Дело №2-643/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2012 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гринько Н.В.,
с участием истицы Дмитренко А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитренко АЭ к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств г.Зеи» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Стороны состоят в трудовых правоотношениях. Истица Дмитренко А.Э. принята на работу на должность инспектора по кадрам 0,5 ставки на основании трудового договора №11 от 14 июля 2011 года, заключенного между ней и администрацией МОУДО детей «Детская школа искусств» г.Зея. На основании приказа №46-л/с от 10.10.2011 г переведена на ставку инспектора по кадрам.
Истица обратилась в суд с иском к МБОУ ДО детей «Детская школа искусств г.Зеи» с требованиями о перерасчёте заработной платы.
Уточнив исковые требования в судебном заседании от 15 июня 2012 года, истица Дмитренко А.Э. просит взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за март-май 2012 года в сумме 11399 руб. 70 коп. и обязать ответчика выплачивать ей с 01 июня 2012 года заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на неё районного коэффициента и северных надбавок.
Истица Дмитренко А.Э. в судебном заседании на удовлетворении уточнённых исковых требований настаивала, считает, что ответчик неправильно производит начисление ей заработной платы и выплачивает её не в полном размере.
Представитель ответчика МБОУ ДО детей «Детская школа искусств г.Зеи» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, отзыв на иск не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – отдела культуры, архивного дела и молодежной политики администрации города Зеи в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - финансового управления администрации города Зеи Владимирова К.В. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в своё отсутствие, с исковыми требованиями не согласна, ранее суду пояснила, что в соответствии со ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» №82-ФЗ, МРОТ с 1 июня 2011 года установлен в сумме 4611 рублей в месяц. В редакции ст.129 ТК РФ, действовавшей до 01.09.2007 года, законодателем было установлено понятие МРОТ. В статье чётко указано, что в величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. В действующей редакции данной статьи понятие МРОТ отсутствует. Однако имеется определение заработной платы (оплаты труда) работника. Так, заработная плата состоит из: вознаграждения за труд (оклада, тарифной ставки); компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера); стимулирующих выплат. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ). Таким образом, не ниже МРОТ должна быть вся месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), включая все выплаты (в том числе районный коэффициент и процентную надбавку), произведенные в соответствующем календарном месяце.
Исходя из вышеизложенного, Финансовое управление администрации города Зеи считает, что требования, исковых заявлений не подлежат удовлетворению. Соглашением «О минимальной заработной плате в Амурской области», заключенным между Федерацией профсоюзов Амурской области, объединением работодателей Амурской области, Правительством Амурской области, (зарегистрировано управлением труда министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, рег. №104 от 27 января 2012 года) на территории Амурской области установлены минимальные размеры оплаты труда для работников, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, равным 5995 рублей и отдельно для работников, работающих на территории Амурской области, относящейся к южным районам Амурской области, равным 5535 рублей. Таким образом, Правительством Амурской области установлены дифференцированные минимальные размеры оплаты труда для различных местностей с учётом особенностей их климатических условий.
Кроме того, при формировании бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов выплаты районного коэффициента и северных надбавок на размер минимальной оплаты труда для работников, работающих на территории Амурской области, в местностях приравненных к районам Крайнего Севера не учтены. Также, при расчёте дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в соответствии с Законом Амурской области от 11.10.2011 года № 529-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Амурской области», Министерством финансов Амурской области не учтены выплаты районного коэффициента и северных надбавок на размер минимальной оплаты труда для работников, работающих на территории Амурской области, в местностях приравненных к районам Крайнего Севера. По предварительным расчётам для выплаты районного коэффициента и северных надбавок на размер минимальной оплаты труда для работников,
работающих на территории Амурской области, в местностях приравненных к
районам Крайнего Севера бюджету города Зеи потребуется 136,3 млн. рублей, в том
числе: из средств местного бюджета 72,9 млн. рублей; из средств областного бюджета 63,4 млн. рублей. Просит в иске отказать.
Суд в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст.133 ТК РФ).
Действующей в настоящее время ч.3 ст.133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г №90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведённых конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 ТК РФ находятся в особенной части Кодекса, устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда; не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утверждённому постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029, город Зея Амурской области, относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Кроме того, ст.2 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 471-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» определено, что на территории области к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесены Зейский, Селемджинский, Тындинский районы, города Зея и Тында и подчиненные его администрации населенные пункты.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изменениями и дополнениями) с 1 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4611 рублей в месяц.
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Соглашением о минимальной заработной плате в Амурской области, заключенным 27 января 2012 года между Федерацией профсоюза Амурской области, объединением работодателей Амурской области и Правительством Амурской области, опубликованным 28 января 2012 года в газете «Амурская правда» №15, с 01 марта 2012 года размер минимальной заработной платы для работников, работающих на территории Амурской области в местностях, приравненных в районам Крайнего севера, установлен в размере 5995 рублей.
В судебном заседании установлено, что истица работает в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств г.Зеи», которое находится в г. Зея Амурской области, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Подпунктом 2.2.1 Положения об установлении системы оплаты труда работников муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дейская школа искусств г.Зея», согласованного 16 января 2012 года установлено, что работникам производятся выплаты компенсационного характера. Перечень видов выплат компенсационного характера указан приложении №5 к настоящему Положению:
выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных),
выплата за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно подп.2.2.4 указанного Положения выплаты за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера устанавливаются путём применения к заработной плате районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в данных местностях, которые в соответствии с Положением «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории города Зеи», утвержденным решением Зейского городского Собрания от 03.02.2005 года №57/9 (в редакции решения Зейского городского Совета народных депутатов от 30.09.2009 №13/134) составляют: а) районный коэффициент в размере 1,7 заработной платы работника,
б) процентная надбавка за стаж работы в размере до 50% заработной платы работника.
Как следует из трудового договора, заключенного с истицей, к её заработной плате должны начисляться районный коэффициент в размере 70 % и северные надбавки в размере 50%. Размер северных надбавок также подтвержден справкой, представленной ответчиком.
Таким образом, в марте – мае 2012 года заработная плата истицы при условии выполнения нормы рабочего времени должна быть не менее 13189 рублей (5995 руб. х 70% х 50%).
Истицей Дмитренко А.Э. заявлены требования о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с марта по май 2012 года в сумме 11399 руб. 70 коп. При этом в представленном расчёте взыскиваемых сумм недоначисленной заработной платы истица применяет МРОТ, установленный ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в размере 4611 рублей в месяц, а не размер МРОТ, установленный Соглашением о минимальной заработной плате в Амурской области (5995 рублей).
Судом установлено, что заработная плата истицы за март-май 2012 года без учета районного коэффициента и северных надбавок работодателем незаконно была установлена в размере ниже минимального размера оплаты труда, установленного ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и ниже минимального размера оплаты труда, установленного Соглашением о минимальной заработной плате в Амурской области.
Учитывая требования ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, в соответствии с которыми суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Дмитриенко А.Э. о взыскании недоначисленной заработной платы за период март- май 2012 года в пределах заявленных ко взысканию сумм – в общей сумме 11399 руб. 70 коп.
Поскольку трудовым законодательством установлено, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях, суд считает подлежащими удовлетворению требования истицы о возложении на ответчика обязанности выплачивать ей с 1 июня 2012 года заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на неё районного коэффициента и северных надбавок.
Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дмитренко АЭ удовлетворить
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств г.Зеи» в пользу Дмитренко АЭ недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период март - май 2012 года в сумме 11399 рублей 70 копеек (одиннадцать тысяч триста девяносто девять рублей 70 копеек).
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств г.Зеи» выплачивать Дмитренко АЭ с 1 июня 2012 года заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением к ней районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к Крайнему Северу.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств г.Зеи» государственную пошлину в сумме 455 рублей 99 копеек (четыреста пятьдесят пять рублей 99 копеек).
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Куприянова
Мотивированное решение составлено 29 июня 2012 года.
Председательствующий С.Н. Куприянова