ДЕЛО № 2-571/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт. Козулька 21 сентября 2016 г.
Козульский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Пресняковой Т.Е,
с участием помощника прокурора района Борисяк Т.Ю,
при секретаре Донченко Е.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Козульского района Красноярского края в защиту Бельчина ФИО2 о предоставлении во внеочередном порядке специализированного жилого помещения, суд
установил:
Прокурор Козульского района Красноярского края в защиту ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Козульского района Красноярского края о предоставлении во внеочередном порядке специализированного жилого помещения, мотивируя требования тем, что по заявлению Бельчина С.В. проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. В ходе проверки установлено, что Бельчин С.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории детей-сирот, не имеет закрепленного жилого помещения. Жилое помещение за Бельчиным С.В. не закреплялось, жилое помещение по договору социального (специализированного) найма Бельчину С.В. не предоставлялось. Бельчин С.В. в настоящее время нуждается в предоставлении жилого помещения.
Просит суд обязать Администрацию Козульского района Красноярского края предоставить Бельчину С.В. во внеочередном порядке благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Помощник прокурора района Борисяк Т.Ю. в судебном заседании исковые требования прокурора района поддержала в полном объёме, просила суд удовлетворить.
Истец Бельчин С.В, извещенный о дне слушанья дела надлежащим образом, в зал судебного заседания не явился, по неизвестной суду причине.
Представитель ответчика Администрации Козульского района Красноярского края Коледова М.А, действующая на основании доверенности от 05 июля 2016 года, извещенная о дне слушания дела надлежащим образом, в зал судебного заседания не явилась, предоставила суду ходатайство с просьбой дело рассмотреть в ее отсутствие, против заявленных требований не возражает.
Представитель Управления образования опеки и попечительства Администрации Козульского района Красноярского, извещенный о дне слушания дела надлежащим образом, в зал судебного заседания не явился по неизвестной суду причине.
Представитель Министерства образования Красноярского края Шрайнер Н.Б, действующая на основании доверенности от 21 декабря 2015 года № 75-13667, извещенная о дне слушания дела надлежащим образом, в зал судебного заседания не явилась, предоставила суду возражение, согласно которым просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в иске отказать, поскольку на основании решения краевой комиссии от 25 июня 2012 года Бельчин С.В. поставлен на учет в министерстве в качестве нуждающегося в жилом помещении. Он внесен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2015 году по соглашению от 27 марта 2015 года № 34 о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации муниципального образования Козульский район. Однако, администрация Козульского района не исполнила свои обязательства по соглашению в части предоставления жилого помещения Бельчину С.В. Истец Бельчин С.В. внесен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году.
Суд, выслушав доводы помощника прокурора района Борисяк Т.Ю, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «ж», «к» ч.1 ст.72).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
Согласно п. 1 ст. 109. 1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 приведенного Федерального закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со ст.17 Закона края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» (далее – Закон о защите прав ребенка), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, наделены на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что истец Бельчин С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилья Бельчин С.В. не имеет. Жилое помещение, Бельчин С.В. по договору социального (специализированного) найма не предоставлялось. Договора социального (специализированного) найма жилого помещения с Бельчиным С.В. не заключалось. Бельчин С.В. решением краевой комиссии 25.06.2012 г. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решением Козульского районного суда Красноярского края от 04 сентября 2007 года ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении Бельчина С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно информации Управления образования, опеки и попечительства администрации Козульского района от 04 августа 2016 г, жилое помещение за Бельчиным С.В. не закреплялось, жилое помещение по договору социального (специализированного) найма не заключалось. Бельчин С.В. нуждается в предоставлении жилого помещения.
Из справки Управления образования, опеки и попечительства администрации Козульского района от 01 августа 2016 года следует, что Бельчин С.В. является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете на получение жилья в министерстве образования края на основании решения краевой комиссии от 25 июня 2012 года. Включен в список между администрацией района и министерством образования в список на приобретение жилья на 2016 года.
Исходя из буквального содержания приведенных выше правовых норм, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным лицам, в частности, по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, в силу закона предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также от иных условий.
Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. А такое право у истца уже возникло в связи с достижением совершеннолетия, но не реализовано им до настоящего времени.
В силу п. 5 ст. 17 Закона о защите прав ребенка, формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании в настоящем пункте документов.
Согласно п. 9 ст. 8 Федерального закона о дополнительных гарантиях, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах, истец имеет право на предоставление ему вне очереди, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку указанное право им до настоящего времени не реализовано.
В соответствии со абз. 3 п.13, п. 14 ст. 17 Закона края о защите прав ребенка, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения в муниципальную собственность (строительства) жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются. При приобретении индивидуального жилого дома одновременно с передачей права собственности на жилой дом передаются права на земельный участок, на котором он расположен. Приобретенные (построенные) жилые помещения включаются в муниципальный специализированный жилищный фонд (п.13).
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров (п.14).
В силу п. 7 ст. 8 ФЗ о дополнительных гарантиях, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, на Администрацию Козульского района Красноярского края как на исполнительный орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению
Бельчина С.В. за счет средств краевого бюджета, жилым помещением не ниже нормы предоставления в размере 33 кв.м. общей площади по договору специализированного найма, последняя нуждается в предоставлении жилого помещения.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Козульского района Красноярского края о возложении обязанности на администрацию Козульского района Красноярского края предоставить Бельчину С.В. во внеочередном порядке благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию Козульского района Красноярского края предоставить Бельчину ФИО2 во внеочередном порядке благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Козульский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья: Т.Е. Преснякова