Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2016 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Е.Н.
при секретаре Кузьминой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №
по административному исковому заявлению ИФНС России по Железнодорожному району г. Самара к Епанчинову О.С. о взыскании недоимки по имущественным налогам,
У с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным иском к административному ответчику на том основании, что ответчик, как собственник транспортных средств и имущества, является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ., который он обязан уплачивать в соответствии с требованиями ст. 23 НК РФ и Законом Самарской области N 86-ГД от 06.11.2002г. "О транспортном налоге на территории Самарской области". Истцом в адрес ответчика направлялись налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ г. об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ а затем требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ г., однако, требование не исполнено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил взыскать с ответчика Епанчинова О.С. транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 24 392,65 руб., пени в размере 525,99 руб., налог на имущество физических лиц в размере 214,86 руб., пени в размере 6,97 руб.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, доказательства уважительных причин неявки в судебное заседание не представили, как следует из просительной части искового заявления ходатайствовали о рассмотрении настоящего административного дела в отсутствии стороны административного истца в соответствии с ч. 1 ст. 291 КАС РФ.
Административный ответчик Епанчинов О.С., извещенный надлежащим образом о дне и времени слушания дела по месту регистрации, указанному в справке ОАСР УФМС России по Самарской области, и непосредственно под роспись в листе извещений, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, доказательства уважительных причин неявки суду не представил и не ходатайствовал о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие.
В силу ст. 45 КАС РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
В силу ст. 150 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ст.150 КАС РФ, не рассмотрение дела, находящегося длительное время в производстве суда, в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных судом о слушании дела, и при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание, не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст.7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
В силу изложенного, и принимая во внимание положения ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд признал возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие не явившихся административного истца и административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В ходе предварительного судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ г. административный ответчик Епанчинов О.С. административные исковые требования полностью не признал, предоставил квитанции об оплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
В соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 г. N 22-ФЗ с 15.09.2015 г. введен в действие Кодекс административного судопроизводства РФ, предметом регулирования которого, согласно ст. 1 является, в том числе, порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п.п. 9, 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суда иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
На основании ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов РФ о налоге, обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, в том числе автомобили, за исключением указанных в ч. 2 ст. 358 НК РФ, признаваемые объектом налогообложения (ст. ст. 357, 358 НК РФ).
Согласно ч. ч. 1 и 3 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиком в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Законом Самарской области N 86-ГД от 06.11.2002 г. "О транспортном налоге на территории Самарской области", в соответствии со ст. ст. 14, 356 НК РФ, на территории Самарской области введен транспортный налог.
На основании ст. 3 указанного Закона налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог.
Как следует из материалов дела административный ответчик в ДД.ММ.ГГГГ г. являлся собственником транспортных средств: <адрес>
В силу изложенного ответчик является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физического лица ДД.ММ.ГГГГ
Из налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 8) следует, что ответчик был обязан уплатить транспортный налог ДД.ММ.ГГГГ в размере 24 392,65 руб., налог на имущество физического лица в размере 214,86 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Административный истец указывает, что в связи с неоплатой транспортного налога в указанный срок ответчику было направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ., а именно: транспортный налог в размере 24 392,65 руб. и пени в размере 525,99 руб.; налог на имущество физических лиц в размере 214,86 руб. и пени в размере 0,48 руб. (л.д. 7).
В обоснование заявленных административных исковых требований истец ссылается на то, что ответчик указанное требование в установленный срок не исполнил, в связи с чем, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Между тем, судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего административного дела по существу в суде административный ответчик в добровольном порядке оплатил ДД.ММ.ГГГГ г. в Сбербанке России по операции Сбербанк онлайн по безналичной оплате услуг 214,86 руб. в качестве налогового платежа, о чём свидетельствует чек от 15.01.2016 г., и в Филиале № 381 Самарского отделения ОАО Сбербанк России № 6991 транспортный налог в размере 24 392,65 руб. (чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ г.) (л.д. 15).
При указанных обстоятельствах, утверждение административного истца, содержащееся в административном исковом заявлении о том, что до настоящего времени транспортный налог и налог на имущество физических лиц административным ответчиком не оплачен – суд считает необоснованным.
Кроме того, пени рассчитываются по формуле (п.п. 3, 4 ст. 75 НК РФ).
Так, расчет пеней должен производиться от неуплаченной в срок суммы налога, умноженной на количество календарных дней просрочки и умноженной на 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.
При этом, согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Между тем, каких-либо доказательств, обосновывающих начисление пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц в размере, заявленном в административном иске, суду стороной истца не представлено.
В связи с изложенным заявленные ИФНС России по Железнодорожному району г. Самара к ответчику Епанчинову О.С. административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ИФНС России по Железнодорожному району г. Самара к Епанчинову О.С. о взыскании за ДД.ММ.ГГГГ г. транспортного налога в размере 24 392,65 руб. и пени в размере 525,99 руб.; налога на имущество физических лиц в размере 214,86 руб. и пени в размере 6,97 руб. - оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ г.
Председательствующий (подпись) Емельянова Е.Н.