Дело №3а-3/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Владимир 08 апреля 2019 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Емельяновой О.И.
при секретаре Кротковой Ю.В.,
с участием представителя административного истца Тимофеева А.В. по доверенности Невмержицкого П.Н.,
представителя административного ответчика администрации г. Владимира по доверенности Морозовой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тимофеева А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Тимофеев А.В. обратился во Владимирский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением.
В обоснование требований указал, что является собственником объекта недвижимости, расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 26 099 кв.м., относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - содержание открытой автостоянки и производственных помещений, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Северная, д.59, соответственно, в его пользовании находится часть вышеуказанного земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** установлена постановлением администрации г. Владимира от 12.11.2012 № 4720 по состоянию на 1 января 2012 года в размере 78 795 490,90 руб.
12.08.2015 земельный участок с кадастровым номером **** был снят с государственного кадастрового учета в связи с его разделом на восемь земельных участков.
Решением Октябрьского районного суда г. Владимира от 09.11.2017 по делу № 2-3938/2017 результаты работ по разделу земельного участка были признаны недействительными, земельные участки, образованные в результате раздела исходного земельного участка, исключены из Государственного кадастра недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером **** вновь поставлен на кадастровый учет 09.06.2017.
Результаты очередной государственной кадастровой оценки были утверждены по состоянию на 01.01.2016 постановлением администрации г. Владимира от 29.11.2016 № 3742, вступившим в силу с 01.01.2017. Однако земельный участок с кадастровым номером **** не вошел в очередную государственную кадастровую оценку. После восстановления земельного участка на государственном кадастровом учете его кадастровая стоимость установлена на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Владимирской области от 05.07.2018 в размере 72 881 196,51 руб.
Указывает, что в производстве Арбитражного суда Владимирской области находится дело № А11-15082/2017 по иску администрации г. Владимира к Тимофееву А.В. о взыскании неосновательного обогащения за пользование вышеуказанным земельным участком с кадастровым номером **** за период с 17.04.2015 по 28.09.2016 в размере 1 037 930,37 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.07.2014 по 31.01.2017 в размере 90 396,65 руб. Расчет взыскиваемой суммы произведен администрацией г. Владимира исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 78 795 490,90 руб. по состоянию на 01.01.2012, в связи с чем, он заинтересован в определении достоверной кадастровой стоимости земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 66 Земельного кодекса РФ.
Согласно отчету об оценке от 14.08.2018 № 284-18, выполненному ООО «Ассоциация экспертов и оценщиков», рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составила 27 758 000 руб.
С учетом уточнения требований Тимофеев А.В. просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01.01.2012 в размере 27 758 000 руб. по 04.07.2018 включительно (л.д.204-206 т.1).
Административный истец Тимофеев А.В., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель Тимофеева А.В. по доверенности Невмержицкий П.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске. Пояснил, что с настоящим административным исковым заявлением истец обратился во Владимирский областной суд после того как администрация г. Владимира в связи с вступлением законную силу решения Октябрьского районного суда от 09.11.2017 по делу № 2-3938/2017 уточнила исковые требования к ИП Тимофееву А.В., представив расчет неосновательного обогащения за период с 17.04.2015 по 28.09.2016 за пользование частью земельного участка с кадастровым номером **** исходя из кадастровой стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 в размере 78 795 490,90 руб. Считает, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** нарушает его права и законные интересы, иного способа защиты не имеется. Также полагает, что положения ч.3 ст. 245 КАС РФ препятствием для обращения в суд не являются с учетом того, что в постановление администрации г. Владимира от 29.11.2016 № 3742, которым утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки, земельный участок с кадастровым номером **** не включен.
Представитель административного ответчика администрации г. Владимира по доверенности Морозова Н.Г. в представленных письменных возражениях и пояснениях в суде указала, что с даты внесения оспариваемой кадастровой стоимости в ЕГРН прошло более пяти лет, исковое заявление подано в суд с нарушением установленного нормой ч.3 ст.245 КАС РФ срока. Оспариваемая кадастровая стоимость является «архивной», действующее правовое регулирование не предусматривает возможности изменения «архивной» кадастровой стоимости. Ссылаясь на абз.5 ст.24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указала, что установление рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** не порождает для истца правовых последствий в виде перерасчета суммы неосновательного обогащения, в связи с чем, административное дело подлежит прекращению. В то же время, не оспаривая правильность заключения проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, указала, что не возражает против установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере, определенной экспертом рыночной стоимости - 34 897 000 руб., в период с 01.01.2018 по 08.06.2018 (л.д. 120-123, 215-216 т.1, л.д.130-131 т.2, л.д.169 т.3).
Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Владимирской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области) участие представителя в судебном заседании не обеспечил. В представленных письменных отзывах, указал, что в период с 01.01.2012 по 08.09.2018 кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 78 795 490,90 руб., с 09.06.2018 (дата восстановления сведений о земельном участке в ЕГРН) кадастровая стоимость составляет 72 881 196,51 руб. на основании акта определения кадастровой стоимости от 05.07.2018 № 33/701/18-14850. После проведения по делу судебной оценочной экспертизы направил в суд ходатайство, в котором указал, что право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости не оспаривает ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, заключение эксперта ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» от 11.03.2019 № 22/2019, его форму, содержание и размер, определенной в нем кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере 34 897 000 руб., под сомнение не ставит, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя (л.д.146-152 т.1, л.д.2-5, 150-151 т.2, л.д.175 т.3)
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра по Владимирской области), надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебное заседание не направило, в представленном ходатайстве указало, что право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной не оспаривает, правильность заключения эксперта ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» от 11.03.2019 № 22/2019, его форму и содержание, а также размер определенной им рыночной стоимости земельного участка под сомнение не ставит (л.д.170-173 т.3).
Заинтересованные лица Демахина Е.К., Марьин М.Л., Селиверстов П.С., извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились, направили заявления, в которых полагали требования Тимофеева А.В. подлежащими удовлетворению, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заинтересованные лица Лукьянов А.Н., Голубых В.Н., представитель заинтересованного лица Открытое акционерное общество «Владимирский завод «Электроприбор» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заинтересованные лица Макаров А.В., Мошкин Ю.А., Мошкин А.А., Рафиков О.А, Перунов Е.В., Алексеева Т.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Алексеева И.И., Алексеева Е.И., извещенные надлежащим образом в порядке ст.96 КАС РФ, ст. 165.1 ГК РФ, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся Тимофеева А.В., Демахиной Е.К., Марьина М.Л., Селиверстова П.С., Макарова А.В., Мошкина Ю.А., Мошкина А.А., Рафикова О.А, Перунова Е.В., Алексеевой Т.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Алексеева И.И., Алексеева Е.И., представителей ОАО «Владимирский завод «Электроприбор», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области, Управления Росреестра по Владимирской области, явка которых не признана обязательной.
Исследовав и оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером ****, площадью 26099 кв.м, расположенный по адресу: г.Владимир, ул.Северная, д.59, относящийся к категории - земли населенных пунктов, имеющий разрешенное использование - содержание открытой автостоянки и производственных помещений, является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 09.02.2004.
Указанный земельный участок с 1993 года принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования ЗАО «ПОГАТ».
В пределах земельного участка с кадастровым номером **** расположено нежилое здание (гараж), площадью 3674,5 кв.м., принадлежащее на праве собственности Тимофееву А.В., право собственности Тимофеева А.В. надлежащим образом зарегистрировано в ЕГРН 18.06.2009, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 12.12.2018 № 33-0-1-70/4002/2018-17610 (л.д.37-39 т.2)
Постановлением администрации г.Владимира от 25.03.2015 № 1078 утверждено образование восьми земельных участков, расположенных по адресу: г.Владимир, ул.Северная, д.59, с кадастровыми номерами **** - площадь 1364 кв.м, **** - площадь 2425 кв.м, **** - площадь 649 кв.м, **** - площадь 2669 кв.м, **** -площадь 1682 кв.м, **** - площадь 958 кв.м, **** - площадь 15280 кв.м, **** - площадь 1071 кв.м. Изменены характеристики земельного участка с кадастровым номером ****, установлено разрешенное использование земельного участка: гараж-стоянка.
На основании постановления администрации г.Владимира от 16.04.2015 № 1376 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ЗАО «ПОГАТ», запись о прекращении права внесена в ЕГРН 22.04.2015.
12.08.2015 земельный участок с кадастровым номером **** снят с кадастрового учета, приобрел статус «архивный» вследствие его преобразования путем раздела на 8 земельный участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****.
22.08.2016 между администрацией г. Владимира и Тимофеевым А.В. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 15280 кв.м., право собственности Тимофеева А.В. было зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРН 29.09.2016.
Решением Октябрьского районного суда г. Владимира от 09.11.2017 по делу № 2-3938/2017, вступившему в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 06.03.2018 по делу № 33-843/2018, признаны недействительными постановление администрации г. Владимира от 25.03.2015 № 1078 «Об образовании земельных участков», а также постановления администрации г. Владимира и договоры купли-продажи в отношении образованных в результате раздела земельных участков, в частности, постановление администрации г. Владимира от 03.07.2015 №2397 «О предоставлении Тимофееву А.В. в собственность за плату земельного участка по местоположению: г.Владимир, ул. Северная, д.59», договор купли-продажи земельного участка от 22.08.2016 № 17, заключенный между администрацией г. Владимира и Тимофеевым А.В., применены последствия недействительности договоров купли-продажи в виде возврата администрации г. Владимира земельных участков, образованных в результате раздела (л.д.14-23 т.2).
09.06.2018 статус земельного участка с кадастровым номером **** «архивный» был изменен на «ранее учтенный» на основании вышеуказанного решения Октябрьского районного суда от 09.11.2017.
Материалами дела подтверждается, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** была установлена постановлением администрации г. Владимира от 12.11.2012 № 4720 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Владимира за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области» по состоянию на 1 января 2012 в размере 78 795 490,90 руб. (л.д. 124-125т.1).
Сведения о кадастровой стоимости в размере 78 795 490,90 руб. внесены в государственный реестр недвижимости 11.01.2013, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20.11.2018 № 33/202/18-510645 (л.д.236 т.1).
Постановлением администрации г. Владимира от 29.11.2016 № 3742«Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Владимир», вступившим в силу с 01.01.2017, утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земельных участков на территории г. Владимира по состоянию на 01 января 2016 года (л.д.217 т.1).
Земельный участок с кадастровым номером **** не вошел в очередную государственную кадастровую оценку.
При восстановлении земельного участка с кадастровым номером **** на государственном кадастровом учете со статусом «ранее учтенный» кадастровая стоимость определена ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Владимирской области в соответствии с Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 05.07.2018 № 33/701/18-14850 на основании п. 2.5,2.1.3 Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» в размере 72 881 196,51 руб. (л.д.9 т.2).
Сведения о кадастровой стоимости в размере 72 881 196,51 руб. внесены в ЕГРН 05.07.2018, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.11.2018 № 33/202/18-510675 (л.д.241 т.1).
Из материалов дела также следует, что в производстве Арбитражного суда Владимирской области находится дело № А11-15082/2017 по иску администрации г. Владимира к Тимофееву А.В. о взыскании неосновательного обогащения за пользование вышеуказанным земельным участком с кадастровым номером **** за период с 17.04.2015 по 28.09.2016 в размере 1 037 930,37 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.07.2014 по 31.01.2017 в размере 90 396,65 руб.
Исследование представленных в материалы настоящего административного дела расчетов неосновательного обогащения за пользование Тимофеевым А.В. земельным участком с кадастровым номером **** позволяет с достоверностью установить, что расчет произведен администрацией г. Владимира исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года в размере 78 795 490,90 руб. (л.д.108, 211 т.1)
Тимофеев А.В., полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, нарушает его права как собственника объекта недвижимости и фактического пользователя частью земельного участка, на которой данный объект недвижимости расположен, 24 сентября 2018 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Давая оценку доводам представителя администрации г. Владимира, мотивированным ссылкой на положения абз.5 ст.24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», о том, что требования административного истца направлены на изменение неактуальной кадастровой стоимости, в случае установления кадастровой стоимости в размере рыночной новая кадастровая стоимость может быть применена не ранее 01 января 2018 года, в связи с чем, установление кадастровой стоимости в размере рыночной по состоянию на 01 января 2012 года не порождает для истца правовых последствий, и настоящее дело подлежит прекращению, суд исходит из следующего.
Нормой ч.3 ст. 245 КАС РФ, действительно, предусмотрено, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2012 года в размере 78 795 490,90 руб., установленная постановлением администрации г. Владимира от 12.11.2012 № 4720, внесена в ЕГРН 11 января 2013 года.
В суд с настоящим административных иском Тимофеев А.В. обратился 24.09.2018, то есть с пропуском предусмотренного ч.3 ст. 245 КАС РФ срока.
05.07.2018 в ЕГРН внесена кадастровая стоимость в размере 72 881 196,51 руб., установленная актом ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Владимирской области при восстановлении вышеуказанного земельного участка в ЕГРН.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 8, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пропуск, предусмотренного ч.3 ст. 245 КАС РФ срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Тимофеев А.В. как собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ****, в силу положений ст.552 ГК РФ обладает правом пользования частью земельного участка, занятой данным объектом недвижимости и необходимой для его использования.
Из материалов дела усматривается, что размер неосновательного обогащения за фактическое использование частью земельного участка исчислен администрацией г. Владимира из «архивной» кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2012 года в размере 78 795 490,90 руб.
При таком положении суд признает заслуживающими внимания доводы административного истца о том, что о нарушении своих прав ему стало известно после приятия Октябрьским районным судом г. Владимира решения от 09.11.2017 по делу № 2-3938/2017, находит причину пропуска срока, установленного ч.3 ст. 245 КАС РФ, уважительной, а срок обращения в суд подлежащим восстановлению.
Отклоняя довод представителя администрации г. Владимира о прекращении производства по настоящему административному делу, суд принимает во внимание, что определением Арбитражного суда Владимирской области от 1 октября 2018 года по делу № А11-15082/2017 приостановлено производство по делу по иску администрации г. Владимира к ИП Тимофееву А.В. о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 037 930,37 руб. за период с 17.04.2015 по 28.09.2016 и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 90 396,65 руб. за период с 01.07.2015 по 31.01.2017 (л.д.184 т.3).
Вопрос о возможности применения вновь установленной рыночной стоимости при исчислении неосновательного обогащения до 1 января 2018 года, исходя из того, что в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка Тимофеев А.В. обратился в 2018 году, предметом настоящего иска не охватывается и судебной оценке в рамках настоящего административного дела, рассматриваемого в порядке главы 25 КАС РФ, не подлежит.
Таким образом, учитывая, что «архивная» кадастровая стоимость использована администрацией г. Владимира для исчисления неосновательного обогащения суд полагает, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года в размере 78 795 490,90 руб., ставшая предметом настоящего спора, имеет для административного истца значение, в связи с чем, у Тимофеева А.В. имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
В обоснование своих требований Тимофеев А.В. представил в суд отчет об оценке от 14.08.2018 № 284-18,составленный ООО «Ассоциация экспертов и оценщиков», согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года составляет 27 758 000 руб.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2012 года и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (л.д. 140-142 т.2).
Согласно заключению эксперта ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» Силиной Т.Л. от 11.03.2019 № 22/2019 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2012 года составляет 34 897 000 руб.
Относительно соответствия отчета об оценке от 14.08.2018 № 284-18 требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключении экспертом выявлены существенные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. В частности, указано, что не представляется возможным проверить информацию по ссылкам на страницах 29,30, 35-36 отчета, дату предложений к продаже объектов-аналогов на страницах 77,80 отчета, в связи с этим подтвердить источник информации и дату ее подготовки. Не представляется возможным проверить информацию на страницах 35-36 отчета, в связи с этим, подтвердить анализ фактора, влияющего на стоимость. Анализ фактических данных, приведенных на странице 30 отчета, выполнен только по объектам-аналогам. Не представляется возможным проверить интервал значений цен на страницах 31,38 отчета. На странице 16 отчета указывается, что организации и специалисты к проведению оценки и подготовке отчета не привлекались, хотя на страницах 38, 33-34 отчета используется мнение экспертов. Информация, определяемая экспертным мнением на страницах 33-34 отчета, не проверена на соответствие рыночной информации. Информации об объектах-аналогах на страницах 77,80,83 отчета недостаточно для применения корректировок на коммуникации (страницы 49-50 отчета). В связи с тем, что не представляется возможным подтвердить информацию на страницах 35-36 отчета, невозможно подтвердить корректировку на местоположение (страница 48 отчета). Не представляется возможным подтвердить дату предложения объектов к продаже по информации на страницах 77,80 отчета. Данные обстоятельства не позволяют подтвердить полноту, достоверность и достаточность исходной информации и допускают неоднозначное толкование результатов (л.д. 1-141 т.3).
Экспертиза проведена экспертом ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» Силиной Т.Л., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с 2014 года, стаж работы судебного эксперта с 2015 года, предупрежденной об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение эксперта от 11.03.2019 № 22/2019 соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 КАС РФ, а также требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, федеральным стандартам оценки ФСО №1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки», ФСО№2 «Цель оценки и виды стоимости», ФСО№3 «Требования к отчету об оценке» и ФСО№7 «Оценка недвижимости», а также стандартами и правилами оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, содержит полное описание объекта оценки и произведенного расчета его рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 КАС РФ, участвующими в деле лицами, в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, данное заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертами рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2012 года, а также формы и содержания экспертного заключения не поступало, ходатайства о назначении повторной экспертизы не заявлено.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение эксперта от 11.03.2019 № 22/2019 мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертами обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Оценив заключение эксперта в соответствии с правилами статьи 84, ч. 8 ст. 82 КАС СРФ, суд признает, что выводы эксперта отвечают принципам обоснованности и однозначности, а представленное заключение является объективным и допустимым доказательством рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, определенной по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Представленный административным истцом отчет об оценке ООО «Ассоциация экспертов и оценщиков», от 14.08.2018 № 284-18 вышеуказанным критериям не отвечает, опровергнут заключением проведенной по делу судебной экспертизы, в связи с чем, не может быть положен в основу выводов суда.
На основании изложенного суд приходит к выводу об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 26 099 кв.м., относящегося к категории - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - содержание открытой автостоянки и производственных помещений, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Северная, д.59, по состоянию на 01 января 2012 года в размере его рыночной стоимости 34 897 000 рублей.
Оснований для установления рыночной стоимости размере 34 897 000 руб. за период по 04.07.2018 включительно суд не находит с учетом того, что земельный участок с кадастровым номером **** прекратил свое существование 12.08.2015, то есть в период с 12.08.2015 по 08.06.2018 сведения о спорном земельном участке в ЕГРН отсутствовали.
Кроме того, постановлением администрации г. Владимира от 29.11.2016 № 3742 утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земельных участков на территории г. Владимира по состоянию на 1 января 2016 года. При установлении кадастровой стоимости данного земельного участка при его восстановлении в ЕГРН (09.06.2018) кадастровая стоимость определена органом кадастрового учета в размере 72 881 196,51 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, определенного вышеуказанным постановлением администрации г. Владимира от 29.11.2016 № 3742.
Более того, как следует из отзыва ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Владимирской области от 01.02.2019 № 01393 кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 72 881 196,51 руб. установлена по состоянию на 1 января 2016 года и применяется с даты внесения сведений о земельном участке в ЕГРН, то есть с 09.06.2018 (л.д.150-151 т.2).
Не обосновал административный истец и свою заинтересованность в установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной по 04.07.2018 включительно.
Доводы представителя Тимофеева А.В. о возможных перспективах рассмотрения иска администрации г. Владимира о взыскании неосновательного обогащения в Арбитражном суде Владимирской области носят предположительный характер и о правовой заинтересованности истца в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной на период по 04.07.2018 не свидетельствуют.
При таком положении суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца в части установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по 04.07.2018 включительно.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
В соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 указанного Федерального закона).
С учетом изложенного датой подачи заявления административным истцом об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере рыночной стоимости следует считать 24 сентября 2018 года, то есть дату обращения в суд.
Согласно статье 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, данное решение в силу прямого указания закона является основанием для внесения сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Тимофеева А.В. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 26 099+/-56 кв.м., относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - содержание открытой автостоянки и производственных помещений, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Северная, д.59, по состоянию на 01 января 2012 года в размере его рыночной стоимости 34 897 000 (тридцать четыре миллиона восемьсот девяносто семь тысяч) рублей.
В удовлетворении исковых требований в остальной части - отказать.
Считать датой подачи заявления Тимофеева А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости 24 сентября 2018 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Владимирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Владимирского областного суда О.И.Емельянова
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2019 года