Решение Дело № 2-282
Именем Российской Федерации
с. Плешаново 12.04.2012 года
Судья Красногвардейского районного суда Оренбургской области Кавунник М.А.
при секретаре Миллер Л.В.
в присутствии заместителя прокурора Красногвардейского района Красного Н.В.,
представителя ответчика- Лашманов А.П.
рассмотрев исковое заявление прокурора Красногвардейского района к администрации муниципального образования «Токский сельсовет» Красногвардейского района об обязании устранить нарушения в сфере исполнения требований федерального законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красногвардейского района обратился в суд с вышеуказанным иском.
В исковом заявлении указал, что прокуратурой Красногвардейского района, проведена проверка исполнения требований федерального законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, по результатам которой выявлены факты нарушения прав граждан - жителей поселения, и организаций, на получение от органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей граждан и организаций, а также информации о деятельности органов местного самоуправления.
Согласно требованиям статьи 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», основными принципами противодействия коррупции в Российской Федерации являются законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с п. 2 - 5 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Организация имеет право на получение от органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности органов местного самоуправления регламентируются Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В силу ст. 6 указанного закона одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности могут использовать сеть «Интернет». Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления (часть 7 статьи 14 Закона).
Исходя из системного толкования норм указанных федеральных законов, в случае отсутствия технической возможности по созданию официального сайта, органы местного самоуправления - сельские поселения, могут размещать информацию о своей деятельности на официальном сайте муниципального района - МО Красногвардейский район, в границы которого они входят.
Вместе с тем, проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, закрепляющего право граждан и организаций на получение от органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей граждан и организаций, а также информации о своей деятельности, администрация муниципального образования Токский сельский совет, имея доступ к сети «Интернет» и возможность для размещения в сети информации, не обеспечила доступ пользователей информации к информации о деятельности органа местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления поселения, размещаемой в сети «Интернет» администрацией МО Токский сельский совет до настоящего времени не определен, т.к. положение, устанавливающее и регламентирующее порядок размещения информации в сети «Интернет», органами местного самоуправления не принято.
Администрация МО Токский сельский совет имеет доступ в сеть «Интернет», таким образом, техническая возможность создания официального сайта у администрации имеется, однако на сегодняшний день официальный сайт администрацией не создан.
Данная обязанность администрацией должна быть исполнена с момента вступления в силу ФЗ № 8 от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Однако этого сделано не было, что указывает на длительное бездействие администрации МО Токский сельский совет.
В результате такого бездействия, нарушаются права граждан - жителей поселения, круг которых определить не представляется возможным, т.к. их число постоянно меняется, и организаций, на получение от органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей граждан и организаций, а также информации о своей деятельности.
Таким образом, администрацией МО Токский сельский совет нарушен один из принципов противодействия коррупции - публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления, что создает предпосылки для коррупционных проявлений, поскольку ограничивает установленное законом право населения МО Токский сельский совет, на получение информации.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Кроме того, статья 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривает возможность оспаривания бездействия органов местного самоуправления в суд.
Просит признать бездействие администрации МО Токский сельский совет, в части непринятия мер по созданию официального сайта администрации в сети «Интернет», незаконным и обязать администрацию МО Токский сельский совет создать официальный сайт в сети «Интернет» и разместить на нем информацию о деятельности органа местного самоуправления в соответствии с утвержденным перечнем.
В судебном заседании заместитель прокурора Красногвардейского района Красный Н.В. заявленные требования уточнил, указал, что просит обязать администрацию МО Токский сельсовет утвердить перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, подлежащей размещению в сети «Интернет» в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ.
А также обязать администрацию МО Токский сельсовет размещать в сети «Интернет» информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ.
Представитель ответчика – глава администрации муниципального образования Токский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области Лашманов А.П. в судебном заседании исковые требования признал полностью, пояснил, что перечень документов, которые подлежат опубликованию в сети «Интернет» в соответствии с требованиями закона, в совете не утверждался. С ходатайством к главе администрации МО Красногвардейский район о возможности размещения информации о деятельности муниципального образования Токский сельсовет на официальном сайте района он не обращался.
В ближайшее время все указанные в иске прокурора недостатки будут устранены, информация будет размещаться на сайте МО Красногвардейский район.
Выслушав заместителя прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Устава МО Токский сельсовет в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными актами, регулирующими деятельность муниципального образования.
В соответствии со статьей 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступившего в силу с 01.01.2010 года, органы местного самоуправления, к которым относится МО Токский сельсовет обязаны к размещению информации о деятельности органов местного самоуправления в сети ««Интернет»».
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.
Из требований статьи 10 указанного нормативного акта следует, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Принимая во внимание, что представитель ответчика иск признал в полном объеме, суд в соответствии со ст. 173 ГПК РФ иск прокурора считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.39, 173 ГПК РФ, ст.ст.194-198 ГПК РФ судья
РЕШИЛ:
Иск прокурора Красногвардейского района удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Токский сельский совет, в части непринятия мер по созданию официального сайта администрации в сети «Интернет», незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Токский сельский совет утвердить перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, подлежащей размещению в сети «Интернет» в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ.
Обязать администрацию муниципального образования Токский сельский совет размещать в сети «Интернет» информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Красногвардейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме
Судья М.А. Кавунник