РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Мишкино 19 января 2022 года
Мишкинский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Клещ Е.Г.,
с участием представителя истца Смольникова А.А.,
при секретаре Хариной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-30/2022 (УИД 45RS0012-01-2021-000736-90) по исковому заявлению прокурора Мишкинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Дубровинская средняя общеобразовательная школа», администрации Мишкинского района Курганской области, Муниципальному отделу управления образованием Администрации Мишкинского района о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мишкинского района Курганской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Дубровинская средняя общеобразовательная школа» (МКОУ «Дубровинская средняя общеобразовательная школа»), администрации Мишкинского района Курганской области, Муниципальному отделу управления образованием Администрации Мишкинского района (МОУО Администрации Мишкинского района) о возложении обязанностей.
В ходе рассмотрения дела истец изменил исковые требования, в окончательной редакции в обосновании иска указал, что прокуратурой Мишкинского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности МКОУ «Дубровинская средняя общеобразовательная школа». В ходе проверки установлено, что в филиале МКОУ «Дубровинская средняя общеобразовательная школа» - ДОУ «Дубровинский детский сад» специальная оценка условий труда не проводилась, таким образом, в настоящее время работники филиала лишены права на получение достоверной информации от работодателя, об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также лишены возможности получения дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда. В соответствии с п. 3 ст. 8 Устава Мишкинского района, утвержденного решением Мишкинской районной Думы от 15.07.2008 №, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Мишкинского района обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществляющих финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. В соответствии с п. 10 Положения о Муниципальном отделе управления образованием, утвержденным решением Мишкинской районной Думы от 28.05.2020 №, Муниципальный отдел управления образованием Администрации Мишкинского района выполняет полномочия учредителя, является главным распределителем бюджетных средств по отношению к подведомственным муниципальным казенным (бюджетным) образовательным организациям, расположенным на территории Мишкинского района. Согласно п. 1.6 Устава МКОУ «Дубровинская средняя общеобразовательная школа» учредителем учреждения является Мишкинский район. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет структурное подразделение администрации Мишкинского района МОУО Администрации Мишкинского района. МКОУ «Дубровинская средняя общеобразовательная школа», Администрация Мишкинского района и МОУО Администрации Мишкинского района обязаны создавать безопасные условия и обеспечивать охрану труда работников. Несвоевременное проведение специальной оценки условий труда нарушает права работников на безопасные условия и охрану труда. Просит обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дубровинская средняя общеобразовательная школа» в трехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда в соответствии с действующим законодательством в филиале - дошкольном образовательном учреждении «Дубровинский детский сад», с результатами которой ознакомить работников вышеуказанного образовательного учреждения. Обязать администрацию Мишкинского района и Муниципальный отдел управления образованием Администрации Мишкинского района в месячный срок после вступления решения в законную силу выделить денежные средства муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Дубровинская средняя общеобразовательная школа» на проведение специальной оценки условий труда в филиале - дошкольном образовательном учреждении «Дубровинский детский сад».
В судебном заседании представитель истца Смольников А.А. на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МКОУ «Дубровинская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Муниципального отдела управления образованием Администрации Мишкинского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Администрации Мишкинского района Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Мишкинского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности МКОУ «Дубровинская средняя общеобразовательная школа». В ходе прокурорской проверки выявлено, что в филиале МКОУ «Дубровинская средняя общеобразовательная школа» - дошкольном образовательном учреждении «Дубровинский детский сад» специальная оценка условий труда не проводилась, чем нарушены права работников на получение достоверной информации от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также лишены возможности получения дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда.
Согласно штатному расписанию филиала дошкольного образовательного учреждения «Дубровинский детский сад» по состоянию на 2022 год в образовательном учреждении предусмотрены следующие должности: воспитатель – 1 ставка, помощник воспитателя – 1 ставка, прачка – 0,25 ставки, повар – 1 ставка, социальный педагог ГКП – 0,5 ставки, заведующий филиалом – 0,5 ставки, сторож/кочегар-машинист – 2 ставки.
В силу ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что несвоевременное проведение специальной оценки условий труда нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия и охрану труда, заявленные истцом требования о возложении обязанности по проведению специальной оценки труда суд признает обоснованными и подлежавшими удовлетворению.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 2 ст. 8 Устава Мишкинского района Курганской области предусмотрено, что к полномочиями органов местного самоуправления Мишкинского района Курганской области относятся создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п. 1.6 Устава МКОУ «Дубровинская средняя общеобразовательная школа» учредителем учреждения является Мишкинский район. Функции и полномочия учредителя осуществляет структурное подразделение Администрации Мишкинского района – Муниципальный отдел управления образованием Администрации Мишкинского района.
В соответствии с п. 10 Положения о Муниципальном отделе управления образованием Администрации Мишкинского района, утвержденным решением Мишкинской районной Думы от 28.05.2020 №, Муниципальный отдел управления образованием выполняет полномочия учредителя (администрации Мишкинского района), является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к подведомственным муниципальным казенным (бюджетным) образовательным организациям, расположенным на территории Мишкинского района.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по финансированию мероприятий по проведению специальной оценки условий труда лежит на администрации Мишкинского района и Муниципальном отделе управления образованием Администрации Мишкинского района.
Администрацией Мишкинского района и Муниципальным отделом управления образованием Администрации Мишкинского района на дату рассмотрения дела суду не представлены документы, подтверждающие выполнение обязанностей по финансированию мероприятий по проведению специальной оценки условий труда в образовательном учреждении.
Установленные сроки для устранения выявленных нарушений суд признает разумными.
Руководствуясь ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Мишкинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дубровинская средняя общеобразовательная школа» в течение трех месяцев после вступления настоящего решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда в соответствии с действующим законодательством в филиале муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Дубровинская средняя общеобразовательная школа» - дошкольном образовательном учреждении «Дубровинский детский сад», с результатами которой ознакомить работников вышеуказанного образовательного учреждения.
Обязать администрацию Мишкинского района Курганской области и Муниципальный отдел управления образованием Администрации Мишкинского района в течение месяца после вступления в законную силу настоящего решения суда профинансировать мероприятия по проведению специальной оценки условий труда в филиале муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Дубровинская средняя общеобразовательная школа» - дошкольном образовательном учреждении «Дубровинский детский сад».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мишкинский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение изготовлено 21 января 2022 года.
Судья Е.Г. Клещ