Решение по делу № 2-1143/2018 ~ М-1132/2018 от 23.11.2018

Дело № 2-1143/2018

УИД 29RS0017-01-2018-001638-90

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Каргополь                                                   03 декабря 2018 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Галкиной М.С.,

при секретаре Русановой С.Л.,

при участии представителя ответчика Ворониной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» к Управлению федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, отделу судебных приставов по Каргопольскому району Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

администрация МО «Каргопольский муниципальный район» обратилась с иском к Управлению федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование исковых требований указала, что решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 23 мая 2016 г. администрация МО «Ошевенское» обязана в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение межведомственной комиссией администрации МО «Ошевенское» обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для принятия решения о признании жилого дома пригодным (не пригодным) для проживания. Апелляционным определением Архангельского областного суда от 13 февраля 2017 г. определено провести замену должника по исполнению решения Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 24 мая 2016 г. с администрации МО «Ошевенское» на администрацию МО «Каргопольский муниципальный район», на основании чего был выдан исполнительный лист, возбуждено исполнительное производство . В адрес судебного пристава-исполнителя направлены копии протокола заседания комиссии от 22 июня 2017 г. и письма В.В.Н. с информацией об исполнении решения суда. 13 сентября 2018 г. в адрес администрации было вынесено постановление судебного пристава-исполнителя Ворониной Т.В. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, так как доказательств, свидетельствующих об уважительности неисполнения исполнительного документа в срок, не представлено. Полагает, что ими предприняты все меры для исполнения судебного акта. Просит суд освободить их от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Каргопольскому району УФССП по Архангельской области и НАО от 13 сентября 2018 г. в рамках исполнительного производства , либо уменьшить исполнительский сбор.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика был привлечен отдел судебных приставов по Каргопольскому району Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, третьи лица судебный пристав-исполнитель ОСП по Каргопольскому району Воронина Т.В., взыскатель В.В.Н.

Представитель истца администрации МО «Каргопольский муниципальный район» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без их участия, на требованиях настаивал.

Судебный пристав-исполнитель ОСП по Каргопольскому району Воронина Т.В., действующая также по доверенности как представитель Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, отдела судебных приставов по Каргопольскому району Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебном заседании с иском не согласилась в части освобождения от взыскания исполнительского сбора, вопрос об уменьшении размера исполнительского сбора оставила на усмотрение суда.

Третье лицо В.В.Н. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав судебного-пристава исполнителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

                                                                Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон «Об исполнительном производстве»).

                                                                Согласно п. п. 11, 12, 13 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа и устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора, предусмотренного ст. 112 этого Закона. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе.

                                                                В силу ст. 105 Закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.

                                                                В соответствии с положениями ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

                                                                Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

                                                                Обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника.

Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 23 мая 2016 г. на администрацию МО «Ошевенское» возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение межведомственной комиссией администрации МО «Ошевенское» обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для принятия решения о признании жилого дома пригодным (не пригодным) для проживания.

Апелляционным определением Архангельского областного суда от 13 февраля 2017 г. определено провести замену должника по исполнению решения Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 23 мая 2016 г. с администрации МО «Ошевенское» на администрацию МО «Каргопольский муниципальный район», на основании чего был выдан исполнительный лист, возбуждено исполнительное производство .

В адрес судебного пристава-исполнителя направлены копии протокола заседания комиссии от 22 июня 2017 г. и письма В.В.Н. с информацией об исполнении решения суда.

13 сентября 2018 г. в адрес администрации было вынесено постановление судебного пристава-исполнителя Ворониной Т.В. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, так как доказательств, свидетельствующих об уважительности неисполнения исполнительного документа в срок, не представлено.

                                                                Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 13-П установленный частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер взыскания (семь процентов) представляет допустимый максимум или верхнюю границу, следовательно, с учетом характера правонарушения, размера вреда, степени вины, имущественного положения правонарушителя и других обстоятельств он может быть снижен правоприменителем. Кроме того, санкции штрафного характера, к числу которых относится и исполнительский сбор, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым интересам и ценностям. Исходя из смысла статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции должны отвечать требованиям справедливости и соответствовать характеру совершенного деяния.

                                                                В соответствии с ч. 6 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

                                                                При этом в силу п. 7 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

                                                                Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

                                                                В силу п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

                                                                Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 78 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 50 от 17 ноября 2015 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

                                                                Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 74 вышеуказанного Постановление Пленума, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона «Об исполнительном производстве», либо освободить должника от его взыскания.

                                                                Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

                                                                Юридически значимым обстоятельством по данному делу является возможность либо невозможность по уважительным причинам исполнить требование неимущественного характера в установленный судебным приставом - исполнителем срок.

                                                                В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

                                                                Потребность в денежных средствах, необходимых для исполнения судебных решений определяется расчетным путем, исходя из количества судебных решений на дату составления проекта бюджета.

Вместе с тем, причины по неисполнению судебного решения, на которые ссылается истец нельзя признать уважительными, поскольку организация проведения межведомственной комиссией администрации МО «Ошевенское» обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для принятия решения о признании жилого дома пригодным (не пригодным) для проживания, не требует предоставления дополнительных документов В.Т.В. (при наличии состоявшегося решения суда) либо значительных финансовых затрат.

При этом протокол заседания комиссии от 22 июня 2017 г., представленный должником судебному приставу-исполнителю во исполнение решения суда, постановленному решению суда не соответствует.

Таким образом, в удовлетворении иска об освобождении от взыскания исполнительского сбора надлежит отказать.

Кроме того, отдел судебных приставов по Каргопольскому району Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не является надлежащим ответчиком по настоящему иску.

                                                                В месте с тем, судом учитывается, что исполнительский сбор отнесен к административным платежам и сборам и включается в планируемые доходы федерального бюджета, следовательно, его взыскание, пополняя федеральный бюджет, увеличивает расходы местного бюджета, еще более ухудшая бюджетную ситуацию в городе Каргополе.

Учитывая принцип справедливости, соразмерности, социальную направленность деятельности должника, состояние бюджета муниципального образования «Каргопольский муниципальный район», суд полагает возможным снизить размер исполнительского сбора до 37 500 рублей.

                                                                В силу положений части 8 статьи 112 Закона «Об исполнительном производстве» решение суда об уменьшении размера исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

                                                                иск администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» к Управлению федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, отделу судебных приставов по Каргопольскому району Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора, уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить частично.

                                                                В удовлетворении требований администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» к Управлению федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, отделу судебных приставов по Каргопольскому району Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора отказать.

                                                                Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» по постановлению судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Каргопольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и НАО от 13 сентября 2018 г. в рамках исполнительного производства , возбужденного 05 июня 2018 г., до 37 500 (тридцать семь тысяч пятьсот) рублей 00 копеек.

                                                                Решение суда об уменьшении размера исполнительского сбора подлежит немедленному исполнению.

                                                                Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Няндомский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий                                                   М.С. Галкина

Мотивированное решение составлено 10 декабря 2018 г.

2-1143/2018 ~ М-1132/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО "Каргопольский муниципальный район"
Ответчики
Отдел судебных приставов по Каргопольскому району
Управление Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и НАО
Другие
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Каргопольскому району Воронина Татьяна Валентиновна
Власов Василий Николаевич
Суд
Няндомский районный суд Архангельской области
Судья
Галкина М.С.
Дело на странице суда
nyandomasud--arh.sudrf.ru
23.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2018Передача материалов судье
26.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2018Судебное заседание
10.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2019Дело оформлено
11.01.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее