Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2023/2013 ~ М-2011/2013 от 16.08.2013

Дело № 2-2023/2013 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2013 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Степановой М.В.,

при секретаре Чупраковой М.В.,

с участием представителя истца Овчинникова Д.А. - Присмотрова И.В., действующего на основании доверенности, представителя ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района - Кречетовой Е.А., действующей на основании доверенности, представителя ответчика администрации Пермского муниципального района - Кондрашевой Н.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинникова Д.А. к администрации Пермского муниципального района, Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности по устранению нарушений прав и препятствий к приобретению земельного участка в собственность, выдаче схемы расположения земельного участка,

установил:

Овчинников Д.А. обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, администрации Пермского муниципального района о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности по устранению нарушений прав и препятствий к приобретению земельного участка в собственность, выдаче схемы расположения земельного участка.

Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Пермского края (далее - Комитет) с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством, расположенный в <адрес> площадью <данные изъяты>. для огородничества. Процедура заявления прав на земельный участок, установленная ст. 34 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), Решением Земского собрания Пермского муниципального района от 25 декабря 2009 года № 29, им выполнена. Протоколом № 1055з от 19 июля 2013 года Комиссия по земельным отношениям администрации Пермского муниципального района Пермского края (далее - Комиссия) отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав, что земельный участок находится в прибрежной защитной полосе Камского водохранилища, где существуют ограничения по использованию земель. Протокол № 1055з от 19 июля 2013 года направлен в его адрес письмом № 1058з от 22 июля 2013 года. Считает, что у Комитета и Комиссии не имелось оснований для отказа в предоставлении этого земельного участка в собственность для огородничества по следующим причинам. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В ст. 29 ЗК РФ указано, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ. Согласно п.п. 2, 3, 4 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлений государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Пунктом 2.6 Решения Земского собрания Пермского муниципального района от 25 декабря 2009 года № 29 «Об утверждении Положения о порядке предоставления незастроенных земельных участков для целей, не связанных со строительством» установлено, что Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В соответствии с п.2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В п.1, п. 4 ст. 28 ЗК РФ указано, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду... Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Первое, испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота, на него не установлен федеральным законом запрет на приватизацию, земельный участок не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. Второе, испрашиваемый земельный участок находится в границах водоохранной зоны, но за пределами прибрежной защитной полосы Камского водохранилища, где допускается огородничество и распашка земель в соответствии с положениями ст.65 Водного кодекса РФ. Третье, ответчики неверно утверждают, что земельный участок для огородничества предусматривает необходимость распашки с целью выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, при этом ссылаясь на ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Ни данная статья, ни закон в целом необходимость распашки земель, предоставленных для огородничества, не предусматривают. В результате отказа уполномоченных органов создано препятствие к осуществлению права приобретения земельного участка в собственность и нарушено право на получение утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории препятствия к осуществлению заявленных прав в отношении указанного земельного участка. В связи с чем, просит признать незаконными отказ администрации Пермского муниципального района Пермского края в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность для огородничества, изложенный в протоколе № 1055з от 19 июля 2013 года и отказ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Пермского края, изложенный в письме № 1055з от 22 июля 2013 года. Обязать ответчиков устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и препятствие к приобретению собственность испрашиваемого земельного участка, выдать истцу утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Истец Овчинников Д.А. о слушании дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела без его участия, на удовлетворении иска настаивает.

Представитель истца Присмотров И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – Кречетова Е.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, указав, что с требованиями об утверждении схемы земельного участка истец не обращался, поэтому им не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района – Кондрашева Н.В., действующая на основании доверенности, иск не признает, просит учесть, что истец проживает на территории Орджоникидзевского района г. Перми, поэтому он должен был обращаться за предоставлением ему земельного участка под огородничество по своему месту жительства. Данный вид разрешенного использования в границах населенного пункта отсутствует, что следует из зонирования территории Двуреченского сельского поселения. Огородничество подразумевает под собой распашку земель. Поэтому просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, установил следующее.

На основании ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В силу положений ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1.1, 1.6 и 3.2.7 Положения о Комитете имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района, утверждённого решением Земского Собрания Пермского муниципального района № 561 от 23 августа 2007 года, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции, является юридическим лицом, имеет право выступать в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с действующим законодательством, защищать интересы граждан и муниципального района.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственности власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Порядок предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством регламентирован ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 03 июля 2013 года Овчинников Д.А. обратился с заявлением в Комитет имущественных отношений Администрации Пермского района о предоставлении в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты>., с разрешенным использованием для огородничества, по адресу: <адрес> (л.д. 5,6).

19 июля 2013 года состоялось заседание Комиссии по земельным отношениям по вопросу предоставления земельного участка Овчинникову Д.А. из категории земли сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для огородничества, площадью <данные изъяты>., на котором принято решение отказать в предоставлении Овчинникову Д.А. данного земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в прибрежной защитной полосе Камского водохранилища. Земельный участок для огородничества предусматривает необходимость распашки с целью выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля. Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ распашка земельных участков, расположенных в пределах прибрежных защитных полос водных объектов, запрещена (л.д.8).

Факт нахождения земельного участка в прибрежной защитной полосе сторонами не оспаривается.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) под водоохранными зонами понимаются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиливания указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (ч. 15 ст. 65 ВК РФ).

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч. 15 ст. 65 ВК РФ ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (ч. 16 ст. 65 ВК РФ).

Статьями 11, 85, 94, 97 ЗК РФ в отношении земель, выполняющих природоохранные функции (к которым бесспорно, в соответствии со ст. 3 ЗК РФ и Водноым кодексом Российской Федерации, относятся водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы) порядок их охраны и использования устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.

Согласно абзацу 3 статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» под огородным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости о разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).

В силу абзаца 5 п. 1.9 Положения о порядке предоставления незастроенных земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Земского собрания Пермского муниципального района от 25 декабря 2009 года № 29 предоставление земельного участка невозможно, если в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части имеются установленные в соответствии с законодательством ограничения, не позволяющие использовать его для заявленной цели.

С учетом того, что истцом испрашивается земельный участок в целях огородничества, что предполагает обработку (распашку) верхнего дернового слоя всего участка, распашка же земельных участков в прибрежной защитной полосе ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации запрещена, в связи с чем, данное ограничение не позволяет использовать земельный участок для заявленной цели.

При таких обстоятельствах, утверждение истца о незаконности отказа Комитета
имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, в
предоставлении ему испрашиваемого земельного участка, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, для огородничества, являются необоснованным.

Представленное истцом сообщение доцента кафедры общего земледелия и защиты растений, кандидата сельскохозяйственных наук ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА Субботиной Я.В. не опровергает использование земельного участка под огородничество без осуществления распашки, а приводит лишь возможное осуществление огородничества без применения вспашки (распашки земель) путем насыпки завозного грунта или мульчирование поверхности почвы большим количеством плодородного мульчирующего материала.

Кроме того, в соответствии со статьями 13, 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства.

Поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на территории Пермского муниципального района Пермского края, истец проживает по адресу: <адрес> <адрес> (л.д.3), то есть не является жителем данного муниципального района, для целей огородничества земельный участок на территории Пермского муниципального района ему (истцу) предоставлен быть не может.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ органа местного самоуправления в предоставлении испрашиваемого земельного участка правомерен, законных оснований для возложения на ответчика обязанности выдать утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковое заявление Овчинникова Д.А. к администрации Пермского муниципального района, Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности по устранению нарушений прав и препятствий к приобретению земельного участка в собственность, выдаче схемы расположения земельного участка оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента
изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд
Пермского края.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья                         М.В. Степанова

Справка.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 08 октября 2013 года.

Судья М.В. Степанова

2-2023/2013 ~ М-2011/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Овчинников Дмитрий Александрович
Ответчики
Администрация Пермского муниципального района
Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Степанова Мария Владимировна
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
16.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.08.2013Передача материалов судье
20.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.09.2013Предварительное судебное заседание
27.09.2013Судебное заседание
08.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее