РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рязань 13 марта 2018 г.
Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Жаворонковой О.Н.,
при секретаре Суховой Т.А.,
с участием истца Ивановой М.В.,
представителя истца Иванова П.А., действующего на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ,
представителя ответчика Ситниковой Н.А., действующей на основании доверенности № 2 от 12.01.2018, срок действия доверенности по 31.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ивановой Марии Владимировны к Министерству образования и молодежной политики Рязанской области о признании права на обеспечение жилым помещением и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
Иванова М.В. обратилась в суд с иском к Министерству образования Рязанской области о признании права на обеспечение жилым помещением и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы Рыбновского района Рязанской области от дд.мм.гггг. № она была направлена на полное государственное обеспечение. Ее мать решением Рыбновского районного суда Рязанской области от дд.мм.гггг. была лишена родительских прав, а отец умер в дд.мм.гггг.. Как указывает истец, за ней незаконно было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое принадлежало по праву собственности ее матери ФИО6 Указанное жилое помещение было предоставлено ее матери колхозом им. Куйбышева в связи с наличием трудовых отношений в <данные изъяты>. Позже, дд.мм.гггг. ФИО6 выкупила квартиру и стала ее собственником. При обращении в органы опеки и попечительства, а также в местную администрацию по вопросу предоставления жилого помещения, ей говорили, что за ней закреплено жилое помещение и другого ей не положено. Кроме того, ее личное дело, в котором содержались все документы, подтверждающие ее статус лица, оставшегося без попечения родителей, документы, подтверждающие пребывание на полном государственном обеспечении, а также постановление № от дд.мм.гггг., было утеряно образовательным учреждением - профессиональным лицеем №, что являлось объективным препятствием для своевременной постановки на учет нуждающихся. В связи с чем просит признать за ней право на обеспечение жилым помещением и обязать ответчика включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области № от 06.09.2017 (в ред. от 02.10.2017) «Об организации центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области» с дд.мм.гггг. министерство образования Рязанской области переименовано в министерство образования и молодежной политики Рязанской области.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Позиция истца поддержана ее представителем.
Представитель ответчика исковые требования истца не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, представленном в материалы дела.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы истца, представителей сторон, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система государственных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38).
Забота о детях, по смыслу ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам и (ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. (ред. от 29.02.2012 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к категории дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К категории - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО11, до заключения брака ФИО7 родилась дд.мм.гггг., что подтверждается повторным свидетельством о рождении №, выданным <данные изъяты> дд.мм.гггг..
В свидетельстве о рождении содержатся данные о матери истца - ФИО8 и отце - ФИО9
В связи с тем, что родители воспитанием детей не занимались, злоупотребляли спиртными напитками, в доме, где проживают дети не было условий для нормального проживания, в дд.мм.гггг. дети были отобраны у родителей и помещены в больницу.
На основании постановления главы <адрес> № от дд.мм.гггг. истец была направлена в государственное интернатное учреждение.
В ноябре <данные изъяты> отец истца умер, что подтверждается повторным свидетельством о смерти №, выданным администрацией Тюковского сельского округа <адрес> дд.мм.гггг..
На основании решения Рыбновского районного суда Рязанской области от дд.мм.гггг., вступившего в законную силу дд.мм.гггг., мать истца была лишена родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в том числе и истца.
С дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. истец воспитывалась в ОГБОУ «Рыбновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (справка от дд.мм.гггг.).
С дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. истец обучалась в профессиональном лицее № г. Рязани
Во всех воспитательных и образовательных учреждениях истец находилась на полном государственном обеспечении.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец до достижения ею 18-летнего возраста относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а в с 18 до 23 лет относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 ст. 37 ЖК РСФСР, действующей в период несовершеннолетия истца, было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (п. 3 ст. 60).
Статьей 31 ЖК РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива (часть 1).
Статья 33 ЖК РСФСР предусматривала, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть 2).
Таким образом, действующее до 01 марта 2005 года жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
С 01 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс РФ, согласно ч. 1 ст. 57 которого жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на ФЗ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.
В соответствии со ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 4 ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01 января 2013 г. Действие положений ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу требований закона в данном случае для предоставления жилого помещения на льготных условиях заинтересованное лицо должно не только относиться к специальной категории граждан, но также обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением до достижения им двадцати трех лет, в силу требований ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления № от дд.мм.гггг. за истцом была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.
На основании постановления и.о. главы администрации муниципального образования - Баграмовское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области № от дд.мм.гггг. закрепленному за истцом жилому помещению был присвоен адрес: <адрес>.
На момент закрепления за истцом жилого помещения оно принадлежало по праву собственности ФИО6 (матери истца), что подтверждается решением Рыбновского районного суда от дд.мм.гггг., вступившим в законную силу дд.мм.гггг..
Таким образом, принимая во внимание, что в силу ст. 209 ГК РФ, согласно которой собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, суд приходит к выводу о незаконности закрепления за истцом жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В настоящее время истец зарегистрирована в закрепленном за ней жилом помещении, совместно с матерью, лишенной в отношении нее родительских прав.
Согласно уведомлению, выданному Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии № от дд.мм.гггг., сведения о правах истца на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости на территории РФ отсутствуют.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что истец, не является ни нанимателем жилого помещения, ни членом семьи нанимателя, а также не является собственником жилых помещений.
Установленные в судебном заседании и подтвержденные исследованными доказательствами обстоятельства дают суду достаточные основания для вывода о том, что незаконное закрепление за истцом жилого помещения, являлось объективным препятствием к реализации ею права на обеспечение жилым помещением до достижения возраста 23 лет, в связи с чем ссылка представителя ответчика об отсутствии истца на учете лиц нуждающихся в жилых помещениях является несостоятельной.
Кроме того, суд принимает во внимание, что личное дело истца, содержащее документы, подтверждающие ее статус, нахождение на полном государственном обеспечении, а также закрепление за ней жилого помещения, было утрачено учебным учреждением, что также препятствовало своевременному обращению истца с заявлением о постановке на жилищный учет.
Судом установлено и ответчиком было признано, что дд.мм.гггг. истец обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Приказом Министерства образования Рязанской области № от дд.мм.гггг. истцу во включении в указанный список было отказано.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 7 принятого в соответствии с ним Закона Рязанской области от дд.мм.гггг. №ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят Постановлением Рязанской областной Думы от дд.мм.гггг. №), действие указанных законов распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного Федерального Закона.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, за истцом должно быть признано право на социальную гарантию, предусмотренную ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, вступившей в силу с 01.01.2013 г.,) - на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением Правительства Рязанской области № от 29.12.2012 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления указанным категориям благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Порядка формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, (далее - список) осуществляется уполномоченным органом. Форма списка устанавливается уполномоченным органом.
Постановлением Правительства Рязанской области № от 17.04.2013 (в редакции постановления Правительства Рязанской области № от 19.12.2017) центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области, уполномоченным по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, определено Министерство образования и молодежной политики Рязанской области.
Таким образом, требование истца о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, также подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановой Марии Владимировны к Министерству образования и молодежной политики Рязанской области о признании права на обеспечение жилым помещением и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, - удовлетворить.
Признать за Ивановой Марией Владимировной право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство образования и молодежной политики Рязанской области включить Иванову Марию Владимировну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья