Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-639/2021 ~ М-140/2021 от 19.01.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                               08 апреля 2021 г.

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Андреевой Е.А.,

при секретаре Овчаренко М.Е.,

с участием административного истца Шаровской М.В.,

представителя административного ответчика - Ефименко П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Шаровской М. В. к МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>», Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Шаровская М.В. обратилась в суд с иском к МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>», Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным решения органа местного самоуправления.

В административном иске указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за плату в порядке п.1 ч.1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. -ф МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>» отказало в предоставления земельного участка по п.14 ст. 39.16 ЗК РФ, в силу которого уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Отказ был мотивирован тем, что согласно сведениям ЕГРН испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования - для нежилого здания столярной мастерской, что не соответствует виду, указанному в заявлении, в том числе основанию предоставления в собственность за плату.

Отказ в предоставлении земельного участка истец считает незаконным и необоснованным, поскольку указанная в письме об отказе ссылка на п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ предусматривает отказ в случае указания в заявлении целей земельного участка, которые не являются разрешенными для данного земельного участка, при этом рассматривая заявление по правилам ст.39.18 ЗК РФ, государственный орган учитывает все возможные виды разрешенного использования земли, определяемые для территориальной зоны градостроительными регламентами.

Как указывается в Обзоре судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г.) виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).

В настоящее время вид разрешенного использования «для нежилого здания столярной мастерской» не соответствует действующему классификатору видов разрешенного использования земельных участков.

До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона № 171-ФЗ).

Таким образом, в срок до 01 января 2020 года администрация сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области обязана была внести изменения в Правила землепользования и застройки, то есть привести вид разрешенного использования в соответствие.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области раздела III - Градостроительные регламенты, Главы 8 - виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, статьи 21 в перечень территориальных зон и подзон на карте градостроительного зонирования поселения выделена, в том числе территориальная жилая зона Ж1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.

На прилагаемой к вышеназванным Правилам землепользования и застройки карте территориального зонирования испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 63:17:0104003:1182 относится к территориальной жилой зоне Ж1 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами, с видом разрешенного использования для размещения жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании).

Кроме того, визуальный осмотр территории испрашиваемого земельного участка на местности свидетельствует о том, что на нем отсутствуют какие-либо сохранившиеся строения, в том числе и нежилое здание столярной мастерской. На испрашиваемом участке строений и сооружений нет.

Исходя из положений п. 4 ст. 37 ГрК РФ, п. 3 ст. 85 ЗК РФ, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом, и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просит признать незаконным решение МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>» в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н. Обязать МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>» устранить допущенные нарушения, обратиться с заявлением в орган кадастрового учета на предмет внесения изменений о виде разрешенного использования в сведения об объекте недвижимого имущества - земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, участок б/н с вида разрешенного использования «для нежилого здание столярной мастерской» на вид разрешенного использования «для размещения жилого дома». Обязать МКУ ««Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>» устранить допущенные нарушения, предоставить в собственность за плату земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н, через аукцион.

В судебном заседании административный истец Шаровская М.В. заявленные требования поддержала.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Ефименко П.В. исковые требования не признал, просил в иске отказать.

Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со статьей 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 39.3 ЗК РФ в редакции на день вынесения оспариваемого решения продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если не требуется работ по образованию земельного участка и установлению его границ, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно данной норме уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.

В соответствии с пп. 14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе, в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Шаровская М.В. обратилась к Главе Администрации муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за плату в порядке п.1 ч.1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ земельного участка площадью 1716 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, для индивидуального жилищного строительства.

Собственником земельного участка с кадастровым номером является муниципальный район <адрес>, право муниципальной собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «для нежилого здания столярной мастерской», поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. -ф МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>» отказало в предоставления земельного участка, указав, что согласно п.14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Рождествено муниципального района <адрес> спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны «Ж6 зона смешанной застройки», согласно Генеральному плану сельского поселения расположен в границах <адрес>, что следует из письма Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. № 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, действовавший на момент вынесения оспариваемого решения.

В п. 2 указанного приказа установлено, что в соответствии с Классификатором определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.

Вид разрешенного использования спорного земельного участка был установлен до введения Классификатора в действие.

Согласно п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

До 1 января 2020 года (в редакции на день вынесения оспариваемого решения) орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (п. 12 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ).

По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка (п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ).

Действия уполномоченных органов, предусмотренные ч. 13 ст. 34 Закона № 171-ФЗ, не являются изменением вида разрешенного использования или выбором вида разрешенного использования правообладателем земельного участка, а являются процедурой технического приведения описания вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с видами разрешенного использования и их описанием, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования.

В силу части 2 статьи 277 КАС РФ, для признания недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что на день обращения административного истца с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства и принятия оспариваемого решения спорный земельный участок имел вид разрешенного использования «для нежилого здания столярной мастерской», который признается действительным вне зависимости от его соответствия Классификатору видов разрешенного использования земельных участков.

Незаконности действий (решения) ответчика, повлекших нарушение прав административного истца при рассмотрении его заявления, по делу не установлено, то есть совокупность обстоятельств, являющихся основанием для признания незаконными решения органа местного самоуправления, отсутствует, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Шаровской М.В. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Шаровской М. В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15.04.2021 г.

Председательствующий      /подпись/ Е.А. Андреева

2а-639/2021 ~ М-140/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шаровская М.В.
Ответчики
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
МКУ УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Андреева Е. А.
Дело на сайте суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
19.01.2021Регистрация административного искового заявления
20.01.2021Передача материалов судье
20.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.02.2021Предварительное судебное заседание
04.03.2021Судебное заседание
23.03.2021Судебное заседание
23.03.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.04.2021Судебное заседание
15.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее