РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
26 декабря 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-6178/19 по иску Горбушина Н. П. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-6178/19 по иску Горбушина Н. П. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
установил:
Горбушин Н.П. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что он является собственником нежилого помещения площадью 43,0 м2 с кадастровым номером 63:01:0927002:1020 по адресу: <адрес> и нежилого помещения площадью 40,9 м2 с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, 20. 17.09.2019 г. он обратился в Департаменту градостроительства г. о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков. 7.11.2019 г. распоряжениями №830 и №831 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал ему в предварительном согласовании предоставления земельных участков, поскольку они расположены в зоне полосы отвода железной дороги и находятся в границах красных линий. Постановлением Главы г.о. Самары №998 от 4.08.1995 г. земельный участок на <адрес> был изъят из земель Куйбышевской железной дороги и предоставлен ГСК 921 в аренду на период строительства с правом выкупа в собственность после завершения строительства, разрешено строительство 52 индивидуальных гаражей. Следовательно, использование испрашиваемых земельных участков для размещения индивидуальных гаражей началось до установления градостроительного регламента, в связи с чем несоответствие такого использования градостроительному регламенту не могло бы служить препятствием в предоставлении земельного участка. Просит признать не соответствующим закону распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от 7.11.2019 г. №830 и №831, обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу принять решение по его заявлениям от 23.09.2019 г. №15-01-22/11342 и №15-01-22/11343 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от 29.08.2019 г. Лахай А.Б. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности от 11.12.2019 г. №599 Ткаченко И.В. в судебном заседании иск не признала.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцу с 18.11.2014 г. принадлежит на праве собственности нежилое помещение (гараж) площадью 40,9 м2 по адресу: <адрес> кадастровый № (л.д. 30-31).
Также истцу с 8.02.2016 г. принадлежит на праве собственности нежилое помещение (гараж) площадью 43 м2 по адресу: <адрес> кадастровый № (л.д. 28-29).
17.09.2019 г. истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/5065 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого гаражом № в собственность без проведения торгов (л.д. 52-53). Испрашиваемый земельный участок имеет площадь 44,0 м2.
23.09.2019 г. заявление истца передано на рассмотрение ответчику.
Распоряжением от 7.11.2019 г. №831 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка на основании пп.1,2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, со ссылкой п.4, 6 ст.11.9, пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ и на п.6, 19 ст.39.16, п.12 ст.85 ЗК РФ– схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена, поскольку разработана с нарушением установленных требований к образованию земельных участков, а именно испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «полоса отвода железной дороги» по карте правового зонирования действующих правил застройки и землепользования в <адрес>, кроме того, земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (л.д. 48).
Также 17.09.2019 г. истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/5066 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого гаражом №, в собственность без проведения торгов (л.д. 60-61). Испрашиваемый земельный участок имеет площадь 46,0 м2.
23.09.2019 г. заявление истца передано на рассмотрение ответчику.
Распоряжением от 7.11.2019 г. №830 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка на основании пп.1,2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, со ссылкой п.4, 6 ст.11.9, пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ и на п.6, 19 ст.39.16, п.12 ст.85 ЗК РФ– схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена, поскольку разработана с нарушением установленных требований к образованию земельных участков, а именно испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «полоса отвода железной дороги» по карте правового зонирования действующих правил застройки и землепользования в г. Самаре, кроме того, земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (л.д. 54-55).
Отказы в предварительном согласовании предоставления земельного участка очевидным образом затрагивают законные интересы заявителя, в связи с чем могут быть оспорены им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п.4, 9 ст.11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Согласно п.12 ст.11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 г. №762 утверждены форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе и требования к подготовке схемы расположения земельного участка.
Согласно п.13 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
В соответствии с п.1 ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
Таким образом, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, предварительного утверждения схемы расположения земельного участка не требуется. Заявитель обязан осуществить подготовку такой схемы и приложить её к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При одобрении заявления уполномоченный орган одновременно принимает решение о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы его расположения.
Схема расположения испрашиваемого истцом земельного участка, как усматривается из материалов дела, была ранее подготовлена, но не утверждена (л.д. 14-15, 16-17).
Соответственно, подача истцом ответчику заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляла собой реализацию второго этапа вышеописанной процедуры.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства наделён полномочиями по приёму заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара (во всех случаях, пп.1 п.1 указанного постановления). Руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделён полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в её утверждении в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ (пп.3 п.2 указанного постановления).
Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принять решение по существу заявления.
Специальной процедуры принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка закон не устанавливает.
В соответствии с пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ.
Согласно пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п.4, 6 ст.11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами.
Оба испрашиваемых истцом земельных участка расположены в территориальной зоне «полоса отвода железной дороги» в соответствии с картой правового (градостроительного) зонирования, являющейся частью Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утверждённых постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. №61.
Постановлением Главы города Самары от 4.08.1995 г. №998 (л.д. 20-21) земельный участок на <адрес> в <адрес> г. <адрес>ю 0,2150 га был изъят из полосы отвода Куйбышевской железной дороги и предоставлен Гаражно-строительному кооперативу №921 в аренду с правом выкупа в собственность для строительства 52 индивидуальных гаражей.
Первый собственник гаража №11-12 Лиманов А.В. являлся членом ГСК №921 (л.д. 46, 47). Что касается гаража №19, 20, то он в своём адресе сохранил отсылку к ГСК №921.
В земельном законодательстве существуют два различные понятия: полосы отвода железной дороги как совокупность земельных участков, прилегающих к железнодорожным путям, занятых железнодорожными путями или предназначенных для размещения таких путей, занятых или предназначенных для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта (определение термина приведено в ст.2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ») и полоса отвода железной дороги как территориальная зона, установленная Правилами застройки и землепользования в городе Самаре.
Постановлением Главы города Самары от 4.08.1995 г. №998 земельный участок, предоставленный ГСК №921, был изъят из полосы отвода железной дороги в терминологии ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» как землепользования, принадлежащего ФГУП «Российские железные дороги».
Однако по карте правового зонирования г.о. Самара испрашиваемые земельные участки отнесены к территориальной зоне, имеющей наименование «полоса отвода железной дороги».
Согласно ст.30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре в территориальной зоне «полоса отвода железной дороги» размещение объектов гаражного назначения не является разрешённым видом использования земельных участков.
В соответствии с градостроительным и земельным законодательством базисным принципом правового регулирования отношений, связанных с землепользованием в населённых пунктах, является принцип градостроительного зонирования. Согласно ст.1 ГрК РФ градостроительное зонирование – это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешённого использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения. Правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно п.1 ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу п.3 ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. При этом указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования.
Однако согласно п.4 ст.85 ЗК РФ разрешается продолжать использование земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, не соответствующих установленному градостроительному регламенту, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. По смыслу данной правовой нормы в её связи с п.3 ст.85 ЗК РФ, речь идет об использовании, начавшемся до установления градостроительных регламентов.
Поскольку использование земельных участков, занятых гаражами ГСК №, началось в 1995 г., несоответствие такого использования градостроительному регламенту не может служить препятствием в предоставлении земельного участка.
Однако наличие второго из указанных ответчиком оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка нашло подтверждение в ходе разбирательства дела.
Согласно предоставленным ответчикам выпискам из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара (л.д. 51, 58), об испрашиваемых земельных участка расположены в границах красных линий и на них не распространяется действие градостроительных регламентов в силу пп.2 п.4 ст.36 ГрК РФ.
Как указано в пп.2 п.4 ст.36 ГрК РФ, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Иными словами, согласно сведениям, содержащимся в информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемые земельные участки относятся к территориям общего пользования.
При таких обстоятельствах, исходя из установленного законом (п.12 ст.85 ЗК РФ) запрета на приватизацию земельных участков общего пользования в населенных пунктах, ответчик правомерно отказал в удовлетворении заявления истца о предварительном согласовании предоставления двух земельных участков. Принять иное решение на основе имеющихся материалов ответчик был не вправе.
Согласно п.1 ст.56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности – это создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями названного кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения. В соответствии с Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утверждённым постановлением Правительства РФ от 9.06.2006 г. №363, информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории РФ свод документированных сведений, указанных в пп.«а» - «з» пп.1 п.4 ст.56 ГрК РФ, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района. Целью ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности (п.3 ст.56 ГрК РФ). Информационная система состоит из основных разделов, в которых содержится информация, предусмотренная п.4 ст.56 ГрК РФ, и дополнительных разделов, в которых содержится иная информация, имеющая отношение к градостроительной деятельности. Как следует из п.11 ст.57 ГрК РФ, ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется, в том числе органами местного самоуправления городских округов, в пределах своей компетенции путём сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения и размещения сведений, документов и материалов в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с п.12 и 13 той же статьи, а также подготовки, согласования, утверждения документов, предусмотренных п.71 ст.56 ГрК РФ. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в информационной системе, осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Ответчик при принятии решения по заявлению истца обоснованно руководствовался сведениями, содержащимися в единой системе информационного обеспечения градостроительной деятельности.
С требованиями о внесении изменений в сведения, содержащиеся в единой системе информационного обеспечения градостроительной деятельности, истец не обращался.
Следовательно, оспариваемое решение принято уполномоченным на то органом в пределах его компетенции, без нарушения процедурных правил и при наличии установленных законом оснований, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
При сложившихся обстоятельствах заявитель не может реализовать свой законный интерес в приватизации занимаемых принадлежащими ему гаражами земельного участка посредством оспаривания решений Департамента управления имуществом г.о. Самара. Заявителю надлежит использовать иные механизмы реализации и защиты своего права. В случае, если сведения о нахождении соответствующих земельных участков в пределах территории общего пользования внесены в единую информационную систему обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара ошибочно, заявитель вправе требовать устранения данной ошибки и приведения указанной системы в соответствие с действительностью. Заявитель может также инициировать спор о праве на приватизацию земельного участка в порядке искового производства, доказывая в суде факт непринадлежности испрашиваемых земельных участков к территории общего пользования. Если же сведения единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара являются верными, заявитель может приобрести на занимаемые гаражами земельные участки исключительно право аренды.
Следует также отметить, что земельный участок, занимаемый гаражом №, 20 находится на территории, в отношении которой постановлением Администрации г.о. Самара от 7.07.2016 г. № (л.д. 62-63) утверждена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания).
После утверждения в отношении определённой территории проекта её межевания утверждение схемы расположения земельного участка, находящегося на этой территории, в силу пп.5 п.16 ст.11.10 ЗК РФ не допускается, образование земельных участков на территории, в отношении которой утверждён проект межевания, возможно исключительно в соответствии с этим проектом межевания
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.12.2019 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь