Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-895/2021 ~ М-951/2021 от 12.10.2021

УИД 28RS0<Номер обезличен>-64

Дело <Номер обезличен>а-895/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2021 года                        г.Зея, Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Клаус Н.В.,

при секретаре О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области к ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области и ведущему судебному приставу - исполнителю ОСП по Зейскому району В.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

22 января 2021 года Зейским районным судом принято решение по иску прокурора Зейского района в интересах Л.Г., Н.Г. к администрации Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, которым исковые требования прокурора <адрес> удовлетворены в полном объеме. Решение вступило в законную силу 25 февраля 2021 года.

26 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Зейскому району вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 81823/21/28008–ИП, которым должнику установлен срок для добровольного исполнения требований 5 дней.

<Дата обезличена> ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области В.В. вынес постановление о взыскании с администрации Овсянковского сельсовета исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Администрация Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области обратилась в суд с вышеназванным административным иском, просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб., наложенного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области В.В. от 21 июня 2021 года, ссылаясь на то, что решение Зейского районного суда от 22.01.2021 по делу № 2-45/2021 администрацией Овсянковского сельсовета исполнено в полном объеме 01.04.2021.

Определением суда от 12 октября 2021 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области и ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области В.В.

Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

В силу ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Изучив и оценив представленные доказательства, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 г №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 июля 2001 г №13-П, исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле ст.57 Конституции РФ. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение установленного срока, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

По смыслу ст.55 Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершённого деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, с учётом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счёте, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Доводы административного истца об отсутствии бездействия по исполнению решения суда подтверждены соответствующими доказательствами.

Судом установлено, что 22 января 2021 года Зейским районным судом принято решение по иску прокурора Зейского района в интересах Л.Г., Н.Г. к администрации Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, которым исковые требования прокурора Зейского района удовлетворены в полном объеме. Указанное решение суда вступило в законную силу 25 февраля 2021 года.

26 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Зейскому району вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 81823/21/28008–ИП, которым должнику установлен срок для добровольного исполнения требований 5 дней.

01 апреля 2021 года администрацией Овсянковского сельсовета с Н.Г. и Л.Г. был заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

01 апреля 2021 года Н.Г. и Л.Г. было дано согласие на вселение в муниципальное жилье по вышеуказанному адресу.

Вместе с тем, должник своевременно не уведомил судебного пристава - исполнителя ОСП по Зейскому району об исполнении требований исполнительного документа.

С учетом изложенного, 16 июня 2021 года ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области В.В. в адрес администрации Овсянковского сельсовета было направлено требование об исполнении вышеуказанного решения суда в течение 5 дней с момента получения данного требования.

21 июня 2021 года ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области В.В. вынес постановление о взыскании с администрации Овсянковского сельсовета исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Сведения об исполнении решения суда в установленный срок (01.04.2021) администрацией Овсянковского сельсовета были направлены в ОСП по Зейскому району только 23 июня 2021 года.

При таких обстоятельствах, постановление о взыскании исполнительского сбора является законным и обоснованным.

Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области В.В. от 23 сентября 2021 года исполнительное производство № 81823/21/28008–ИП было окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа.

Таким образом, судом установлено, что ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> в ходе исполнения решения Зейского районного суда был соблюден порядок исполнения судебного решения, предусмотренный Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», вместе с тем, фактически администрацией Овсянковского сельсовета решение суда было исполнено в установленный законом пятидневный срок.

По мнению суда, сам по себе факт несвоевременного уведомления судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда в установленный законом срок, не может являться основанием для возложения на должника публично-правовой ответственности в виде обязанности уплаты исполнительского сбора.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии правовых и фактических оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.

На основании ч. 8 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решение подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области удовлетворить.

Освободить администрацию Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № 81823/21/28008–ИП, возбужденному 26 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области.

Обратить решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня его оглашения.

Председательствующий                            Н.В.Клаус

2а-895/2021 ~ М-951/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Овсянковского сельсовета
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области
Ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Зейскому району Кашлей Валерий Валерьевич
ОСП по Зейскому району УФССП по Амурской области
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Клаус Наталья Владимировна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
12.10.2021Регистрация административного искового заявления
12.10.2021Передача материалов судье
12.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2021Судебное заседание
28.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее