархутдинов Зофар Муллахметович
Ответчики
Администрация Чусовского городского округа
Другие
Администрация Чусовского муниципального района
Суд
Чусовской городской суд Пермского края
Судья
Петухова Н.Е.
Дело на странице суда
chusovoi--perm.sudrf.ru
18.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2019Передача материалов судье
23.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.05.2019Предварительное судебное заседание
27.05.2019Судебное заседание
30.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2019Дело оформлено
15.10.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее