РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 февраля 2023 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.
при секретаре судебного заседания Плигузовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1038/2023 (2а-6630/2022) по административному исковому заявлению ФИО1 к ГУ МВД России по Самарской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Самарской области, заместителю директора ФСИН России Бояриневу В.Г., о признании незаконными решений о нежелательности пребывания, о депортации,
УСТАНОВИЛ:
Абдупаттаев И.С. г. обратился в Октябрьский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Самарской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Самарской области о признании незаконными решений о нежелательности пребывания, о депортации, в обоснование иска указал, что 05.07.2021 г. ФСИН России вынесено распоряжение о признании его проживания (пребывания) в РФ нежелательным, 26.07.2021 г. ГУ МВД России по Самарской области принято решение о его депортации. Из ФКУ Исправительная колония № 5 ГУФСИН России по Самарской области после отбытия наказания он был помещен в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области. Ссылается на то, что прибыл на территорию РФ в 2005 году по свидетельству о рождении вместе с родителями. Проживал в городе Сызрань. Обучался в средних школах города Сызрань №2, №39, №21. Отец умер в 2009 году. Мать проживает в городе Сызрань. Гражданства Республики Узбекистан никогда не принимал, паспортом не документировался. На территории Узбекистана у него нет родственников и жилья, всю сознательную жизнь прожил в России, поэтому не знает узбекский язык. Полагает, что принятые в отношении него решения несоразмерны с тяжестью совершённого преступления, он не представляет опасности для общества, при принятии решений не учтена его устойчивая связь с РФ. Кроме того, ФСИН России признало пребывание (проживание) в РФ нежелательным сроком на 10 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с частью 3 статьи 86 УК РФ, однако, ответчиком при вынесении указанного распоряжения не учтено, что на момент совершения преступления Абдупаттаев И.С. являлся несовершеннолетним, поэтому Сызранский городской суд Самарской области назначил наказание с учетом данного обстоятельства, т.е. как несовершеннолетнему. Считает, что ФСИН России необоснованно вынес распоряжение сроком на 10 лет, а не на 3 года. На основании изложенного, просит суд восстановить срок на обжалование распоряжения ФСИН России №5707-рн от 05.07.2021 г., признать незаконным и отменить распоряжение ФСИН России №5707-рн от 05.07.2021 г. о нежелательности пребывания Абдупаттаева И.С. на территории Российской Федерации, восстановить срок обжалования решения ГУ МВД России по Самарской области о депортации Абдупаттаева И.С., признать незаконным и отменить решение ГУ МВД России по Самарской области от 26.07.2021 о депортации Абдупаттаева И.С.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель директора ФСИН России Бояринев В.Г.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Административный истец Абдупаттаев И.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения заседания извещен надлежащим образом, находится в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области.
Представитель административного ответчика УФСИН России по Самарской области, ГУФСИН России Данилин В.Н., действующий на основании доверенностей от 09.03.2021 №64/ТО/7-4208, от 11.01.2023 №64/ТО/7-300, просил в удовлетворении административного иска отказать, указал суду, что распоряжением ФСИН России от 26.01.2023 г. № 208-рн внесены изменения в распоряжение ФСИН России №5707-рн от 05.07.2021 г. в части срока, на который признана нежелательность пребывания Абдупаттаева И.С. в РФ, - 3 года.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Самарской области Андреев Д.А., действующий на основании доверенности от 10.08.2021 №81, просил в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заместитель директора ФСИН России Бояриневу В.Г., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
Принимая во внимание требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), а также то, что в соответствии с Правилами содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1306, лица, помещенные в названные учреждения, содержатся в условиях, исключающих возможность самовольного оставления ими таких специальных учреждений, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Абдупаттаева И.С.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. о гражданских и политических правах и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Страсбург 16 сентября 1963 года) право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
Из материалов дела следует, и подтверждается заключением ГУ МВД России по Самарской области от 22.03.2021 г., что Абдупаттаев И.С. не имеет гражданства РФ, из ответа МВД Республики Узбекистан от 05.10.2022 г. в адрес ГУ по вопросам миграции МВД РФ на запрос от 12.09.2022 г. № 20/23029 следует, что Абдупаттаев И.С. принадлежит к гражданству республики Узбекистан.
Распоряжением ФСИН России от 05.07.2021 г. № 5707-рн на основании части 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" признано нежелательным пребывание (проживание) Абдупаттаева И.С. в Российской Федерации сроком на 10 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ.
Решением ГУ МВД России по Самарской области от 26.07.2021 г. постановлено депортировать Абдупаттаева И.С.
24.10.2022 г. ГУ МВД России по Самарской области в отношении Абдупаттаева И.С. вынесено решение о реадмиссии иностранного гражданина.
Оценивая законность оспариваемых решений (распоряжений) о нежелательности пребывания, о депортации, принятых в отношении Абдупаттаева И.С., в части соответствия их требованиям нормативно-правовых актов, устанавливающих полномочия органов, принявших оспариваемые решения, порядок и основания их принятия, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 3 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 этого же Федерального закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Феде-рации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 5 статьи 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ).
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Депортация представляет собой принудительную высылку иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (абзац 17 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции (часть седьмая статьи 25.10 Закона N 114-ФЗ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Закона N 115-ФЗ, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 статьи 31 указанного закона). Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. N199 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который на момент вынесения оспариваемого решения была включена ФСИН России.
Таким образом, принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации, осужденного судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, входит в компетенцию ФСИН России.
Регламентом взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства внутренних дел Российской Федерации и их территориальных органов при исполнении принятых Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, и вынесенных Федеральной службой исполнения наказаний (территориальным органом федеральной службы исполнения наказаний) решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных за совершение умышленного преступления, утвержденным приказом Минюста России и МВД России от 28 сентября 2018 г. N 198/633, определено, что заверенная копия решения о нежелательности в течение трех рабочих дней со дня ее получения территориальным органом ФСИН России направляется в территориальный орган МВД России на региональном уровне, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации решение о его реадмиссии.
При вынесении ФСИН России (территориальным органом ФСИН России) решения о неразрешении заверенная копия указанного решения в течение десяти рабочих дней со дня его вынесения направляется в территориальный орган МВД России на региональном уровне.
Администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за десять рабочих дней до дня освобождения иностранного гражданина, в отношении которого Минюстом России принято решение о нежелательности или ФСИН России (территориальным органом ФСИН России) вынесено решение о неразрешении, уведомляет о сроке освобождения указанного иностранного гражданина территориальный орган МВД России на региональном уровне.
При исполнении принятого ФСИН России решения о нежелательности территориальный орган МВД России на региональном уровне осуществляет сопровождение иностранного гражданина из учреждения, исполняющего наказание.
Таким образом, решение о депортации принимается во исполнение ранее вынесенного решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Установлено, подтверждено материалами дела, лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что приговором Сызранского городского суда от 03.06.2020 г. Абдупаттаев И.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ с назначением наказания в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Самарского областного суда от 07.12.2020 г. приговор Сызранского городского суда от 03.06.2020 г. изменен, с указанием в резолютивной части приговора об исчислении срока наказания Абдупаттаева С.С., Абдупаттаева И.С. - с даты вступления приговора в законную силу, т.е. с 07.12.2020 г. В остальной части приговор оставлен без изменения.
Судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление, и служит основанием для оценки его как обладающего повышенной общественной опасностью. Совершение преступления виновным лицом порождает него особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.
Как установлено материалами дела, Абдупаттаев И.С., являясь иностранным гражданином и пребывая на территории Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял и законы Российской Федерации не соблюдал, умышленно совершил на территории Российской Федерации преступление против жизни и здоровья человека. На момент принятия оспариваемого решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации судимость Абдупаттаева И.С. за совершение особо тяжкого преступления погашена и снята не была.
Наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации особо тяжкого преступления правомерно расценено ФСИН России как основание для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Абдупаттаева И.С. в Российской Федерации как лица, создающего реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. Применение данной меры является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени общественной опасности совершенного административным истцом преступления.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможности закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены в том числе общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.
Наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", часть 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
При таких обстоятельствах распоряжение ФСИН России от 05.07.2021 г. № 5707-рн о нежелательности пребывания (проживания) Абдупаттаева И.С. в Российской Федерации со всей очевидностью является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяний административного истца.
Принимая оспариваемое решение, административный ответчик на законных основаниях отдал приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина, совершившего в период пребывания на территории Российской Федерации преступлений, на территории России семьи или его нежелании покидать территорию Российской Федерации, в связи с чем, оснований для признания незаконным и отмены распоряжения ФСИН России от 05.07.2021 г. № 5707-рн не имеется.
Поскольку распоряжение ФСИН России от 05.07.2021 г. № 5707-рн является законным, и оно послужило основанием для принятия в соответствии с пунктом 11 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ решения о депортации Абдупаттаева И.С. за пределы Российской Федерации, оснований для признания незаконным и отмене решения ГУ МВД России по Самарской области о депортации от 26.07.2021 г. у суда также не имеется.
Доводы административного истца о незаконности оспариваемого распоряжения ФСИН России №5707-рн от 05.07.2021 г. поскольку оно вынесено на срок 10 лет, а не 3 года, как того требует закон, судом отклоняются, поскольку распоряжением ФСИН России от 26.01.2023 г. № 208-рн внесены изменения в распоряжение ФСИН России №5707-рн от 05.07.2021 г. в части срока, на который признана нежелательность пребывания Абдупаттаева И.С. в РФ, - 3 года. Таким образом, административным ответчиком правомерно внесены изменения в оспариваемое распоряжение в части срока нежелательности пребывания.
По мнению суда, исключительных обстоятельств, связанных с личностью истца, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство в его личную и семейную жизнь, не установлено.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 5 марта 2014 года N 628-О, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Вместе с тем, само по себе проживание Абдупаттаева И.С. в РФ в г. Сызрань с 2005 года, наличие у него матери, проживающей на территории Российской Федерации, не влечет в безусловном порядке признания оспариваемых распоряжения о нежелательности пребывания и решения о депортации, нарушающим его право на уважение личной и семейной жизни, поскольку они приняты с учетом степени общественной опасности преступного деяния административного истца и не противоречат правовой позиции Европейского Суда по правам человека, согласно которой признается оправданным вмешательство в семейную жизнь в случае осуждения лица за телесные повреждения, грабеж, преступления, связанные с наркотиками (решение от 24 апреля 1996 года "Бугханеми (Boughanemi) против Франции"), а Абдупаттаев И.С. совершил на территории Российской Федерации особое тяжкое преступление против жизни и здоровья человека. В свою очередь, данное обстоятельство свидетельствует о наличии исходящей от Абдупаттаева И.С. реальной угрозы общественному порядку, правам и интересам, здоровью граждан Российской Федерации, и принятие в таком случае адекватных мер реагирования в отношении лица без гражданства, пребывающего на территории Российской Федерации и нарушающего порядок пребывания, находится в компетенции государства.
При оценке указанных доводов административного истца, суд учитывает, что объективных доказательств того, что мать административного истца нуждается в личном присутствии Абдупаттаева И.С. именно на территории Российской Федерации суду не представлено, равно как сведений невозможности переезда семьи административного истца в страну его гражданской принадлежности.
При оценке указанных доводов административного истца со ссылками на положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации, суд учитывает, что поведение Абдупаттаева И.С. (совершение им особо тяжкого преступления) свидетельствует о том, что он как указано выше, относился с пренебрежением не только к законодательству страны пребывания, но и к известным ему последствиям такого поведения в виде выдворения из страны пребывания и невозможности длительное время быть на территории Российской Федерации со своей матерью.
Доводы административного истца и его представителя о том, что принятые в отношении него меры несоразмерны преследуемой цели защиты прав и интересов других лиц и нарушают права административного истца, отклоняются судом по основаниям, изложенным выше.
Из сведений УФСИН России по Самарской области следует, что осужденный Абдупаттаев И.С. характеризовался отрицательно, за время отбытия наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Самарской области имел 178 не снятых взысканий. За все время пребывания в Российской Федерации Абдупаттаев И.С. мер к легализации своего нахождения на территории страны не принял, по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке не обращался.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что законодательное регулирование возникших правоотношений согласуется с закрепленным в Конституции Российской Федерации принципом, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3), а также не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (статья 15, часть 4), в частности Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 года), подтверждающей право любого государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами (пункт 1 статьи 2), и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Постановления от 12 марта 2015 года N 4-П и от 20 октября 2016 года N 20-П; Определения от 4 июня 2013 года N 902-О, от 28 января 2016 года N 99-О, от 26 января 2017 года N 115-О, от 25 января 2018 года N 40-О и др.).
При этом, по смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, ограничительные меры, установленные частью четвертой статьи 25.10 и подпунктом 3 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", обращены к правоприменительным органам, прежде всего судам, которые в каждом конкретном случае должны оценивать наличие реально существующих обстоятельств, служащих основанием для отказа в разрешении на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, в силу чего, соответственно, не исключается возможность пересмотра ранее наложенных ограничений на новом этапе, если будет установлено, что отпали основания для их применения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2016 года N 20-П; Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 545-О-О, от 20 декабря 2016 года N 2593-О, от 25 января 2018 года N 41-О и др.).
Тем самым, Абдупаттаев И.С. не лишен возможности ставить вопрос об отмене наложенных ограничений, когда отпадут основания для их применения.
Вопреки доводам административного истца, оспариваемые распоряжение о нежелательности пребывания и решение о депортации административного истца соответствует охраняемым законом целям, являются соразмерными и адекватными мерами государственного реагирования.
В силу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Суд приходит к выводу, что оспариваемые распоряжение ФСИН России №5707-рн от 05.07.2021 г. о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решение ГУ МВД России по Самарской области о депортации от 26.07.2021 г. вынесены в соответствии с требованиями закона и нарушения прав и законных интересов административного истца не повлекли, поскольку он лишен возможности проживания на территории Российской Федерации после погашения судимости в соответствии с частью 3 статьи 86 Уголовного кодекса РФ.
Кроме того, административным истцом пропущены сроки на обращение в суд с административным иском в части оспаривания распоряжения ФСИН России №5707-рн от 05.07.2021 г. о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решения ГУ МВД России по Самарской области о депортации от 26.07.2021 г., что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, в силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Установлено, что с решением о депортации от 26.07.2021 г. Абдупаттаев И.С. ознакомлен лично под роспись 03.08.2021 г., а с распоряжением ФСИН России №5707-рн от 05.07.2021 г. – 28.07.2021 г. также лично под роспись.
Таким образом, учитывая, что о наличии распоряжения ФСИН России №5707-рн от 05.07.2021 г., решения ГУМВД России по Самарской области 05.07.2021 г. административному истцу было известно в июле и августе 2021 года, а в суд с административным иском он обратился лишь в декабре 2022 года, при этом доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения истец не представил, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления Абдупаттаеву И.С. срока обжалование распоряжения ФСИН России №5707-рн от 05.07.2021 г. о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решения ГУ МВД России по Самарской области о депортации от 26.07.2021 г.
На основании изложенного, суд считает необходимым отказать Абдупаттаеву И.С. в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к ГУ МВД России по Самарской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Самарской области, заместителю директора ФСИН России Бояриневу В.Г., о признании незаконными решений о нежелательности пребывания, о депортации - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.О. Шиндяпин
В окончательной форме решение принято 22 февраля 2023 г.