№ 5-458/21 36RS0016-01-2021-001903-94
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Калач 15 ноября 2021 года
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Соляной И.В.,
с участием представителя ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах по доверенности Урывской Г.И.,
представителей лица, в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении Гвоздевской Т.В. по доверенности Белова О.Б., Шпакова А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Гвоздевской Татьяны Васильевны, юридический адрес: <адрес>, фактический адрес осуществления деятельности: <адрес>, по ст.6.3 ч.2 КоАП РФ,
установил:
ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах в отношении ИП Гвоздевской Т.В. был составлен административный протокол от 14.10.2021, в котором указано, что она совершила административное правонарушение, состоящее в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), квалифицированное по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Судом установлено следующее. 14.10.2021г. в 11 час. 15 мин при проведении рейдовой проверки по пресечению угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) гл. эксперт Урывская Г.И. в организации торговли - в аптечном пункте ИП Гвоздевской Татьяны Васильевны по адресу: <адрес>, выявила, что не выполняются санитарно-эпидемиологические мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи новой коронавирусной инфекции (CQVID-2019). В закрытом помещении с постоянным нахождением работников (торговый зал) отсутствует устройство для обеззараживания воздуха, что является нарушением ст. 11, п.3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.09.1999г № 52-ФЗ; п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». п.2.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 N31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19», Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
В судебное заседание ИП Гвоздевская Т.В. не явилась, извещена надлежащим образом (л.д.18).
Представитель ИП Гвоздевской Т.В. по доверенности Белов О.Б. возражал против привлечения к административной ответственности данного лица. Представил суду письменные доводы (л.д. 22-23). Так называемая рейдовая проверка проводилась с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с частью 7 статьи 46 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона № 294-ФЗ. Виды государственного контроля (надзора), к которым положения Закона № 294-ФЗ не применяются, перечислены в части 3.1 статьи 1 данного Закона. Санитарно-эпидемиологического надзора в этом перечне нет.
Частью 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ предусмотрены также случаи, при которых не применяются положения данного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок. В их числе расследование причин возникновения аварий, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений (пункт 5).
Однако в организации торговли ИП Гвоздевской Татьяны Васильевны расследование причин инфекционных заболеваний не производилось.
В соответствии со статьей 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований (в частности, при отсутствии оснований для проведения проверки), не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 11, части 3 статьи 39 Закон № 52-ФЗ граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Несоблюдение санитарных правил создает угрозу жизни и здоровью человека, а так же угрозу возникновения и распространения заболеваний (статья 1 Закона № 52-ФЗ). В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (части 1 и 3 ст. 29 Закона № 52-ФЗ).
Осмотр места совершения административного правонарушения является неотложным действием и предусматривает немедленное составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения. Осмотр объекта недвижимости проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра. Протокол осмотра подписывается должностным лицом, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в акте осмотра делается отметка.
Полагает недопустимым принятие в качестве доказательства процессуального протокола № 7 от 14.10.2021 года, составленного в отношении ИП Гвоздевской, поскольку при его составлении не было обеспечено участие самого лица, привлекаемого к административной ответственности либо его уполномоченного представителя, не менее двух понятых, видеозапись совершения соответствующих процессуальных действий также не производилась, о чем указано в самом протоколе, где также содержится подпись представителя ИП Гвоздевской, датированная 20.10.2021 года. При осуществлении осмотра места совершения административного правонарушения в целях фиксации вещественных доказательств фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации не применялись.
При таких обстоятельствах протокол № 7 от 14.10.2021 года осмотра не может быть принят судом. Если из материалов дела в действиях лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, но при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения, выявленные уже в ходе рассмотрения дела судом, при неправильном составлении протокола об административном правонарушении признаки административного правонарушения не могут констатироваться.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Нарушение порядка привлечения к ответственности в виде надлежащего составления процессуальных документов является основанием для прекращения производства по делу.
По мнению представителя действиях индивидуального предпринимателя Т.В. Гвоздевской отсутствует вменяемый ей состав административного правонарушения. Он описан как отсутствие в закрытом помещении с постоянным нахождением работников (торговый зал) отсутствует устройства для обеззараживания воздуха. Однако действующее нормативно-правовое регулирование не возлагает на индивидуального предпринимателя обязанности по использованию такого устройства при осуществлении торговой деятельности
Должностное лицо надзорного органа сослалось на нарушение предпринимателем пункта 4.4 СП 3.1.3597-20.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона № 52-ФЗ Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила "СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно пункту 4.4 которых мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, наряду с прочим, организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха.
Пунктом 2.8 Методических рекомендаций "МР 3.1/2.3.5.0191-20.3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 01.06.2020 года) рекомендовано применение в помещениях с постоянным нахождением работников устройств для обеззараживания воздуха.
С учетом изложенного следует прийти к выводу о рекомендательном характере применения бактерицидных облучателей-рециркуляторов. На это же указано Роспотребнадзором в письме от 21.10.2020 года № 02/21655- 2020-32 "Об обеззараживании воздуха в помещениях", согласно которому право использовать тот или иной способ обеззараживания воздуха для обеспечения эпидемиологического благополучия помещений, используемых при осуществлении деятельности зданий и сооружений, остается за хозяйствующими субъектами. Положения методических документов носят рекомендательный характер, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену прав и обязанностей граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; какая-либо ответственность за неисполнение рекомендаций не предусмотрена.
Кроме того, при решении вопроса о необходимости установки бактерицидных облучателей-рециркуляторов следует определить возможность установки и безопасной для людей эксплуатации данного оборудования с учетом имеющихся требований, установленных руководством по дезинфектологии "Р 3.5.1904-04. 3.5. Дезинфектология. Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях. Руководство", утвержденного Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.03.2004. Так, в соответствии с пунктами 5.3, 5.7 указанного Руководства высота помещения, в котором предполагается размещение бактерицидной установки, должна быть не менее 3 м. Все помещения, где размещены бактерицидные установки, должны быть оснащены общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией либо иметь условия для интенсивного проветривания через оконные проемы, обеспечивающие однократный воздухообмен не более чем за 15 минут. Данные вопросы сотрудником надзорного органа не исследовались при решении вопроса о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности. Представитель ИП Гвоздевской Т.В. по доверенности просит производство по делу прекратить.
Представитель ИП Гвоздевской Т.В. по доверенности Шпаков А.С. считает необоснованным привлечение ее к административной ответственности. В период карантинных мероприятий и в целом в связи с растущим количеством заболевших в Калачеевском районе ИП Гвоздевская Т.В. все средства направляла на пополнение товарных запасов лекарств, предметов ухода, и у нее могло и не быть средств для покупки рециркуляторов, в настоящее время всё необходимое приобретено в соответствии с предписанием Роспотребнадзора.
Представитель ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах по доверенности Урывская Г.И. сообщила, что для составления протокола Гвоздевскую Т.В. вызывали. Рейдовая проверка проводилась совместно с администрацией района. Кто именно присутствовал, она не помнит, возможно ФИО1, в протоколе данное лицо она не указала. Участие понятых не требовалось в виду присутствия незаинтересованного лица – сотрудника администрации. Не согласна с тем, что к рециркуляторам воздуха представитель Белов О.Б. приравнивает бактерицидные лампы, это совсем не одно и то же. В помещении аптеки были голые стены, так что фотографировать отсутствие оборудования, предписанного законом для торговых точек, не имело смысла.
Изучив доводы сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, влечет на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица административный штраф от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абз.2): разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (абз.З). При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия груда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.24 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 29 данного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных эпидинфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Согласно пункту 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона. Соблюдение санитарных правил, санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ. пункты 1.3. 2.1. 2.6. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 (далее - СП 3.1/3.2.3146-13) «Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», согласно которому коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с приказом от 14.10.2021 г. № 6 УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах приказано принять участие в совместных с администрацией Калачеевского муниципального района Воронежской области, ОМВД России по Калачеевскому району главному специалисту Урывской Г.И (л.д. 11). Согласно письму от 11.10.2021 г. глава администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области просит о выделении сотрудника для участия в рейдах УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах.
Приказа о совместном проведении рейдов в торговых точках по Калачеевскому району не имеется, сведения о сроках и порядке проведения рейдов суду не представлены. Проверить доводы лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении - представителя ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах по доверенности Урывской Г.И. о законности проведения внеочередной неплановой проверки не представилось возможным.
Протокол по делу об административном правонарушении от 14.10.2021 г. составлен Урывской Г.И., сведений о том, что при проверке участвовала комиссия, не имеется, в протоколе указано, что Гвоздевская Т.В. от объяснений отказалась (л.д.2). Понятые при составлении протокола не присутствовали, соответствующим актом отказ от дачи объяснений Гвоздевской Т.В. не оформлен. В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Данные права Гвоздевской Т.В. должным образом обеспечены не были.
В материалах дела имеется протокол № 7 об осмотре принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений от 14.10.21 г., который составлен главным специалистом-экспертом ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах Урывской Г.И. (л.д. 1). В нем отсутствуют сведения о том, что данный протокол составлялся в присутствии какой-либо комиссии с участием представителя администрации Калачеевского муниципального района. Понятые при составлении протокола не присутствовали, видео-съемка, фотофиксация осмотра не проводилась. В соответствии с положениями ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса. Ч. 2 предусматривает, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Ч.3 предусматривает, что в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Данные нормы не были соблюдены при составлении протокола № 7 об осмотре принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений от 14.10.21 г., что не позволяет суду считать данный протокол надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении. Суд оценивает данный протокол как не соответствующий требованиям закона и исключает его из числа доказательств по делу.
В соответствии с требованиями статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им вмененного правонарушения возложено на административный орган. Суду не представлено доказательств наличия в действиях ИП Гвоздевской Т.В. состава административного правонарушения.
В соответствии с положениями п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9 п.1, 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП Гвоздевской Татьяны Васильевны прекратить в виду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии сторонами по делу.
Судья: Соляная И.В.
№ 5-458/21 36RS0016-01-2021-001903-94
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Калач 15 ноября 2021 года
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Соляной И.В.,
с участием представителя ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах по доверенности Урывской Г.И.,
представителей лица, в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении Гвоздевской Т.В. по доверенности Белова О.Б., Шпакова А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Гвоздевской Татьяны Васильевны, юридический адрес: <адрес>, фактический адрес осуществления деятельности: <адрес>, по ст.6.3 ч.2 КоАП РФ,
установил:
ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах в отношении ИП Гвоздевской Т.В. был составлен административный протокол от 14.10.2021, в котором указано, что она совершила административное правонарушение, состоящее в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), квалифицированное по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Судом установлено следующее. 14.10.2021г. в 11 час. 15 мин при проведении рейдовой проверки по пресечению угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) гл. эксперт Урывская Г.И. в организации торговли - в аптечном пункте ИП Гвоздевской Татьяны Васильевны по адресу: <адрес>, выявила, что не выполняются санитарно-эпидемиологические мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи новой коронавирусной инфекции (CQVID-2019). В закрытом помещении с постоянным нахождением работников (торговый зал) отсутствует устройство для обеззараживания воздуха, что является нарушением ст. 11, п.3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.09.1999г № 52-ФЗ; п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». п.2.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 N31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19», Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
В судебное заседание ИП Гвоздевская Т.В. не явилась, извещена надлежащим образом (л.д.18).
Представитель ИП Гвоздевской Т.В. по доверенности Белов О.Б. возражал против привлечения к административной ответственности данного лица. Представил суду письменные доводы (л.д. 22-23). Так называемая рейдовая проверка проводилась с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с частью 7 статьи 46 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона № 294-ФЗ. Виды государственного контроля (надзора), к которым положения Закона № 294-ФЗ не применяются, перечислены в части 3.1 статьи 1 данного Закона. Санитарно-эпидемиологического надзора в этом перечне нет.
Частью 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ предусмотрены также случаи, при которых не применяются положения данного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок. В их числе расследование причин возникновения аварий, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений (пункт 5).
Однако в организации торговли ИП Гвоздевской Татьяны Васильевны расследование причин инфекционных заболеваний не производилось.
В соответствии со статьей 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований (в частности, при отсутствии оснований для проведения проверки), не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 11, части 3 статьи 39 Закон № 52-ФЗ граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Несоблюдение санитарных правил создает угрозу жизни и здоровью человека, а так же угрозу возникновения и распространения заболеваний (статья 1 Закона № 52-ФЗ). В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (части 1 и 3 ст. 29 Закона № 52-ФЗ).
Осмотр места совершения административного правонарушения является неотложным действием и предусматривает немедленное составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения. Осмотр объекта недвижимости проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра. Протокол осмотра подписывается должностным лицом, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в акте осмотра делается отметка.
Полагает недопустимым принятие в качестве доказательства процессуального протокола № 7 от 14.10.2021 года, составленного в отношении ИП Гвоздевской, поскольку при его составлении не было обеспечено участие самого лица, привлекаемого к административной ответственности либо его уполномоченного представителя, не менее двух понятых, видеозапись совершения соответствующих процессуальных действий также не производилась, о чем указано в самом протоколе, где также содержится подпись представителя ИП Гвоздевской, датированная 20.10.2021 года. При осуществлении осмотра места совершения административного правонарушения в целях фиксации вещественных доказательств фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации не применялись.
При таких обстоятельствах протокол № 7 от 14.10.2021 года осмотра не может быть принят судом. Если из материалов дела в действиях лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, но при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения, выявленные уже в ходе рассмотрения дела судом, при неправильном составлении протокола об административном правонарушении признаки административного правонарушения не могут констатироваться.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Нарушение порядка привлечения к ответственности в виде надлежащего составления процессуальных документов является основанием для прекращения производства по делу.
По мнению представителя действиях индивидуального предпринимателя Т.В. Гвоздевской отсутствует вменяемый ей состав административного правонарушения. Он описан как отсутствие в закрытом помещении с постоянным нахождением работников (торговый зал) отсутствует устройства для обеззараживания воздуха. Однако действующее нормативно-правовое регулирование не возлагает на индивидуального предпринимателя обязанности по использованию такого устройства при осуществлении торговой деятельности
Должностное лицо надзорного органа сослалось на нарушение предпринимателем пункта 4.4 СП 3.1.3597-20.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона № 52-ФЗ Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила "СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно пункту 4.4 которых мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, наряду с прочим, организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха.
Пунктом 2.8 Методических рекомендаций "МР 3.1/2.3.5.0191-20.3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 01.06.2020 года) рекомендовано применение в помещениях с постоянным нахождением работников устройств для обеззараживания воздуха.
С учетом изложенного следует прийти к выводу о рекомендательном характере применения бактерицидных облучателей-рециркуляторов. На это же указано Роспотребнадзором в письме от 21.10.2020 года № 02/21655- 2020-32 "Об обеззараживании воздуха в помещениях", согласно которому право использовать тот или иной способ обеззараживания воздуха для обеспечения эпидемиологического благополучия помещений, используемых при осуществлении деятельности зданий и сооружений, остается за хозяйствующими субъектами. Положения методических документов носят рекомендательный характер, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену прав и обязанностей граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; какая-либо ответственность за неисполнение рекомендаций не предусмотрена.
Кроме того, при решении вопроса о необходимости установки бактерицидных облучателей-рециркуляторов следует определить возможность установки и безопасной для людей эксплуатации данного оборудования с учетом имеющихся требований, установленных руководством по дезинфектологии "Р 3.5.1904-04. 3.5. Дезинфектология. Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях. Руководство", утвержденного Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.03.2004. Так, в соответствии с пунктами 5.3, 5.7 указанного Руководства высота помещения, в котором предполагается размещение бактерицидной установки, должна быть не менее 3 м. Все помещения, где размещены бактерицидные установки, должны быть оснащены общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией либо иметь условия для интенсивного проветривания через оконные проемы, обеспечивающие однократный воздухообмен не более чем за 15 минут. Данные вопросы сотрудником надзорного органа не исследовались при решении вопроса о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности. Представитель ИП Гвоздевской Т.В. по доверенности просит производство по делу прекратить.
Представитель ИП Гвоздевской Т.В. по доверенности Шпаков А.С. считает необоснованным привлечение ее к административной ответственности. В период карантинных мероприятий и в целом в связи с растущим количеством заболевших в Калачеевском районе ИП Гвоздевская Т.В. все средства направляла на пополнение товарных запасов лекарств, предметов ухода, и у нее могло и не быть средств для покупки рециркуляторов, в настоящее время всё необходимое приобретено в соответствии с предписанием Роспотребнадзора.
Представитель ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах по доверенности Урывская Г.И. сообщила, что для составления протокола Гвоздевскую Т.В. вызывали. Рейдовая проверка проводилась совместно с администрацией района. Кто именно присутствовал, она не помнит, возможно ФИО1, в протоколе данное лицо она не указала. Участие понятых не требовалось в виду присутствия незаинтересованного лица – сотрудника администрации. Не согласна с тем, что к рециркуляторам воздуха представитель Белов О.Б. приравнивает бактерицидные лампы, это совсем не одно и то же. В помещении аптеки были голые стены, так что фотографировать отсутствие оборудования, предписанного законом для торговых точек, не имело смысла.
Изучив доводы сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, влечет на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица административный штраф от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абз.2): разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (абз.З). При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия груда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.24 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 29 данного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных эпидинфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Согласно пункту 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона. Соблюдение санитарных правил, санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ. пункты 1.3. 2.1. 2.6. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 (далее - СП 3.1/3.2.3146-13) «Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», согласно которому коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с приказом от 14.10.2021 г. № 6 УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах приказано принять участие в совместных с администрацией Калачеевского муниципального района Воронежской области, ОМВД России по Калачеевскому району главному специалисту Урывской Г.И (л.д. 11). Согласно письму от 11.10.2021 г. глава администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области просит о выделении сотрудника для участия в рейдах УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах.
Приказа о совместном проведении рейдов в торговых точках по Калачеевскому району не имеется, сведения о сроках и порядке проведения рейдов суду не представлены. Проверить доводы лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении - представителя ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах по доверенности Урывской Г.И. о законности проведения внеочередной неплановой проверки не представилось возможным.
Протокол по делу об административном правонарушении от 14.10.2021 г. составлен Урывской Г.И., сведений о том, что при проверке участвовала комиссия, не имеется, в протоколе указано, что Гвоздевская Т.В. от объяснений отказалась (л.д.2). Понятые при составлении протокола не присутствовали, соответствующим актом отказ от дачи объяснений Гвоздевской Т.В. не оформлен. В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Данные права Гвоздевской Т.В. должным образом обеспечены не были.
В материалах дела имеется протокол № 7 об осмотре принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений от 14.10.21 г., который составлен главным специалистом-экспертом ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском районах Урывской Г.И. (л.д. 1). В нем отсутствуют сведения о том, что данный протокол составлялся в присутствии какой-либо комиссии с участием представителя администрации Калачеевского муниципального района. Понятые при составлении протокола не присутствовали, видео-съемка, фотофиксация осмотра не проводилась. В соответствии с положениями ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса. Ч. 2 предусматривает, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Ч.3 предусматривает, что в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Данные нормы не были соблюдены при составлении протокола № 7 об осмотре принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений от 14.10.21 г., что не позволяет суду считать данный протокол надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении. Суд оценивает данный протокол как не соответствующий требованиям закона и исключает его из числа доказательств по делу.
В соответствии с требованиями статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им вмененного правонарушения возложено на административный орган. Суду не представлено доказательств наличия в действиях ИП Гвоздевской Т.В. состава административного правонарушения.
В соответствии с положениями п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9 п.1, 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП Гвоздевской Татьяны Васильевны прекратить в виду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии сторонами по делу.
Судья: Соляная И.В.