Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1225/2023 (2а-6649/2022;) ~ М-5908/2022 от 13.12.2022

УИД63RS0039-01-2022-007453-93

2а-1225/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 февраля 2023                                              г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Т.А.Турбиной,

при секретаре судебного заседания Шкатовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-1225/2023 по административному исковому заявлению Толубаева В. И. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным распоряжения,

установил:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, коллективная стоянка гаражей по <адрес> гараж .В обоснование указав, что административный истец, являясь владельцем гаража, расположенного по адресу: <адрес>, гараж , обратился в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, под гаражом. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о.Самара отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на сведения, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара, согласно которым земельный участок частично расположен в границах красных линий, в связи с чем является ограниченным в обороте и его предоставление на заявленном виде прав не допускается. С данным отказом истец не согласен, указывает, что красные линии нанесены согласно Схеме Генерального плана г.о. Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ . Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Решение Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана городского округа Самара», в результате которого все приложения к Решению изложены в новой редакции и уже не содержат информации о красных линиях. В оспариваемом распоряжении Департамента управления имуществом г.о. Самара не отражена информация, на основании каких документов в ИСОГД внесены сведения о наличии красных линий в месте расположения испрашиваемого земельного участка.Ссылаясь на изложенное выше, просит признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара возобновить рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебное заседание представитель административного истца Лазарев Т.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 5 лет, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие согласно представленному заявлению, ранее в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Департамента управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которому возражал против удовлетворения иска, полагая отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка законным.

Представители заинтересованных лицДепартамента градостроительства г.о. Самара, Управления Росреестра по <адрес>, Администрации г.о. Самара, Администрации Кировского внутригородского района <адрес>, ГК «КС – 221» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом,представитель ГК «КС-221» представил письменные пояснения относительно заявленных требований, с одновременным ходатайством о рассмотрении дела без его участия.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Продажа земельных участков собственникам таких зданий, сооружений осуществляется без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).

Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец является владельцем гаража, расположенного по адресу: <адрес>, гараж .

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, под гаражом.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о.Самара отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подп. 2 п. 8 ст. 39.15, подп. 6, 19 ст. 39.16, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ со ссылкой на сведения, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара, согласно которым земельный участок частично расположен в границах красных линий, в связи с чем является ограниченным в обороте и его предоставление на заявленном виде прав не допускается.

Однако, отказ в предоставлении земельного участка по указанным в оспариваемом решении основаниям нельзя признать законным ввиду следующего.

В соответствии с подп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ во взаимосвязи с подп. 6, 19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если указанный в заявлении о предоставлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

В соответствии с частью 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Исходя из содержания понятия территории общего пользования, изложенного в пункте 12 статьи 1ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Установление границ территорий общего пользования, в соответствии с частью 1 статьи 42ГрК РФ, осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (часть 3). Согласно части 6 статьи 43ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в границах территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, документация по планировке территории не утверждалась.

Согласно выписки из ИСОГД г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий. Однако в выписке не указано, на основании какой документации по планировке территории установлены данные красные линии. Информация об утвержденных проектах планировки территории в отношении рассматриваемого объекта в ИСОГД отсутствует.

В выписке из ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ, представленной по запросу суда, сведения о нахождении земельного участка в границах красных линий отсутствуют, по карте правового зонирования, действующих Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), проект планировки и проект межевания территории на территорию, где расположен испрашиваемый земельный участок, не утвержден в соответствии с действующим законодательством.Земельный участок не входит в границы резервирования и изъятия земельных участков.

Согласно сведениям, представленным Филиалом ППК «Роскадастр» по <адрес>, в Едином государственном реестре недвижимости сведения об автомобильной дороги общего пользования по адресу: <адрес> отсутствуют.

Следовательно, доказательств того, что испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования, границы которой установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, материалы дела не содержат.

Кроме этого из материалов дела следует, что принадлежащий административному истцу гараж расположен на земельном участке, отведенном для размещения гаражей на основании решения уполномоченного органа.

            Так, решением исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ произведен отвод земельных участков под коллективные стоянки и гаражи, в том числе земельный участок площадью по <адрес> для размещения 65 кирпичных гаражей.

            Административный истец, в свою очередь, является членом ГК КС-221 со дня образования и по настоящее время, задолженности по оплате содержания общего имущества не имеет.

Испрашиваемый ей земельный участок, общей площадью .м расположен в границах ГК «КС-221», что подтверждается заключением кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ООО «Межевики».

Учитывая, что земельный участок фактически занят капитальным гаражом, для строительства которого был выделен, данный участок заведомо не может относиться к территории общего пользования.

Отнесение земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия объектов недвижимости для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на такие объекты недвижимости.

Сведений о принятии решения о резервировании для муниципальных нужд и изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее административному истцу нежилое здание, материалы дела не содержат.

Согласно выписке из ИСОГД г.о. Самара испрашиваемый земельный участок не входит в границы резервирования и изъятия земельных участков.

При таких обстоятельствах, поскольку при рассмотрении дела установлено отсутствие утвержденной документации по планировке территории, которой установлены красные линии на рассматриваемой территории, и отсутствие решения о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, отказ в предоставлении земельного участка лишь на основании содержащихся в ИСОГД сведений о красных линиях не может быть признан законным и обоснованным.

Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Учитывая существующую административную процедуру предоставления земельных участков, которую суд не должен подменять, в целях восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Толубаева В. И. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным распоряжения - удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть заявление Толубаева В. И. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья            (подпись)                           Т.А.Турбина

Копия верна:

Судья

              Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2023

2а-1225/2023 (2а-6649/2022;) ~ М-5908/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Толубаев В.И.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
Департамент градостроительства г.о. Самара
Администрация Кировского внутригородского района г. Самары
Гаражный кооператив «КС-221»
Администрация г.о.Самара
Лазарев Т.М.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Турбина Т. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
13.12.2022Регистрация административного искового заявления
13.12.2022Передача материалов судье
16.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
27.12.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.01.2023Предварительное судебное заседание
13.02.2023Судебное заседание
14.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее