Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15.10.2018г. Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Косенко Ю.В.
при секретаре Логуновой И.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Голикова С. Г. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения,
У С Т А Н О В И Л:
Голиков С.Г. обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Поляна Фрунзе, 10 линия, участок 53а, кадастровый №. К нему прилегает земельный участок, площадью 290 кв.м., который никому не принадлежит. Он постоянно пользуется данным прилегающим земельным участком, в связи с чем предпринял меры для оформления его в собственность. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 01.12.2017г. была утверждена схема расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории, им было получено заключение кадастрового инженера, после чего он обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земельных участков. Вместе с тем, 30.05.2018г. ему в этом было отказано в связи с тем, что площадь перераспределяемого земельного участка менее минимального размера, установленного градостроительным регламентом. Считает данный отказ незаконным, поскольку он фактически пользуется данным земельным участком, принадлежащий ему земельный участок площадью 717 кв.м. и прилегающий земельный участок площадью 290 кв.м. являются единым целым, права и законные интересы иных лиц использованием земельного участка, площадью 290 кв.м. не нарушаются.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 30.05.2018г. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным, обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течении одного месяца после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав, приняв решение по его заявлению о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, площадью 290 кв.м. по адресу: <адрес>, Барбошина Поляна, 10 линия участок 53 а.
Представитель административного истца Сидоров П.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования уточнил, просил признать распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 30.05.2018г. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным, обязать Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить работу по заявлению Голикова С.Г. по приведенным выше основаниям.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара Нагорная С.С., действующая на основании доверенности, требования не признала, при этом пояснила, что согласно п. 5 ст. 30 Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № установлены предельные (минимальные или максимальные) размеры земельных участков. Предельный минимальный размер земельного участка расположенного в зоне где находится спорный участок составляет 300 кв.м. Голиков С.Г. просил предоставить ему земельный участок, площадью 290 кв.м. без проведения торгов. Поскольку данный земельный участок может быть увеличен до 300 кв.м., то есть возможно его выделение иному гражданину, считает, что Департамент обосновано
отказал административному истцу в согласовании перераспределения. В связи с этим, просит в иске Голикову С.Г. отказать.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевании территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Ст. 11.9 ЗК РФ установлены ограничения, при наличии которых не возможно образование и перераспределение земельных участков.
Согласно п. 3 - 7 ст. 11. 9 ЗК РФ, границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами; не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
П.9 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Согласно с п.п. 3 п. 16 ст. 11. 10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам к числу которых в числе прочего относится предельные ( максимальные) и ( минимальные) размеры земельных участков.
Применительно к указанным требованиям препятствием для заключения соглашения о перераспределении земельных участков является только тот случай, когда в результате перераспределения площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков ( п.п. 8 п. 9 ст. 38.29 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что Голиков С.Г. с 26.07.2011г. является собственником земельного участка, площадью 717, 4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Поляна Фрунзе, 10 линия, участок 53а.
31.10.2017г. Голиков С.Г. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель и ( или) земельных участков, государственная собственность на который не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-2521 от 01.12.2017г. была утверждена схема расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 63:01:0208004, площадью 1006 кв.м., в том числе 717 кв.м. земельный участок принадлежащий Голикову С.Г. и 290
кв.м. земельный участок планируемый перераспределению и земель, государственная собственность на который не разграничена, перераспределяемый в пользу Голикова С.Г.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара № РД- 817 от 30.05.2018г. Департамент градостроительства г.о. Самара отказал Голикову С.Г. в заключении соглашения о перераспределении земель и ( или) земельных участков, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка с кадастровым номером 63:01: 0208004: 270, находящегося в собственности административного истца. Распоряжение Департамента от 01.12.2017г. № РД — 2521 было отменено.
Судом установлено, что земельный участок, площадью 290 кв.м., согласовать перераспределение которого просил административный истец, увеличить до минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом не возможно. Данный участок ограничен территориями соседних землепользователей и фактически находится в пользовании Голикова С.Г.
Данные обстоятельства подтверждаются заключением кадастрового инженера Третьяковой Н.В., из которого следует, что формирование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена площадью более 290 кв.м. не возможно без нарушения требований, предусмотренных ст. 11. 9 ЗК РФ. Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются показаниями соседних землепользователей Ковтун А.М. и Голикова А.Г., которые в судебном заседании пояснили, что увеличение земельного участка, площадью 290 кв.м. является не возможным, поскольку он находится фактически в пользовании Голикова С.Г., обнесен бетонным забором и прилегает к соседнему земельному участку, находящемуся в собственности иного лица. Также в судебном заседании был допрошен в качестве специалиста кадастровый инженер Кобзев Я.В., который пояснил, что увеличение площади земельного участка, который Голиков С.Г. просит перераспределить до минимального размера установленного градостроительным регламентом не возможно, поскольку данный земельный участок ограничен земельным участком, находящимся в пользовании иного лица.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд считает, что Голикову С.Г. было необоснованно отказано в перераспределении земельных участков на том основании, что из земель, находящихся в государственной собственности, которые истец просит перераспределить, возможно образовать самостоятельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в оспариваемом распоряжении содержится лишь одно основание для отказа, которое судом было признано необоснованными, суд считает, что требования Голикова С.Г. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика о том, что возможно увеличение площади земельного участка который Голиков С.Г. просит перераспределить до предельного минимального размера установленного градостроительным регламентом, в связи с чем, Департамент обоснованно отказал административному истцу в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, опровергаются вышеприведенными доказательствами, в том числе заключением и пояснениями кадастровых инженеров, соседних землепользователей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Голикова С. Г. удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара <данные изъяты>
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить рассмотрение заявления Голикова С. Г. от 31.10.2017г. о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.
В окончательной форме решение изготовлено 15.10. 2018 года.
Судья Ю.В. Косенко