РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2016 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе
судьи Сметаниной О.Н.,
при секретаре ФИО2,
с участием административного истца Юдиной О.А.,
представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Юдиной О.А. к мэрии г.о.Тольятти об обжаловании распоряжения заместителя мэра г.Тольятти №-р/5 от ДД.ММ.ГГГГ, обязании включить в список,
установил:
Административный истец, обратившись в суд с названным иском, указывает, что ДД.ММ.ГГГГ оспариваемым распоряжением истице было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда» в связи с отсутствием оснований для ее включения в указанный список, т.к. на момент подачи заявления возраст Юдиной О.А. превысил 23 года. Истица с данным распоряжением не согласна.
Юдина О.А. в судебном заседании поддержала доводы административного иска, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом г.Тольятти было вынесено решение о ее вселении в квартиру по адресу: <адрес>, где в настоящее время проживает отец истицы и его гражданская супруга с двумя детьми.
Представитель административного ответчика ФИО3, действующая по доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что истица обратилась в мэрию г.о.Тольятти с заявлением о принятии на учет в ДД.ММ.ГГГГ года, когда ей исполнилось 24 года, что явилось основанием для отказа в принятии на учет. Кроме того, на праве пользования за истцом закреплено 2 комнаты общей площадью 29,6 кв.м., что более учетной нормы.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.11 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что при рассмотрении административного иска о признании незаконными действий (решений) органа государственной власти суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению иска может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области»:
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
2. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
3. По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях: родителей, лишенных родительских прав, опекунов и попечителей, отстраненных в установленном порядке от выполнения своих обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено, лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которых невозможно совместное проживание с ними в одном жилом помещении;
2) жилые помещения не пригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. В Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 8 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно свидетельству о рождении родителями Юдиной О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО4 и ФИО5 Решением Центрального районного народного суда г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Юдины А.ФИО9. были лишены родительских прав в отношении дочери. Постановлением Елховского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ Юдина О.А. была передана в приемную семью. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. Юдина О.А. находилась на полном государственном обеспечении в ГКУ СО «Центр для детей, оставшихся без попечения родителей» «Ласточка».
Согласно выписке из распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти № от № года Юдиной О.А. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда в связи с утратой статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. в связи с достижением 23-летнего возраста.
Судом установлено, что оспариваемое в данном деле распоряжение принято административным ответчиком в соответствии с предоставленными ему полномочиями, порядок вынесения предписания ответчиком соблюден. Кроме того, содержание распоряжения соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения. Суд полагает, что истцу обоснованно отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, так как из преамбулы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из ст. 1 данного закона следует, что его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей к которым относятся несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, а также на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения ими 23-летнего возраста.
Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение жилыми помещениями предоставляется на основании заявления лица, претендующего на меры социальной поддержки и должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до вышеуказанного возраста.
Таким образом, анализируя вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что возраст от 18 до 23 лет является не сроком исковой давности либо иным сроком, который может быть восстановлен, а необходимым условием, определяющим наличие права лица на льготы, установленные ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», т.е. обеспечению жильем на территории Самарской области подлежат указанные категории граждан, если они обратились с заявлением в надлежащий орган местного самоуправления до достижения возраста 23 лет.
Поскольку истец обратился впервые с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после исполнения 23 лет и ранее на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения не состояла, то на момент обращения истец не отвечала требованиям ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определяющей категорию лиц, на которых данный закон распространяется. Ввиду чего, мэрией г.о. Тольятти правомерно отказано во включении истца в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Доводы истца о том, что о своем праве на постановку на учет ей стало известно 29.04.2016 года при рассмотрении гражданского дела о ее вселении, суд считает несостоятельными. После достижения истцом 18-летнего возраста она имела возможность самостоятельно реализовать свое право, но не сделала этого в течение 6 лет. Никаких причин, препятствующих Юдиной О.А. в реализации предоставленного законом права на обеспечение жилищем, истец не указала, доказательств в подтверждение этих причин не представила, что лишает суд возможности оценить уважительность причины несоблюдения истцом срока для подачи заявления в жилищные органы.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.Тольятти, у истца не возникло. Таким образом, распоряжение заместителя мэра городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/5 «Об отказе во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда» издано в соответствии с действующим законодательством. При таких обстоятельствах, суд полагает, что основания для включения Юдиной О.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда отсутствуют.
Кроме того, судом установлено, что постановлением администрации Центрального района г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № за Юдиной О.А. и ее сестрой ФИО6 сохранено право на жилую площадь: две комнаты в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, <адрес> Решением Центрального районного суда г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ требования Юдиной О.А. о ее вселении в указанную квартиру были удовлетворены. Таким образом, она обеспечена жилым помещением на условиях социального найма, поскольку на нее приходится более 14 кв.м. жилой площади (2 комнаты площадью 29,6 кв.м на 2 зарегистрированных лиц). Доводы о невозможности проживания с отцом, лишенным родительских прав в отношении нее, не могут быть приняты во внимание в данном споре, т.к. этот факт подлежит установлению в рамках гражданского судопроизводства (усматривается спор о праве). К моменту рассмотрения административного иска Юдиной О.А. решение суда, установившего факт невозможности совместного проживания с ФИО4, отсутствует, напротив, имеется решение суда, свидетельствующее о намерении Юдиной О.А. проживать с ФИО4 в одном жилом помещении, это решение принято по иску Юдиной О.А., но не исполнено из-за бездействий самой истицы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14,175-178,226-227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований Юдиной О.А. к мэрии г.о.Тольятти об обжаловании распоряжения заместителя мэра г.Тольятти №-р/5 от ДД.ММ.ГГГГ, обязании включить в список – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 2 сентября 2016 года.
Судья (подпись) Сметанина О.Н.
КОПИЯ ВЕРНА. Судья: