Дело № 2-2779/12 (17)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2012 года г. Екатеринбург
Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Бурматовой Г.Г.,
при секретаре Князевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпова С. Н., Карповой О. В., действующих также в интересах несовершеннолетнего Карпова И. С. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Спорной является квартира № <данные изъяты> в доме № <данные изъяты> по улице Краснолесья в городе Екатеринбурге общей площадью <данные изъяты> кв.м., предоставленная Карпову С.Н. в связи с прохождением воинской службы на основании договора социального найма № <данные изъяты>, заключенного <данные изъяты> октября <данные изъяты> года.
Карпов С.Н., Карпова О.В., действуя также в интересах несовершеннолетнего Карпова И.С., обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на спорную квартиру и в обоснование иска указали, что квартира была предоставлена Карпову С.Н. в <данные изъяты> году на основании договора социального найма. Обращение истцов к ответчикам с заявлением о приватизации спорного жилого помещения не привело к положительному результату, поскольку учреждение не обладает полномочиями по оформлению договоров приватизации жилых помещений.
В судебное заседание истцы требования поддержали в полном объеме по предмету и основаниям.
Представители Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания были извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили, слушание дела не просили отложить. Суд признал возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истцов, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Конституции РФ право на жилище является непосредственно действующим, признается и гарантируется государством.
Согласно п.<данные изъяты> ст. <данные изъяты> ЖК РФ жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма.
Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> мая <данные изъяты> г. № <данные изъяты> заключается со стороны наймодателя - уполномоченным органом государственной власти РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления либо иным управомоченным собственником лица, действующим от имени собственника жилого помещения – РФ.
Как видно из материалов дела между Карповым С.Н. и ФГУ «Центррегионжилье» заключен договор социального найма № <данные изъяты> от <данные изъяты> октября <данные изъяты> года на жилое помещение – квартиру № <данные изъяты> в доме № <данные изъяты> по улице Краснолесья в городе Екатеринбурге общей площадью <данные изъяты> кв.м. с учетом всех членов семьи Карповой О.В. (жена), Карпова И.С. (сын).
Согласно п.<данные изъяты> и п. <данные изъяты>. постановления Правительства РФ от <данные изъяты> июня <данные изъяты> г. №<данные изъяты> «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» ТУ ФАУГИ по <адрес> являлось представителем собственника – Российской Федерации.
В соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее - инструкции), утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации <данные изъяты> г. N <данные изъяты> уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации. Жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма (далее именуются - жилые помещения), распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиками, что спорная квартира была предоставлена Карпову С.Н. на законных основаниях с учетом норм действующего жилищного законодательства в связи с прохождением военной службы в порядке очередности с целью улучшения жилищных условий.
В соответствии со ст.<данные изъяты> Закона РСФСР от <данные изъяты>. № <данные изъяты>« О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от <данные изъяты> до <данные изъяты> лет приобрести помещения в собственность.
В силу ст.<данные изъяты> указанного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно п. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> приведенного закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде один раз.
Исходя из смысла вышеприведенных норм, у истцов возникает право на бесплатную приватизацию жилого помещения, в случае нахождения жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Согласно п. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
<данные изъяты>) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
<данные изъяты>) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
<данные изъяты>) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии с п. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> Федерального закона РФ «Об обороне» № <данные изъяты>-ФЗ от <данные изъяты> имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> ГК РФ имущество, приобретенное учреждением по договору и иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности и в соответствии с положением об учете федерального имущества (Постановление Правительства РФ № <данные изъяты> от <данные изъяты> года) подлежит учету в реестре федерального имущества. При этом обязанность по представлению документов возложена на правообладателей.
Указом Президента РФ от <данные изъяты> года № <данные изъяты> «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> года № <данные изъяты> «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Как следует из материалов дела при обращении Карпова С.Н. за заключением договора приватизации жилого помещение, истцу было отказано в заключении такого договора, поскольку отсутствуют полномочия от собственника - Российской Федерации на совершение указанных действий.
Между тем, государство, закрепив в законе право на бесплатную приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации.
В силу ст. <данные изъяты> Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения находящегося в собственности Российской Федерации, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что истцы проживают в спорном жилом помещении с <данные изъяты> года, вселены в него в установленном законом порядке, в настоящее время право истцов на указанное жилье никем не оспаривается, ранее истцами не использовано право бесплатной приватизации жилых помещений – суд считает заявленные истцами требования о признании за ними права собственности на занимаемое жилое помещение в равных долях – обоснованными, правомерными и подлежащими безусловному удовлетворению. При этом право собственности Российской Федерации на жилое помещение прекращается при передаче в собственность жилого помещения гражданам.
В соответствии со ст.ст.<данные изъяты>, <данные изъяты> ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установление решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
С учетом изложенного, признанное за истцами право собственности на указанное в решении суда жилое помещение подлежит обязательной государственной регистрации после вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. <данные изъяты>, <данные изъяты> ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Карпова С. Н., Карповой О. В., действующих также в интересах несовершеннолетнего Карпова И. С. удовлетворить.
Признать за Карповым С. Н., Карповой О. В., Карповым И. С. право собственности в равных долях в порядке приватизации на квартиру № <данные изъяты> в доме № <данные изъяты> по улице Краснолесья в городе Екатеринбурге общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Настоящее решение является основанием для регистрации за Карповым С. Н., Карповой О. В., Карповым И. С. право собственности в равных долях в порядке приватизации на квартиру № <данные изъяты> в доме № <данные изъяты> по улице Краснолесья в городе Екатеринбурге общей площадью <данные изъяты> кв.м. Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Решение изготовлено <данные изъяты> года.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: